Сергей Горбунов, "Казахстанская правда", 9 января
В начале ноября 2007 года финансовые полицейские Павлодарской области остановили три большегрузных автомобиля, перевозивших рельсы и шпалы. Проверяя у водителей документы на этот недешевый по нынешним временам груз, полицейские обратили внимание на то, что в товарно-транспортных накладных не указан пункт разгрузки рельсов и шпал, получателем которых значилось некое ТОО "ПВ-Сау". По словам водителей, им поручили доставить груз в Павлодар и оставить его на территории бывшего комбината ЖБИ-2.
Как сообщает пресс-служба областного департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, заподозрив неладное, сотрудники финансовой полиции проехали на названную территорию КЖБИ, где и обнаружили штабеля рельсов марки Р65 длиной 12,5 метра в количестве 1 679 штук и 8 744 шпалы, готовые к отправке по железной дороге. Всего, вместе с новой партией, стражи порядка насчитали 2 564 рельса, бывшие в употреблении, и 15 244 бэушные шпалы, что равноценно 17,5 километра железнодорожного полотна.
Но владельцы груза вовсе не думали от него отказываться. Представитель ТОО показал сотрудникам департамента оригиналы документов, заверенные одним из первых руководителей АО "НК "Казахстан темир жолы", которые давали "ПВ-Сау" право распоряжаться демонтированными рельсошпальными решетками.
Казалось бы, инцидент исчерпан. Но, проведя дальнейшее расследование, финансовые полицейские выяснили: ни один документ не зарегистрирован в АО "НК "КТЖ"! А подпись "железнодорожного генерала" является подлинной лишь в одном документе. Но это еще не все.
18 октября 1996 года правительства Российской Федерации и Казахстана заключили соглашение. Краткая его суть такова. Участки российских железных дорог проходят по территории Казахстана и наоборот. Так вот, согласно соглашению, имущество железнодорожного транспорта является собственностью того государства, на территории которого оно расположено. По землям Павлодарской области проходит железная дорога Черлак – Теренгуль протяженностью 137 километров и Граничная – станция Кзыл-ту протяженностью 60 километров Западно-Сибирской железной дороги ОАО "Российские железные дороги". Но, по тому же соглашению, все имущество данных железнодорожных участков является собственностью Казахстана, но никак не "Казахстан темир жолы", и оно не вправе им распоряжаться. Однако это, как установили финансовые полицейские, фактически произошло.
В сентябре-октябре 2007 года Западно-Сибирская железная дорога демонтировала 14,5 километра пути на перегоне Валиханово (Казахстан) – Черлак, которые по акту приема-передачи были переданы ТОО "Каз-Эском". А уже оттуда под прикрытием изъятых документов с визой руководителя АО "НК "КТЖ" рельсы и шпалы перекочевали в ТОО "ПВ-Сау".
Но и это еще не финал. Выяснилось, что учредителем и директором данного товарищества, от имени которого проводились сделки, значится гражданин РК А. Сохарев, бомж, не имевший к ТОО и его деятельности ни малейшего отношения. То есть товарищество фактически оказалось лжепредприятием, созданным, как свидетельствуют факты, для преступной деятельности.
Следствием установлено, что в 2004 году на станции Мынкуль было похищено 19,4 километра демонтированных железнодорожных путей на сумму более 480 миллионов тенге. В 2005 году – 9,3 километра железнодорожного полотна стоимостью свыше 230 миллионов тенге. В 2006 году на участке Валиханово – станция Мынкуль – 17,1 километра стальной магистрали ценой в 425 миллионов тенге. И в 2007 году на уже упомянутом перегоне Валиханово – Черлак жулики умыкнули рельсы и шпалы общей стоимостью более 350 миллионов тенге. Всего за указанные периоды в этом секторе железной дороги демонтированы и впоследствии похищены 60,2 километра путей стоимостью, по предварительным данным, свыше полутора миллиарда тенге!
...Естественно, те, кто своими преступными действиями нанес ущерб государству, получат по заслугам. Но закономерен вопрос: как получилось так, что в течение трех лет разворовывали участки государственной дороги и никто ни в одном ведомстве не озаботился сохранностью этого имущества? |