Адильхан Шайков, 31-й канал, 10 ноября
Теневой оборот на железной дороге: счет идет на миллионы. Частные перевозчики незаконно повышали тарифы. И на этом получали многомиллионные прибыли, сообщает Информбюро. Этот факт - собственными силами - раскрыли в акционерном обществе "Пассажирские перевозки". Но самое удивительное то, что помогали своим конкурентам, сами же железнодорожники.
Сегодня главный железнодорожный перевозчик страны занимался самокритикой. Он собрал брифинг, чтобы сообщить журналистам о коррупции, которая по его словам, прочно проникла в сферу пассажирских перевозок.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения Байдалы Даримбетова, стало незаконное повышение тарифов частными перевозчиками. Это стало возможным благодаря двум его заместителям. Подчиненных Даримбетов уволил, а вот незаконную прибыль своих конкурентов не смог возвратить.
БАЙДАЛЫ ДАРИМБЕТОВ, ПРЕЗИДЕНТ АО "ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ":
- Это верхушка айсберга, его видимая часть того, что годами прочно вошло в систему!
Впрочем, о том, что в сфере пассажирских перевозок процветает коррупция, еще две недели назад говорили в генпрокуратуре. Проверка надзорного органа установила то, о чем в казахстанском обществе говорят давно. Это провоз "зайцев" - пассажиров и неоформленного груза. А также факты незаконной продажи билетов по завышенным ценам, на вокзалах, прямо у касс.
САПАРБЕК НУРПЕИСОВ, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РК:
- Кассиры, сами или подставных лиц-конкурентов... сначала искусственно создали дефицит, а потом продавали по завышенным ценам.
Признавая вину, в железнодорожном ведомстве говорили и о доле ответственности самих пассажиров. Дескать, люди сами предпочитают ездить дешевле, и грузы передавать в обход действующих правил.
БАЙДАЛЫ ДАРИМБЕТОВ, ПРЕЗИДЕНТ АО "ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ":
- Поймите, спрос рождает предложение! Пассажиры сами шли к проводникам, чтобы уехать подешевле, и отсюда, коррупция.
Между тем, сфера пассажирских перевозок в Казахстане считается убыточным предприятием. Она дотируется из госказны. Ежегодно миллионы бюджетных денег направляются в систему в качестве субсидий.
Но в транспортной прокуратуре уверены, если бы не многочисленные факты коррупции, то железная дорога могла окупать себя. В качестве доказательства прокуроры приводят выявленные факты полупустых пассажирских вагонов, при постоянном дефиците билетов.
--------
Произвол на казахстанской железной дороге продолжается Мария Имаева, www.ktk.kz, 10 ноября
Поезд коррупции не сходит с рельс! Произвол на казахстанской железной дороге продолжается. На проводников не действуют ни прокурорские проверки, ни разоблачительные сюжеты. Мария Имаева отправилась в путь и убедилась, что на дальней станции сходят и заходят сотни безбилетников.
Еще вагончик не тронулся, а нашей съемочной группе уже пришлось бороться за законно купленные места. Больше всего безбилетники притесняют пассажиров нижних полок. На одном месте сидят по три, а то и по четыре человека.
За своих подопечных проводники стоят горой. Даже если законный пассажир настоит освободить место, то вагонные кураторы готовы уступить свое купе.
Стоимость официального билета и места, которое предоставит сам проводник, отличаются ненамного. Например, на Алматы-Тараз стоит 2000 тысячи тенге, с проводником можно договориться за полторы. Из Алматы в Актобе - официальный тариф 4800 тенге, проводники могут сделать скидку по своему усмотрению, а может и накинуть 200-300 тенге, если у пассажира нет удостоверения.
Больше всего зайцев по маршрутам: из Алматы в Чу, Отар, Тараз, Шымкент, особенно в выходные дни. При том, что в кассе билетов нет, у проводников места есть всегда!
Во время пути по вагонам постоянно снуют торговцы. Костюмы, шапки, игрушки, канцтовары, посуда - барахолка на колесах работает без перерывов и выходных.
В каждом вагоне базируются по пять-шесть торговых групп. Плата за проезд проводникам 500 тенге. Этот бизнес уже поставлен на рельсы, и похоже, что переводить стрелку, чтобы поезд свернул на легальный путь, никто не собирается. |