Пресс-служба Счетного комитета, 5 января
Счетный комитет рекомендует правительству разработать эффективный механизм планирования и финансирования строительства социально-значимых объектов на основе государственно-частного партнерства.
Как показали проверки, в Алматинской, Атырауской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях администраторами бюджетных программ не проводится на должном уровне контроль за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на строительство и реконструкцию объектов образования. Допущены нарушения на общую сумму более 5млрд. тенге.
При использовании целевых трансфертов не достигнуты ожидаемые результаты. К примеру, не ликвидированы школы с трехсменным обучением. В настоящее время в Кызылординской, Алматинской и Южно-Казахстанской областях в 51 школе учащиеся обучаются в три смены.
Установлены факты несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов образования. В 2006-2008 годах в Южно-Казахстанской, Кызылординской и Атырауской областях вместо 75 объектов образования фактически введено в эксплуатацию 33. Из-за отсутствия механизма, регулирующего государственно-частное партнерство, в г. Алматы продлевается строительство двух из четырех школ, а в Южно-Казахстанской области строительство 34 школ в полном объеме предполагается реализовать за счет бюджетных средств.
Среди основных причин срыва сроков сдачи в эксплуатацию - увеличение стоимости объектов строительства. В ряде областей подрядные организации в процессе строительства с согласия заказчика осуществляли перерасчет в сторону увеличения стоимости строительства. При этом, по данным Агентства по статистике, индекс цен на строительно-монтажные работы и элементы их технологической структуры в 2008 году существенно не изменился.
Так, в 2006-2008 годах в Южно-Казахстанской области за счет средств республиканского бюджета по 21 объекту увеличена стоимость строительства на общую сумму 2,2 млрд. тенге. Из них 4 объекта, на строительство которых было затрачено 918,1 млн. тенге, остались недостроенными. В бюджете текущего года на завершение строительства указанных объектов средства не предусмотрены.
По результатам контроля на 23 объектах шести областей установлена оплата невыполненных объемов работ на общую сумму 802,6 млн. тенге. Например, за строительство средней школы в микрорайоне "Азат" в г.Шымкенте ТОО "СП Казболгарстрой" произведена оплата в полном объеме. Но объект в настоящее время не введен в эксплуатацию.
Счетный комитет рекомендует правительству разработать эффективный механизм планирования и финансирования строительства социально-значимых объектов на основе государственно-частного партнерства. Министерству образования и науки рекомендуется усилить мониторинг реализации инвестиционных проектов и исключить факты перечисления трансфертов областным бюджетам на содержание школ, не введенных в эксплуатацию. Даны предложения по проведению проверки объектов образования на предмет их наполняемости и фактической потребности в регионах.
Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту РК. Осуществляет внешний контроль и оценку исполнения республиканского бюджета, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении. |