www.procuror.kz, 16 апреля
Генеральной прокуратурой проведена проверка применения законодательства, направленного на защиту и поддержку прав и интересов детей с ограниченными возможностями, за период 2007-2008 г.г.
Как показала проверка, предусмотренные Законами "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" и "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан" права детей, ограниченных в жизнедеятельности, нарушаются в большинстве регионов страны.
Поздняя выявляемость детей с психическими или физическими недостатками, препятствующая своевременному получению квалифицированной помощи, недостаточность организаций, оказывающих специальные образовательные и социальные услуги, дефицит кадрового и организационно-методического обеспечения организаций социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки, ограничивающие детей в доступе на поддержку и специальное образование, отсутствие преемственности между медучреждениями и специальными организациями образования в передаче сведений о выявленных отклонениях в развитии детей и целый блок других нарушений выявлен практически в каждой области республики.
По данным Министерства образования и науки на 1 января т.г. в стране проживают 149 246 детей с ограниченными возможностями, это примерно 3,15% от общего числа несовершеннолетних граждан Республики. Од-нако, результаты проверки свидетельствуют о том, что эта статистика не отражает реальную ситуацию, поскольку в отдельных регионах прокурорами выявлены факты приписки статданных и, наоборот, не включения в учет нуждающихся детей.
К примеру, в Актюбинской области в ходе проверки выявлен несовершеннолетний Е.Коныров, который лишь после вмешательства прокурора поставлен на учет в психолого-медико-педагогической консультации.
Также выявлены факты неправильного диагностирования детей при выявлении психофизических не-достатков, которые, в итоге, привели к необратимым последствиям для их здоровья.
Так, в 2008г. родители М.Смагулова 1995 г.р., жители г. Жезказгана, самостоятельно обратились в психолого-медико-педагогическую консультацию с жалобами на постоянную утомляемость и сонливость ребенка.
При обследовании было установлено, что ребенку еще в 5-летнем возрасте поставлен диагноз: "Вегетососудистая дистония по кардиальному типу. Невроз", в связи с чем, проводилось соответствующее лечение, которое положительных результатов не дало.
По итогам нового комплексного обследования в диагностическом центре г.Караганды, проведенного в 2008 году по направлению ПМПК, этому же ребенку был установлен другой диагноз: "Гепатоцеребральная дистрофия. Аутоиммунный тиреондит эутиреоз", а в январе т.г. М.Смагулову определена инвалидность.
Данный факт свидетельствует о том, что установленный неправильно диагноз, без своевременного комплексного обследования и соответствующего лечения, привел в конечном итоге к оформлению инвалидности.
Несмотря на долгое существование психолого-медико-педагогических консультаций (более 5 лет) в некоторых регионах страны врачи не знают об этих учреждениях. По такой банальной причине многие дети с риском отставания в психофизическом развитии не направляются в ПМПК для углубленного обследования и оказания лечебной помощи.
Например, в г.Жезказган Карагандинской области медработники семейных врачебных амбулаторий ознакомились с деятельностью ПМПК лишь в ходе прокурорской проверки и только после вмешательства сотрудников прокуратуры стали принимать меры к взаимодействию.
При этом, важно отметить, что существующая сеть ПМПК не соответствует нормативам, установленным Правилами о порядке организации деятельности психолого-медико-педагогической консультации, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 сентября 2004 года №744.
Согласно сведениям Минобразования и науки, на сегодняшний день сеть ПМПК составляет 56 единиц. Хотя, с учетом численности детского населения, количество данных учреждений должно составлять как минимум 79 единиц.
В частности, в г.Алматы при численности детского населения 335 262 человек должно быть не менее пяти ПМПК, а существуют лишь две консультации.
Развитие сети организаций, осуществляющих специальные образовательные и социальные услуги, является одной из основных задач социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями.
Однако, как показала проверка, акиматы областей финансируют ПМПК и другие специальные организации образования по остаточному принципу, что подтверждается их слабой оснащенностью.
К примеру, ПМПК г.Павлодара расположена в здании школы №29 на площади менее ста квадратных метров. Поэтому, у учреждения отсутствуют отдельный вход и пандус.
Кроме того, спецучреждения образования не обеспечены автотранспортом, специальным и медицинским оборудованием, методическим и диагностическим материалом для проведения всех видов обследований.
Так, в Карагандинской областной ПМПК из медицинского оборудования имеется лишь ростомер, весы, молоточек для невропатолога и комплект пробных линз, который, кстати, не используется из-за отсутствия окулиста.
И такие примеры по республике не единичны.
Согласно Законам "Об образовании" и "О лицензировании", образовательная деятельность юридических лиц, реализующих специальные образовательные программы, подлежит лицензированию.
Как известно, постановлением Правительства от 2 июня 2007 года № 452 были утверждены Правила лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности.
Однако, этими Правилами почему-то до сих пор не предусмотрены квалификационные требования, предъявляемые к деятельности юридических лиц, реализующих специальные образовательные программы, что, в свою очередь, не позволяет уполномоченному органу приступить к выдаче соответствующих лицензий.
Например, дома-интернаты для умственно отсталых детей городов Аркалыка и Костаная работают без гос.лицензий.
Эти и другие организационно-правовые проблемы привели к различным массовым нарушениям прав указанных детей на образование.
На сегодняшний день во многих регионах дети обучаются при недостаточном научно-методическом обес-печении, нехватке педагогов-дефектологов, социальных педагогов, педагогов-психологов
Например, в трех ПМПК по Кызылординской области нет сурдолога и офтальмолога, сурдопедагога, социальный педагога.
Прокуратурой г.Костаная выявлено, что обучение детей с умственной отсталостью в ясли-саде №9 вообще ведется по программе воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста, утвержденной Министерством просвещения СССР в 1983 году!
Также, при проверке соблюдения имущественных прав детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в интернатных учреждениях, выявлены многочисленные правонарушения, касающиеся обеспечения несовершеннолетних социальными выплатами.
К сожалению, не редко администрации воспитательных учреждений не принимают меры к своевременному обеспечению подопечных гарантированными государством пособиями.
В частности, несмотря на наличие у Б.Дьяченко инвалидности, установленной еще в 2003г., администрация детдома для умственно-отсталых детей г.Алматы обратилась за назначением пособия лишь через 4 года - т.е. в 2007 году.
Таким же образом были нарушены права еще 28 воспитанников. По актам прокурорского надзора имущественные права детей были восстановлены.
В соответствии с Законом "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", местные исполнительные органы области должны обеспечивать реализацию прав на получение социальной помощи и специальных социальных услуг.
Однако, как показала проверка дети с ограниченными возможностями не получают социальные услуги в должном объеме.
К примеру, в нарушении Правил социального обслуживания на дому отделом занятости и соцпрограмм Карасайского района Алматинской области более 1,5 месяцев не оказывалась социальная помощь на дому 6 детям, проживающим на ст. Шамолган.
В Т.Рыскуловском районе Жамбылской области социальным работником С.Коныратбаевой на протяжении длительного времени не оказывалась социальная помощь 4 инвалидам, при этом зарплата получалась ежемесячно.
Практически во всех учреждениях системы образования выявлены нарушения требований законодательства в части охраны жизни и здоровья граждан, в том числе законодательства о лекарственных средствах, санитарных и противопожарных норм и правил.
В частности, в медпункте коррекционного детдома Шортандинского района Акмолинской области в ходе проверки обнаружены лекарства со сроками годности до ноября 1993 года и октября 2005 года, которые использо-вались при проведении физиотерапии!
Таким образом, анализ результатов проверки свидетельствует о повсеместных нарушениях прав детей с ограниченными возможностями, которые стали возможными из-за ненадлежащего выполнения должностными лицами уполномоченных государственных органов и учреждений системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения возложенных на них функциональных обязанностей.
Условиями же для этих правонарушений стали отсутствие ведомственного контроля, межведомственного взаимодействия, несовершенство действующего законодательства, а также неудовлетворительное финансовое обеспечение.
По итогам проверки органами прокуратуры внесено 349 представлений об устранении нарушений законности, в том числе одно - Премьер-Министру Республики. К различным видам ответственности привлечено более 700 должностных лиц, принесено 40 протестов, заявлено 32 иска, мерами прокурорского реагирования защищены конституционные права более 2 500 детей. |