Пресс-служба Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, 6 мая
Счетный комитет отмечает низкую эффективность использования АО "Национальный Холдинг "КазАгро" средств республиканского бюджета, выделенных в 2008 году на развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности. В ходе контроля выявлены нарушения на общую сумму 10,9 млрд. тенге.
По оценке Счетного комитета, не выработана концепция развития агропромышленного комплекса. Нет четкой взаимосвязи между министерством сельского хозяйства и нацхолдингом "КазАгро". Отсутствует координация действий по реализации инвестиционных проектов. Не осуществляется мониторинг и контроль за реализацией инвестиционных проектов. В результате строительство зерновых терминалов в портах Поти (Грузия) и Амирабад (Иран), на разработку проектно-сметных документации которых в 2008 году израсходованы бюджетные средства на общую сумму 301,2 млн. тенге, не было включено в стратегический план министерства на 2009-2011 годы.
Уровень корпоративного управления нацхолдинга "КазАгро" изобилует многозвенностью, замедляющей ход освоения бюджетных средств. Средства в сумме 2,9 млрд. тенге, или 19,4% от общего объема финансирования, направленного на реализацию в 2008 году 8 новых инвестиционных проектов, не освоены в предусмотренные сроки.
Низкая эффективность расходов на развитие перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса связана с неразвитостью сырьевой базы. Так, в Акмолинской области работает 79 предприятий с мощностью переработки мяса 112,8 тонн в сутки и 31 предприятие с мощностью переработки молока 396 тонн в сутки. Загруженность существующих производственных мощностей предприятий в 2008 году по переработке мяса составляла 8%, а по переработке молока - 10,3%. Следовательно, 92% производственных мощностей по переработке мяса и 89,7% по переработке молока в Акмолинской области остаются незагруженными. В целом по республике загруженность мощностей перерабатывающих предприятий по переработке мяса в 2008 году составила 68,7% и по переработке молока - 68,9%.
Наблюдается затягивание сроков ввода запланированных объектов агропромышленного сектора. К примеру, АО "Мал Онімдері корпорациясы" не введены в эксплуатацию две откормочные площадки на общую сумму 5 млрд. тенге. АО "КазАгроФинанс" не введена в эксплуатацию крупно-товарная молочная ферма на сумму 764 млн. тенге.
Без обоснования экономической эффективности принимались решения по переносу реализации крупных инвестиционных проектов из одного региона в другой. Так, средства, предусмотренные на строительство откормочной площадки в Восточно-Казахстанской области, в сумме 2,5 млрд. тенге АО "Мал өнімдері корпорациясы" без внесения изменений в расчеты и обоснования перенаправлены на строительство откормочной площадки в Западно-Казахстанской области. При этом на инженерно-изыскательские работы, разработку ТЭО, ПСД и экспертизу проекта по Восточно-Казахстанской области затрачено 27,3 млн. тенге.
Доступ к выделенным из республиканского бюджета денежным средствам через АО "Аграрная кредитная корпорация" остается ограниченным для крестьянских хозяйств, не являющихся участниками кредитных товариществ. Аффилиированность между собой участников кредитных товариществ, наличие в них субъектов крупного предпринимательства, отсутствие единых нормативов установления лимитов кредитования привело к установлению разных ставок вознаграждения.
Счетный комитет рекомендует правительству разработать комплекс мер по эффективному использованию новых и действующих производственных мощностей перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса, а также рассмотреть эффективность функционирования существующей организационной структуры нацхолдинга "КазАгро". Министерству сельского хозяйства рекомендуется усилить мониторинг и контроль за освоением бюджетных средств, выделенных на реализацию нацхолдингом "КазАгро" инвестиционных проектов. Нацхолдингу "КазАгро" указано на необходимость повышения эффективности управления активами, созданными на средства республиканского бюджета.
Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту РК. Осуществляет внешний контроль и оценку исполнения республиканского бюджета, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении. |