Талгат Ибраев
Коней, как известно, на переправе не меняют. Как и собственную PR-команду - в разгар информационной битвы и войны компроматов. Тем более, если главный фигурант действительно затеял бой не на жизнь, а на смерть, поставив на кон все, что имеет, и задался целью получить главный приз. Например, президентское кресло. Как, кстати, экс-посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев, затеявший драку, но из-за непонимания народной мудрости, регулярно ее проигрывающий.
В любой политической борьбе именно пиарщики занимают одну из ведущих ролей. Это неудивительно: они выстраивают всю стратегию - от завоевания умов электората до устранения политических конкурентов. А в войне компроматов профессиональным PR-стратегам просто нет цены. Именно от них зависит, достанется ли клиенту главный приз, или же он останется на развалившихся баррикадах, с треском проиграв войну.
Правилам ведения информационных войн уже давно посвящаются отдельные курсы в университетах. Причем их изучают не только будущие пиарщики, но и политологи, социологи - все, чья работа так или иначе может быть связана с большой политикой. Знакомы с тонкостями "печатных битв" и сами политики. И, как правило, у элиты политического истеблишмента есть свои, проверенные годами, команды воинов информационного жанра.
Подобную команду мечтал "сколотить" и Рахат Алиев. Причем мечту эту он лелеял давно, еще в годы своего пребывания на властном олимпе. Именно тогда он умудрился прибрать к рукам известную газету "Караван", основанную медийным бизнесменом Борисом Гиллером. Это издание сумело быстро завоевать популярность, и что намного важнее и ценнее - доверие читателей, искренне поверивших, что в "Караване" работают настоящие журналисты, готовые ради правды пожертвовать всем, включая самих себя. Репортерская команда сразу проявила строптивость, газета стала мешать многим власть имущим… О том, что произошло в действительности, умалчивает даже кулуарная молва, но Борис Гиллер уехал из Казахстана, а "Караван" каким-то диковинным образом оказался в руках Рахата Алиева.
Правда, с командой у нового собственника отношения явно не заладились - а иначе с чего бы всей редакции дружно собираться и уходить вообще "в никуда"? Журналисты ушли, и газета осталась ни с чем. Было только имя. На нем-то новый владелец и решил "выехать", собрав под уже раскрученным брэндом свою верную команду.
Лидерами этой команды стали братья Шуховы. Один из них, кстати, долгое время со-руководил газетой, проживая в Австрии. Да-да, той самой страны, куда впоследствии и сбежал сам Алиев. "Хозяину" они служили верно, выполняя все его заказы, вплоть до попытки моральной травли прежнего коллектива "Каравана". К слову, они составляли весьма неплохой тандем, имея очевидную схожесть в методах расправы - как сам Алиев не гнушался ничем, так и его "пиарщики" совершенно спокойно переходили на личные оскорбления, причем такие, за которые даже дворовая шпана попросту морды бьет. Потому как - "западло нормальному пацану такое делать"…
Впрочем, этим "пацанам" было не "западло". На протяжении нескольких лет они честно "поливали" всех врагов и соперников Алиева в своих авторских редакторских колонках, спасаясь от исков о защите чести и достоинства лишь потому, что в большинстве случаев людям попросту мараться не хотелось. И само собой, "хозяин", спасаясь от уголовного наказания, прихватил "в изгнание" и свою команду - теперь уже бывших редакторов "Каравана" братьев Шуховых.
Они-то, уже находясь в австрийской столице, первое время "рулили" всей пиар-стратегией, которую выстраивал Алиев. В его многочисленных интервью, Интернет-конференциях и даже в книге "Крестный тесть" читатели газеты "Караван" легко узнавали знакомые пассажи, нередко мелькавшие в колонках редакторов. Но оказалось, что просто крики о том, что все вокруг плохие, а один-единственный политический изгнанник - весь в белом, и даже крылья и нимб проглядываются, на европейскую публику особо не действует. В отличие от казахстанского читателя, весьма миролюбивого и терпимого, Европа потребовала дать факты, столь опрометчиво обещанные. А раз фактов нет - либо извинитесь, либо оплатите "ложный вызов".
Поняв это, Алиев решил сменить команду. Разуверившись в своих прежних верных пиарщиках, он с удивительной для бедного политического изгнанника легкостью выложил несколько миллионов евро за услуги PR-агентства "Red Carpet". Специалисты этой компании развернули принципиально новую стратегию. Под жесткий пресс новых алиевских пиарщиков попали многие. В их числе - известный венский журналист Маркус Бернат, которого Алиев недавно обвинил в работе на Ак Орду, немецкая неправительственная организация ETG, резко критиковавшая Алиева еще в 2005 году (с ними, кстати, тогда Алиев даже судился), а сегодня им же обвиненная в "работе на официальную Астану", и естественно - против него.
Перед новой командой заказчик поставил более широкую задачу, чем перед прежними пиарщиками. Они должны не только заставить широкую общественность поверить в "честность" алиевских намерений, но и воздействовать на умы отдельных политических сил дабы избежать депортации в Казахстан. А заодно, если конечно очень постараться и приложить еще пару десятков миллионов, исполнить давнее рахатовское желание - переехать в Великобританию, причем в качестве свободного гражданина.
Только вот практика прежних многочисленных политических войн, шедших всегда и во все времена, показывает, что замена команды в самый разгар войны ни к чему хорошему не приводит. Даже если команда эта - супер-профессиональная. Хотя бы потому, что профи всегда стоят дорого, а расценки компаний такого уровня, как "Red Carpet" вполне официальны и известны. И очевидно, что за услуги специалистов столь высокого класса, бедный оппозиционер в вынужденном изгнании, каким все пытается представить себя Алиев, расплатиться не в состоянии. Значит - опять обман, причем очевидный и неприкрытый. Как, впрочем, и во всем остальном, во всех словах и делах Алиева. |