Марк ИГЕЛЬС, "Литер", 13 апреля
Сегодня уже никого не удивляет, почему банк, считавшийся лидером в СНГ, в одночасье приблизился к банкротному состоянию. А все просто: топ-менеджмент в лице предправления просто брал из него деньги - сколько надо. И даже гораздо больше, поскольку аппетит приходит во время еды. Так у финансиста с математическим образованием появился авиапарк, обслуживавший его интересы. Еще в марте прошлого года новый председатель правления БТА банка Анвар Сайденов в одном из интервью прокомментировал размеры нарушений, обнаруженных представителями фонда "Самрук-Казына" после прихода в банк: "Была система круговой поруки, когда решения принимались узкой группой доверенных лиц и оформлялись протоколами кредитного комитета, несмотря на возражения рисковиков, а председатель правления отвечал в банке за бренд-офис и отношения с внешними инвесторами. Я очень сомневаюсь, что такая система имеет что-то общее с "международными принципами корпоративного управления". Чтобы не быть голословным, приведу один пример. В банке в качестве залогового обеспечения находилось несколько самолетов класса "люкс", которые в течение последних двух лет обслуживали бывшее руководство и их родственников. За содержание этих самолетов в 2008 году банк ежемесячно выплачивал более 100 млн тенге в месяц. Так вот, в январе этого года самолеты были выведены из залогового обеспечения и заменены будущими поступлениями соевого текстурата". В дальнейшем выяснилось, что за авиация такая была залогом. Одна из незаконных схем заключалась в том, что оффшорная компания, подконтрольная Мухтару Аблязову, получила от банка ТуранАлем крупную сумму - около 54 млн долларов, которую она потратила на покупку и модернизацию трех самолетов - Challenger 604, Як-42Д и Learjet 60-XR. Они же стали обеспечением залога ко кредиту данной компании. И, поскольку кредит, естественно, не был возвращен, банк вынужден был тратить немалые средства на содержание "своего" авиапарка, который фактически эксплуатировал топ-менеджмент финучреждения. Но на этих трех суднах не заканчивалась авиаслужба талантливого финансиста. Другой своей компании SEERIA Allianse LTD Мухтар Аблязов из средств БТА выдал 10604228451 тенге, которые также ушли на покупку самолетов. А в качестве залогового обеспечения еще одна его компания выставила 70 тысяч тонн соевого текстурата. Правда, залог в очередной раз оказался фиктивным, его попросту не существовало в природе. Поэтому "соевый концентрат" так и не был предоставлен БТА банку в качестве залогового обеспечения… Сама же компания SEERIA Allianse LTD предоставляла свои самолеты в аренду другой аблязовской компании - Excellent Glide, обслуживавшей по договору опять-таки топ-менеджмент банка ТуранАлем: Мухтара Аблязова и Жаксылыка Жаримбетова, его заместителя. В итоге полеты руководства на собственных люксовых самолетах обходились банку ежемесячно в 93 млн 600 тысяч тенге. Так, только за 2008 год БТА пришлось потратить 12 млрд тенге, несмотря на пошатнувшиеся во время кризиса дела банка. В свое время Мухтар Аблязов утверждал, что не является владельцем банка. И действительно, акционеров, владеющих крупными пакетами, не значилось. Вероятно, именно это давало возможность генералитету БТА чувствовать безнаказанность и запускать руку в кассы банка. Ведь не было никого, кто бы вызвал зарвавшегося наемного менеджера на ковер и заставил вернуть, что взял. |