www.procuror.kz, 29 апреля
В прокуратуре Мангистауской области для представителей СМИ проведен брифинг по результатам проверки применения законодательства о миграции населения. Как отметил старший прокурор управления по надзору за законностью в социально-экономической сфере прокуратуры области Абдуллаев С., проверкой были выявлены факты привлечения иностранной рабочей силы на строительных объектах области. Указанная проверка показала об отсутствии должного взаимодействия между уполномоченными государственными органами в вопросах профилактики, предупреждения и пресечения незаконной миграции. Так, Департамент труда и социальной защиты населения по области, наделенный функцией контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих привлечение иностранной силы, фактически не контролирует исполнение требований особых условий (создание новых рабочих мест, замена казахстанскими кадрами, подготовка и переподготовка, а также повышение квалификации казахстанских работников). По представленным Управлением миграционной полиции ДВД области сведениям в 2008 году на территорию области через государственную границу въехали 116 086 иностранных граждан и лиц без гражданства (104 240 ближнего зарубежья, т.е. стран СНГ и 11 846 дальнего зарубежья). В 2009 году через государственную границу въехали 95 439 иностранных граждан и лиц без гражданства (83 733 ближнего зарубежья, т.е. стран СНГ и 11 706 дальнего зарубежья). Также, согласно сведениям миграционной полиции в 2008 году к административной ответственности за нарушение правил пребывании на территории республики привлечено 7 945 иностранцев, из которых с выдворением за пределы Республики Казахстан 559 л пределы Республики Казахстан а, из которых с выдворением правил пребывания на территории республики привлечено нимаются привлиц (по ч.1 ст.394 КоАП РК - 7386, по ч.2 – 559). В 2009 году к ответственности за нарушение правил пребывания в Республике Казахстан привлечены 8 326 иностранцев и лиц без гражданства, в том числе с выдворением за пределы республики 1 356 лиц (ч.1 ст.394 КоАП РК - 6970, по ч.2 – 1 356). Следует отметить, что в 2008 году иностранцами совершено 182 преступлений, в отношении самих иностранцев совершено 2 преступления. В 2009 году иностранцами совершено 164 преступлений. В основном совершаемые иностранцами преступления связаны с кражами личного имущества, хулиганством, нанесением телесных повреждений и др. В 2008 году 3 557 иностранных специалистов в нашу область прибыли по приглашению 139 предприятий. В 2009 году 156 компаний области привлекли 3 113 иностранных работников. На начало 2009 года в городских и районных отделах координации занятости и социальных программ на учете состояло 1259 безработных лиц. В текущем году по области на учете состоят 1423 безработных. Установлено, что в 2008 году миграционной полицией проверки проведены только лишь в 55 компаниях, по которым к административной ответственности привлечено 64 иностранца, в том числе, с выдворением всего лишь двоих граждан. В 2009 году проверки проведены в 33 предприятиях, по результатам к административной ответственности привлечено всего 29 иностранных лиц, в том числе, с выдворением также двоих иностранцев. Вышеперечисленное свидетельствует о том, что миграционной полицией фактически юридические лица, осуществляющие привлечение иностранной рабочей силы не проверяются, либо имеющие место нарушения остаются вне поле зрения полиции, ввиду отсутствия целенаправленной работы миграционной полиции и ненадлежащего исполнения своих функциональных обязанностей руководством УМП ДВД области. Органами прокуратуры области всего за один месяц (т.е. в марте т.г.) при проведении проверок по выявлению незаконной миграции поставлен вопрос о выдворении 382 иностранных граждан, осуществляющих незаконную трудовую деятельность на территории области (в настоящее время выдворено – 203 иностранцев, на рассмотрение в судах области – 179 материалов), что в три раза больше, чем средний ежемесячный показатель миграционной полиции (выдворяется 113 человек в месяц в 2009 году). В результате недостаточной работы по профилактике и пресечению незаконной миграции, региону наносится значительный экономический урон, тогда как целенаправленная работа миграционной полиции могла бы повлиять на создание новых казахстанских рабочих мест в условиях финансового кризиса. Как показала проверка, Управлением миграционной полиции в отношении иностранцев нарушивших правила пребывания, которые подлежат выдворению за пределы РК, принимались меры лишь в виде наложения административных штрафов и предупреждений. К примеру, гражданин Италии Лаваратори Данило прибыл в Казахстан 07.01.2009 г. по приглашению ТОО "Ерсай" по "деловой" визе, однако, на самом деле последний осуществлял трудовую деятельность в указанном ТОО в качестве инженера. Управление миграционной полицией в отношении Лаваратори ограничилось лишь предупреждением по ч.1 ст.394 КоАП РК, тогда как правонарушителя следовало привлечь по части 2 названной статьи и принять меры по его выдворению. Такие факты не единичны. Другой пример, гражданин Болгарии Лефтеров Р.Б. прибыл в Республику Казахстан 26.01.2009 г. по приглашению ТОО "Сайпем" по "деловой" визе. Фактически, согласно пояснениям Лефтерова Р.Б., в нарушение норм Правил пребывании на территории области он осуществлял трудовую деятельность в ТОО "Сайпем" в качестве инженера, чему явствует его собственное объяснение. По данному факту Управление миграционной полиции в отношении Лефтерова Р.Б. также ограничилось лишь предупреждением. Вследствие ненадлежащего исполнения своих функциональных обязанностей должностными лицами Управления миграционной полиции иностранным лицам, подлежащих выдворению, оказано неправомерное предпочтение. Также проверкой выявлены нарушения законности, выраженные в незаконном продлении миграционной полицией сроков пребывания иностранцев на территории области без первоначальной регистрации. 01.08.2009 г. на территорию Республики Казахстан с рабочей визой прибыл гражданин Малайзии (Вонг Тен Менг), который не зарегистрировался в органах внутренних дел по месту пребывания (отсутствует регистрационный номер на миграционной карточке к паспорту). Несмотря на явное нарушение требований вышеуказанных Правил, начальник УМП неоднократно продлевал сроки его пребывания. Аналогично, без первоначальной регистрации на территорию Республики Казахстан прибыли граждане Республики Бангладеш и граждане Индии. Кроме того, невзирая на законодательное ограничение нахождения иностранцев в командировке не более 180 календарных дней, установленное пунктом 3 "Правил определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республике Казахстан", утвержденный постановлением Правительства от 19.06.2001 г. № 836, многим из них органы миграционной полиции продлевают сроки действия виз до 1 года. Проверкой установлено, что миграционная полиция не проводит работу по обеспечению выдворения иностранных граждан, нарушивших правила пребывания на территории области, т.е. фактически решения суда по вине сотрудников миграционной полиции не исполняются. В 2008 году по факту невыполнения решения суда о выдворении (по статье 330-1 УК РК) возбуждено 3 уголовных дела, в 2009 году возбуждено 9 уголовных дел, из которых 8 дел направлены в суд. В основном решения судов о выдворении не исполняются гражданами ближнего зарубежья. К примеру, 09.07.2009 г. ОВД г.Жанаозен в отношении гражданки Республики Узбекистан Каримовой Хушрай Мадримовны, 04.08.1964 г.р., возбуждено уголовное дело по ст.330-1 УК РК. Из материалов дела следует, что гражданка Каримова умышленно не исполнив решение суда о выдворении за пределы Республики Казахстан, вернулась в г.Жанаозен, сойдя с поезда на станции Бейнеу. Прокуратурой Мангистауского района выявлен аналогичный факт неисполнения решения суда о выдворении. Гражданка Республики Узбекистан Жуманазарова С.К., 24.02.1975 г.р., за нарушение правил пребывания постановлением районного суда от 29.09.2009 г. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.394 КоАП РК с выдворением за пределы РК. В дальнейшем Жуманазарова С.К. убыв из Казахстана, 23.02.2010 г., вновь незаконно прибыла в п.Шетпе, где осуществляла трудовую деятельность в качестве продавца магазина у предпринимателя С. Вышеуказанные факты свидетельствуют о неэффективности проводимой миграционной полицией работы по обеспечению выдворения лиц, нарушивших правила пребывания. В то же время, повторный въезд в Казахстан ранее выдворенных иностранцев стал возможным в результате ненадлежащей работы пограничной службы и отсутствием взаимодействия между пограничниками, органами миграционной полиции и линейными отделами внутренних дел. Результаты вышеуказанной проверки прокуратурой области рассмотрены 30.03.2010 г. на заседании Координационного Совета правоохранительных органов области с участием акима области, руководителей правоохранительных и уполномоченных госорганов области. По выявленным нарушениям прокуратурой области в адрес уполномоченных госорганов области внесено 4 представлений об устранении нарушений законности. |