Пресс-служба Генеральной прокуратуры РК, 24 февраля
Органами прокуратуры проведена проверка применения законодательства о пожарной безопасности в жилых и административных многоэтажных зданиях (высотностью свыше 9 этажей), объектах социально-культурного и бытового назначения. По сведениям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, за 2010 год на территории республики зарегистрировано 19 058 пожаров (за 2009 год – 17 216), в результате которых причинен ущерб на общую сумму 5 316,124 млн. тенге (5 121,859 млн. тенге), погибло 528 человек (558), получили травму 723 лица (604). Проверкой установлены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в ненадлежащем выполнении предписаний органов государственной противопожарной службы, содержании в неисправном состоянии систем и средств пожаротушения, отсутствии автоматических средств обнаружения и тушения пожаров. К примеру, в Актюбинской, Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Костанайской, Мангистауской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях и в городах Астана, Алматы в нарушение требований пункта 36 Правил пожарной безопасности в Республике Казахстан, но во всех жилых зданиях рассматриваемой категории имеется автоматическая пожарная сигнализация, которая предназначена для своевременного оповещения о возгорании на объекте. В Павлодарской области в нарушение пункта 45 Правил в поэтажных коридорах многоэтажных зданий проводятся изменения объемно-планировочных решений, в результате которых почти все аварийные выходы с этажей заблокированы капитальными перегородками. Вместе с тем, в ходе проверки законности ввода в эксплуатацию высотных зданий установлено, что в ряде случаев обязательные требования об оборудовании жилых домов высотой 10 и более этажей пожарной сигнализацией, установленные СНиП РК 2.02-11-2002 (действовавшими до 01.06.2009 года), не были предусмотрены проектом строительства, прошедшим государственную экспертизу. К примеру, проектом строительства 10-этажного дома, расположенного по проспекту Абулхаирхана города Актобе, не предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация. Ввод в эксплуатацию указанного жилого дома осуществлялся комиссионно с участием представителя государственного противопожарного надзора (дом введен в эксплуатацию в декабре 2007 года). Анализ деятельности территориальных органов Министерства по чрезвычайным ситуациям по вопросу спасения людей в случаях пожара в зданиях повышенной этажности свидетельствует об отсутствии достаточного количества пожарной техники, предназначенной для эвакуации людей из высотных зданий. К примеру, в специализированной пожарной части № 14 города Экибастуз имеется лишь 1 единица автолестницы (длиной до 30 м), с помощью которой при максимальном выдвижении эвакуация людей возможна не выше 9-этажа, тогда как в городе имеется жилой дом высотностью 12-этажей. Аналогичная ситуация в городах Павлодар и Аксу Павлодарской области. Кроме того, согласно пункту 16 приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17.11.2009 года № 729 "Об организации принудительного лечения, а также режима пребывания больных в специализированных противотуберкулезных организациях", противотуберкулезные организации оборудуются, наряду с иными ограничительными инженерно-техническими средствами, металлическими решетками на окнах. Однако в соответствии с пунктом 45 Правил пожарной безопасности в Республике Казахстан в зданиях, сооружениях организаций не допускается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов. Противоречия требований приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан (от 17.11.2009 года) Правилам могут, в свою очередь, при возникновении пожароопасной ситуации явиться препятствием для эвакуации людей из помещений и привести к многочисленным жертвам. По итогам настоящей проверки в адрес Правительства страны внесено представление об устранении нарушений законности, причин и условий, им способствующих. Кроме того, в представлении предложено поручить Министерству здравоохранения Республики Казахстан рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в вышеотмеченный приказ и.о. Министра здравоохранения № 729 "Об организации принудительного лечения, а также режима пребывания больных в специализированных противотуберкулезных организациях". |