Виктор КРЫГИН, "Око", 17 февраля
В Казахстане, по данным статистики, более 3 миллионов автотранспортных средств (АТС). И, по мнению экспертов, около 30% авто по своему техническому состоянию не соответствует новым требованиям, предъявляемым при прохождении обязательного ежегодного техосмотра. В стране разом открылся коррупционный "рынок" в несколько миллиардов тенге! Понятно, что владельцы "убитых" железных коней не захотят держать их в "конюшне". А модернизация автохлама обойдется им гораздо дороже "разводки" с мастерами ЦТО, занимающихся техосмотром. 006-1-01И это не единственная проблема техосмотра-2012. За полтора месяца действия новых правил проведения ТО в частных станциях техобслуживания, вошедших в спецреестр Минтранскома, стало понятно: без потрясений не обойтись! Во-первых, ЦТО-шек пока мало, их остро не хватает не только в южном мегаполисе, но их нет во многих городах и райцентрах. Причем в отнюдь не мелких. Например, в г. Балхаше. Согласитесь, гонять по несколько раз (если не получится сразу "договориться") тачку за сотни км для прохождения обязательной процедуры – занятие не из дешевых. Во-вторых, действующие центры техосмотра автомобилей не готовы к массовому их наплыву, который ожидается весной-летом. Такого, как сейчас, наплыва клиентов владельцы большинства алматинских ЦТО не видели давно. Беспристрастный компьютерный контроль при прохождении техосмотра отсеивает чуть ли не каждого второго автовладельца. Чтобы не искушать судьбу, многие водители вынуждены заняться капитальной отладкой своих железных коней. После чего приезжают во второй-третий раз. Владельцам дается 10 дней, чтобы исправить недостатки, в противном случае за техосмотр им надо будет платить снова. Но одновременно с ними на ЦТО прибывают новые потоки машин. – Кто установил этот 10-дневный срок? – возмущается водитель, назвавшийся Бериком. – Мне сразу сказали: быстро, как в прошлом году, не сделаем, только через полмесяца. Значит, придется платить заново. Здесь хорошие мастера, поэтому на другую станцию ехать не хочу... – Цены за все виды ремонта сразу после Нового года поднялись в полтора раза,- подключается к разговору другой водитель, Анарбек. – Возникли очереди. Известно, как их обходить, но я оставлю это на крайний случай. О чем идет речь – понятно. О дополнительной и наверняка щедрой оплате услуг мастеров – за быстроту. А кто не имеет возможности или желания переплачивать – жди и смотри на ловкачей. Вот и хозяева новых ЦТО тоже находят свою "золотую жилу". Если водитель не укладывается с ремонтом в 10-дневный срок, он вынужден платить за техосмотр во второй (в третий, четвертый) раз. Особенно когда проходят техосмотр авто 20-30-летнего возраста. Система автосервиса в стране одна, поэтому ее участники запросто могут сговариваться между собой, чтобы выкачать из водителей побольше денег. А как быть, если у водителя возникнут сомнения в правильности показаний диагностического оборудования? Например, "зависнет" компьютер или оператор ошибется? Выдача спорных данных о техсостоянии автомобиля вполне возможна, но куда обращаться? Где водитель может доказывать свою правоту? Обо всем этом новые правила проведения техосмотра конкретно не говорят. Единственное, чем "успокаивают", это заявлениями Минтранскома об ответственности центров техосмотра за качество оказываемых услуг. К примеру, за выдачу свидетельств о прохождении техосмотра владельцам неисправного транспорта, за нарушение графика проведения техосмотра, за ряд других аналогичных нарушений владельцы центров ТО будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа от 20 до 50 МРП. А при повторном нарушении их обещают исключить из реестра. Однако спорные ситуации уже начинают возникать. – Моя "Мицубиси" 2006 года выпуска, – говорит алматинский водитель Александр. – Я с первого раза техосмотр не прошел, сказали, что фары светят слишком сильно. Поехал в ремонтный сервис-центр, там фары проверили и сказали, что все нормально. Еще удивились: на моей машине установлен заводской ксенон, который полностью соответствует нормам. Потерял полдня на эту проверку, а ради чего? – Вы лучше скажите, почему в сельских районах нет центров проведения техосмотра? – подключается к разговору водитель Рустам.- Я живу в Илийском районе и должен ехать в Алматы, чтоб пройти осмотр. Но здесь на полтора миллиона жителей всего шесть центров техосмотра. Сколько времени придется потратить, чтобы получить талон! А ведь у меня свое производство, надолго отлучаться не могу. Несколько дней езжу – то одно неисправно, то другое. Мизерное количество центров ТО – пока всего шесть на 530 тысяч зарегистрированных автомобилей – грозит в ближайшее время стать для алматинских водителей главной проблемой. Люди пока не слишком спешат с осмотром, но в ближайшее время неизбежен ажиотаж, по сравнению с которым сегодняшние возросшие очереди в ЦТО покажутся сущим пустяком. |