Ревизионной комиссией по городу Астане проведены очередные заседания по итогам контрольных мероприятий по контролю эффективности использования средств местного бюджета, выделенных на развитие и содержание транспортной инфраструктуры города Астаны, и контроля эффективности развития системы организаций образования в городе Астане. Так, по итогам контроля в Управлении образования и в его подведомственных организациях установлены нарушения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан на общую сумму 675,9 млн. тенге, из которых подлежат возмещению в доход местного бюджета средства в сумме 26,9 млн.тенге и восстановлению 285,7 млн.тенге. Несмотря на ежегодный ввод новых объектов образования, дефицит ученических мест в школах столицы составляет более 20 тысяч ученических мест или 24,1%. Так, из 70 общеобразовательных школ в 61 школе сохраняются двухсменные, в 6 школах – трехсменные занятия и только в 3 школах занятия проводятся в одну смену. Кроме того, срок эксплуатации 30 зданий общеобразовательных школ составляет свыше 30 лет. Несмотря на это, на проведение капитального ремонта выделяются незначительные средства. Обеспеченность основными средствами в школах города составляет в среднем 71,9%, а изношенность основных средств составляет 52,3%. В системе среднеспециального и профессионального образования столицы функционирует 11 организаций, осуществляющих образовательную деятельность как на платной основе, так и в рамках государственного образовательного заказа. Из них, ГККП "Колледж энергетики и связи" и ГККП "Технический колледж" не имеют собственных зданий и располагаются в зданиях других организаций образования. Большинство из организаций среднеспециального и профессионального образования не имеют помещений для проведения лабораторных занятий, производственных мастерских, спортивных залов, столовых. Эти проблемы частично решаются путем аренды помещений либо их использования совместно с другими учебными заведениями. Проблемными вопросами системы организаций среднеспециального и профессионального образования также являются их оснащенность необходимым производственным оборудованием, составляющая всего 38% от минимальных норм, общежитиями для учащихся и студентов. Установлено, что организации образования города Астаны до сих пор не имеют единой электронной базы учета книжного фонда и ежегодно потребность в закупе учебной литературы для общеобразовательных учреждений осуществляется путем сбора заявок. Вместе с тем, проведенный анализ потребности в учебной литературе по отдельным предметам показал их переизбыток в одних школах и дефицит в других в школах. Наиболее острый дефицит ощущается на учебники на государственном языке. Для колледжей столицы на закуп учебной литературы из бюджета города средства не выделяются, а за счет собственных средств ими осуществляются закуп в единичных экземплярах, в результате чего, студенты и учащиеся вынуждены приобретать учебную литературу за свой счет либо пользоваться их ксерокопиями. Всеми организациями среднеспециального и профессионального образования ежегодно осуществляется подготовка специалистов как в рамках государственного образовательного заказа, так и по Программе "Занятость 2020". Так, в рамках госзаказа организациями образования в течение 2010-2012 годов обучалось более 16 000 человек, из которых завершили обучение более 4 700 человек. На эти цели в этот период израсходовано порядка 6 174,8 млн. тенге, т.е. порядка 380 тысяч на каждого обучаемого. Кроме того, в рамках Дорожной карты и Программы "Занятость 2020" Управлением образования обучено по различным специальностям всего 14 тысяч человек. При этом, количество обучаемых по тем или иным специальностям в рамках государственного образовательного заказа и Программы "Занятость 2020" не соответствует спросу рынка труда столицы. Контролем эффективности использования средств местного бюджета, выделенных на развитие и содержание транспортной инфраструктуры, проведенного в Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог г.Астаны, выявлено нарушений на общую сумму 13 685,4 млн.тенге, из которых подлежат возмещению в бюджет средства в сумме 86,1 млн.тенге и восстановлению 209,5 млн.тенге. Реализуемые мероприятия позволили только в течение в 2011-2012 годов построить в столице 169,7 км автодорог, в том числе в присоединенных поселках – 63,2 км, реконструировать 48,4 км, произвести средний ремонт 6,3 км автодорог, превысив плановые показатели Программы развития города Астаны на 2011-2015 годы. На данные цели в течение 2011-2012 годов направлено порядка 84 млрд.тенге. На сегодняшний день количество реализуемых инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры столицы составляет порядка 140 проектов. Строительство и реконструкция дорог сопровождается большими объемами изъятий земельных участков, что требует дополнительных бюджетных ассигнований, а в отдельных случаях – оттягивания сроков реализации проектов. Решения этих и других возникающих вопросов зачастую приводят и к удорожаниям стоимости проектов, которые за период 2009-2012 годов составили порядка 23 016,2 млн. тенге или 3,8% от первоначальной стоимости проектов. В целях повышения пропускной способности автомобильных дорог сложилась практика фактической эксплуатации участков дорог, не принятых в эксплуатацию из-за затягивания сроков строительства по другим участкам, что приводит в целом к преждевременному износу асфальтобетонного покрытия дорог и снижает эффективность выполненных работ. При реализации проектов зачастую не соблюдаются принципы бюджетной системы, связанные с классификацией расходов. В результате, Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог в рамках реализуемых проектов выполняются работы, не относящиеся к функциональной классификации расходов данного администратора бюджетных программ, такие как благоустройство внутриквартальных территорий, устройство контейнерных площадок и т.д. Всего контролем установлено выполнение несвойственных объемов работ на сумму 29,3 млн. тенге. Кроме того, контролем по отдельным договорам выявлены объемы некачественно выполненных работ на общую сумму 59,6 млн.тенге. Отдельные проекты с общей стоимостью 7 543,7 млн. тенге. реализовывались без наличия соответствующих разрешений на производство дорожно-строительных работ, выдаваемых органами государственного архитектурно-строительного контроля. Одновременно, реализация отдельных инвестиционных проектов стоимостью 5 446,0 млн. тенге была начата без наличия утвержденных проектно-сметных документаций. По итогам заседаний, Ревизионной комиссией по городу Астане заинтересованным государственным органам даны соответствующие поручения и рекомендации. |