Ревизионной комиссией по городу Астане в рамках утвержденного годового плана работы на 2012 год была проделана значительная и объемная работа, связанная с контролем и оценкой эффективности использования бюджетных средств, выделенных на содержание и развитие города. В течение 2012 года проведено 36 контрольных мероприятий, из которых в 27 мероприятиях проведен контроль эффективности (75%) и в 9 мероприятиях – осуществлен контроль на соответствие и финансовой отчетности (25%). Общий объем охваченных контролем средств составил в сумме 242 190,6 млн. тенге, что составляет 72,4% к скорректированному бюджету города Астаны на 2012 год (334 597,5 млн. тенге). Из общего охваченного контролем средств, денежные средства в сумме 144 712,5 млн. тенге относятся к бюджету развития столицы (59,8%), в сумме 97 478,1 млн. тенге – средства текущего бюджета (40,2%). В рамках контрольных мероприятий контролю были подвергнуты всего 138 объектов контроля, из которых 21 объект контроля – комплексным контролем, 28 объектов – тематическим контролем, 80 объектов встречными и 9 объектов совместными контролями. В прошлом году Ревизионной комиссией, в рамках взаимодействия органов финансового контроля, впервые были проведены совместные контрольные мероприятия со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета на 2 объектах контроля и 5 контрольных мероприятий с Инспекцией финансового контроля по г. Астане на 7 объектах контроля. Всего контролем в течение 2012 года было охвачено 60 государственных учреждений и 78 организаций и предприятий различных форм собственности. По итогам отчетного года объемы выявленных нарушений составили в сумме 66 602,9 млн.тенге, из которых 53,7% нарушений или 35 750,5 млн. тенге допущены из-за несоблюдения процедур законодательства в области архитектуры и градостроительства, 16 253,3 млн. тенге или 24,6% нарушений допущены из-за несоблюдения процедур бюджетного законодательства, нарушения законодательства о государственных закупках допущены на сумму 8 645,4 млн. тенге, что составило 12,9% из общего объема нарушений. Объемы финансовых нарушений составили в сумме 5 570,6 млн. тенге или 8,4%, из которых 2 811,8 млн. тенге или 62,8% сумм нарушений уже восстановлены либо возмещены в бюджет. Как видно из вышеприведенных цифр, основная доля нарушений допускается при использовании бюджетных средств, выделенных на дальнейшее развитие города Астаны, объемы которой составляют в бюджете столицы порядка 186 121,9 млн.тенге (55,8%). Несмотря на принимаемые меры, администраторами бюджетных программ до сих пор допускаются нарушения бюджетного законодательства, начиная с планирования бюджетных средств, что в дальнейшем отражается на их своевременном использовании и эффективности расходов. Стоит отметить, что практически всеми администраторами бюджетных программ при разработке стратегических планов государственных органов планируются различные показатели, не соотносящиеся с иными программными документами, в том числе, с Программой развития города Астаны на 2011-2015 годы. Зачастую, в целях своевременности исполнения поставленных задач и освоения выделенных бюджетных средств государственными органами не соблюдаются установленные законодательством различные процедуры согласований и утверждений документов. Кроме того, государственными органами осуществляются государственные закупки без наличия утвержденных проектно-сметных документаций. Качество разработки проектно-сметных документаций отдельных инвестиционных проектов также оставляет желать лучшего, что отражается в дальнейшем на сроках завершения объектов и их окончательной стоимости. Со стороны государственных органов наблюдается "мягкость" по отношению к подрядным организациям и поставщикам товаров и услуг. Так, вместо начисления штрафных санкций за срыв сроков поставки товаров и выполнения работ, оговоренные в заключенных договорах, окончательные сроки постоянно переносятся. В свою очередь, пролонгация сроков выполнения обязательств может отразиться как на окончательной стоимости договора, так и на образовании дебиторской задолженности. В дальнейшем, срыв сроков завершения объектов отражается также и на исполнении бюджета в целом, так как в бюджете города предусматриваются средства и на дальнейшее содержание построенных объектов. Отдельными администраторами бюджетных программ производятся авансирования товаров, работ и услуг, не пропорциональные актам выполненных работ, которые приводят к образованию дебиторской задолженности. Из-за отсутствия согласованности действий между государственными органами имеют место факты дублирования мероприятий, приводящие к низкой эффективности использования выделенных бюджетных средств. Тем самым, в течение 2012 года за допущенные нарушения к различным видам ответственности привлечено 96 должностных лиц, из которых: – к дисциплинарной ответственности – 88 человека (строгий выговор – 6, выговор – 38, замечание – 44); – к административной ответственности (штрафам) – 6 должностных и 2 юридических лица. По итогам проведенных контрольных мероприятий Ревизионной комиссией в 2012 году проведено 30 заседаний, на которых принято 36 постановлений, в которых всем заинтересованным государственным органам и организациям более 160 поручений и рекомендаций. На сегодняшний день, исполнение поручений и рекомендаций постановлений Ревизионной комиссии составляет порядка 61,5%. Реализация новых стратегических задач, указанных в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева "Стратегия "Казахстан 2050" Новый политический курс состоявшегося государства", особенно актуализирует вопросы эффективного распределения государственных ресурсов для достижения поставленных целей. В этой связи, возрастает роль и значение органов государственного финансового контроля, которые должны постоянно проводить контроль и анализ эффективности использования ресурсов.
Председатель Ревизионной комиссии по городу Астане Г. Молдаш |