Талгат Ибраев
Как стало известно, в настоящее время в парламенте страны находятся на рассмотрении изменения и дополнения в ряд законов, касающихся миграции. По мнению депутата мажилиса Алдана Смаила, особое внимание в предлагаемых новшествах надо будет уделить проблемам оралманов, которые по ряду причин так и не смогли обрести полноценный социальный статус на своей исторической родине. В настоящее время временно приостановлено выделение иммиграционных квот, в связи с чем переселенцы столкнулись с целым букетом бюрократических проволочек, связанных с получением регистрационных документов. В частности, многие из тех, кто подал документы на оформление вида на жительство, не могут получить индивидуальный идентификационный номер, по которому выплачиваются социальные пособия. А неразбериха в ответственных ведомствах (функции по работе с оралманами находятся в процессе передачи от министерства внутренних дел министерству труда и социальной защиты) неминуемо порождают дополнительные препоны, а зачастую и правонарушения коррупционного характера. В частности, это достаточно остро проявляется в Мангистауской области (региону, занимающему, как известно, одно из лидирующих место по количеству оралманов). Согласно официальным данным, оглашенным в конце прошлого года, в период с 1992 года по сегодняшний день, всего в регион прибыло более 100 тысяч переселенцев и в настоящее время практически каждый житель пятый области является оралманом. А это, в свою очередь, помимо проблем трудоустройства, расселения и регулирования внутриобластных миграционных потоков, дает и соответствующую почву для злоупотреблений со стороны отдельных должностных лиц и, в частности, сотрудников миграционной полиции. Безусловно, дополнительную возможность для нечистых на руку "правоохранителей" преступить нормы закона, зачастую дают и сами переселенцы, занимающиеся незаконным предпринимательством или проживающие на нелегальной основе. И все это в целом, создает устойчивую коррупционную схему, борьба с которой уже явно требует системного подхода. Вот лишь один показательный пример, изложенный, как говорится, "сухим языком протокола": "6 февраля текущего года сотрудниками ДБЭКП по Мангистауской области ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в здании управления миграционной полиции ДВД области были задержаны командир 2-го взвода отдельной роты по борьбе с незаконной миграцией майор полиции Алимбетов Еркежан Берикович и старший инспектор ОМП УВД г.Актау капитан полиции Амирбеков Алтынбек Асылбекулы, которые получили денежные средства в размере 150 тыс. тенге от гр-ки Фазылбековой А. за не привлечения к административной ответственности и оказание покровительства. Указанные деньги были изъяты в ходе досмотра у Амирбекова А. В отношении Алимбетова Е.Б. и Амирбекова А.А. возбуждено уголовное дело по ст. 311 ч.4 УК РК". Случай, казалось бы, не самый примечательный. Однако страшный именно своей системностью. Ведь, если даже бегло просмотреть сводки с аналогичными преступлениями, то они начинают пугать своей методичной закономерностью. Так, в конце прошлого года уголовное дело было возбуждено в отношении начальника отделения по контролю за миграцией управления миграционной полиции ДВД Атырауской области, обвиняемого в получении взятки в 150 тысяч тенге. Еще раньше был арестован заместитель начальника миграционной полиции Акмолинской области. Он был задержан сотрудниками КНБ после получения взятки за положительное решение вопроса и ускоренное прохождение документов гражданина Узбекистана. За абсолютно аналогичное преступление следственно-оперативная группа ДКНБ РК по ЮКО задержала начальник районного отделения миграционной полиции. И так далее… Глубинные последствия этого явления страшны гораздо больше, нежели простое мздоимство. Ведь согласно данным социологов и аналитиков, коррупция в сфере миграционных отношений может привести к следующим угрозам: – потенциальной возможности проникновения террористов на территорию республики; – нарушению трудовых прав незаконных мигрантов – вплоть до рабства; – ухудшение социально-экономической ситуации – увеличение роли теневой экономики, росту преступности и проституции. Это касается абсолютно всех стан мира, не является исключением и Казахстан. Так что, подобные прецеденты вполне могут являться отправной точкой для роста социальной напряженности в регионах, не говоря уже о росте преступности как таковой. А ведь в той же Мангистауской области с этим и без того, мягко говоря, не очень благополучно. Последние несколько месяцев оперативные сводки из того же Актау изрядно смахивают на фронтовые. Перестрелки из травматического и даже боевого оружия, звучат в городе практически ежемесячно. То в 7-м микрорайоне города двое неизвестных из пистолета марки "ТТ" обстреляли припаркованный автомобиль, в котором находились два человека. Водителя ранили в руку, он смог самостоятельно выбраться из машины и позвать на помощь, а пассажиру пуля попала в голову и впоследствии он впал в кому. То буквально через пару недель группа молодых людей устроила яростную стрельбу в 6-м микрорайоне районе, находясь в автомобиле, а затем скрылась с места преступления. Затем в сводках происшествий профигурировал и 14-й микрорайон, где по скупой информации ДВД, "на почве неприязненных отношений произошла перестрелка произошла перестрелка из огнестрельного оружия между молодыми людьми". При проведении оперативно следственных мероприятий полицейские в соседнем 13-м микрорайоне нашли еще немало интересного, а именно: два гладкоствольных ружья марки "Сайга" 410/73 калибра, три обреза от охотничьего ружья "ИЖ-17" 16-го калибра и боеприпасы в общем количестве 474 патрона... В начале февраля этого года в городе произошла еще одна перестрелка, после которой еще трое участников отправились на больничные койки. Двое с ранениями от травматического оружия, один с "огнестрелом" от дробовика. А буквально на днях двое молодых людей, получили огнестрельные ранения прямо возле своего дома. Нападавшие скрылись на внедорожнике "Lexus"... И как на этом фоне стремительно растущего криминала у некоторых сотрудников миграционной полиции хватает совести не заниматься своими прямыми обязанностями, не следить за контингентом, прибывающим в районы и города области, а сосредотачиваться исключительно на поборах и взятках (закрывая на все остальное глаза), остается лишь поражаться. Поражаться и ужасаться. Вообще складывается впечатление о том, что уголовному розыску, всем остальным оперативным службам (да и, похоже, полиции в целом) с каждым днем все трудней и трудней справляться с валом стремительно растущей и с каждым днем становящейся все наглее преступности. По данным Комитета правовой статистики, в январе текущего года рост числа тяжких преступлений в области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 91,7%. И является одним из самых высоких по стране. Хотя, нынешний начальник ДВД Мангистауской области генерал-майор Мейрхан Жаманбаев явно старается по мере сил максимально овладеть ситуацией и для начала, пытается разобраться с собственными рядами: – Придя сюда в январе прошлого года я увидел, что сотрудники находились в подавленном состоянии, дисциплина оставляла желать лучшего, многие прогуливали работу, – сообщил генерал Жаманбаев в одном из недавних интервью. – Хромала и раскрываемость преступлений, работа следственно-оперативной группы. Многие оперативные работники не знали, что творилось на закрепленных участках… Да и на недавнюю аттестацию личного состава главный областной полицейский как на панацею похоже особо не уповает: – Тем не менее, невозможно утверждать на все 100 процентов, что мы очистили свои ряды. Сегодня в полиции свыше 500 вакансий, но это не значит, что мы будем набирать случайных людей. Посмотрите, по республике не прошли аттестацию более 10 000 сотрудников, из них 350 – в нашей области. Доходило до смешного: некоторые даже не знали, в каком ведомстве работают. Другие не прошли аттестацию, потому что, по заключению медиков, являются "психологически не устойчивыми". Спрашивается, как с такими кадрами можно дальше работать?.. В итоге, следовал закономерный вывод: "Наркотиков, например, стали изымать больше, потому что я уволил 70 процентов сотрудников отдела борьбы с наркобизнесом и оставил лишь тех, у кого, как говорится, есть рвение к работе"… Собственно все. Получается, что, по крайней мере, ротация кадров в области все-таки идет полным ходом. Как это скажется на уровне преступности, конечно покажет лишь время, но пока ситуация далека от идеальной. А теперь еще раз вернемся к началу этой темы. Как мы видим парламентариям, действительно есть над чем серьезно поработать. Ведь та система причинно-следственных связей, таких, например, как законодательное несовершенство, рост как легальной, так и нелегальной миграции, уход части мигрантов в незаконные виды деятельности и уклонение от регистрации, в свою очередь порождающей коррупционную составляющую в рядах полиции, и все это вкупе ведущее к общему росту криминала явно требует серьезной корректировки на законодательном уровне. Причем, не только непосредственно в миграционном законодательстве или законе об органах внутренних дел, но и в ряде других сопутствующих нормативно-правовых актов. Иначе, ситуацию будет изменить уже крайне сложно. А борьба с "отдельными негативными проявлениями" будет больше напоминать утомительный бег по замкнутому кругу. |