Азамат МАЙТАНОВ, "Ак Жайык", 26 февраля
Как экстремистские группы в Казахстане завлекают в свои ряды молодежь? Почему молодые люди примыкают к радикальным течениям и совершают теракты? Что их толкает на это? Эффективны ли силовые методы в борьбе с религиозным экстремизмом? Вопросы трудные, и искать ответы на них придется долго.
КАК УХОДЯТ В ПОДПОЛЬЕ Мнение, что молодые люди идут к радикалам только потому, что им хорошо платят, и что это сродни сетевому маркетингу (привел новичка – получай дивиденды), к нынешним казахстанским реалиям никакого отношения не имеет. Никто не хочет не то что умирать, даже рисковать своей свободой за деньги. В основном ряды радикальных групп пополняются бывшими прихожанами мечетей Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), разочаровавшимися в муллах. Экстремисты не вербуют юношей на улицах, молодые люди приходят к ним сами. Приводят их к ним личные поиски элементарных знаний в области акиды (вероубеждения), желание найти квалифицированные ответы на религиозные вопросы. То есть молодые мусульмане ищут то, что они не могут получить у служителей официального культа. В представлениях новообращенных в ислам, в местах, где заправляют муллы от ДУМКа, религия представлена исключительно в виде обрядово-ритуальных норм и ящиков для сбора пожертвований. С распространением интернета элементарные тезисы акиды и фикха верующие могут почерпнуть дома, не обращаясь к муллам в мечетях. Затем возникают конфликты. Например, мулла в мечети, согласно официальным догматам и нормам ДУМКа, утверждает одно, а молодой прихожанин цитирует ему в ответ фетву ибн БАЗЗА (авторитетный богослов, бывший муфтий Саудовской Аравии), скачанную из Сети. Мулла по сути ничего не может возразить. Именно из-за неприятия норм религиозной практики, которых придерживается официальное мусульманское духовенство, в дальнейшем происходит радикализация взглядов некоторых молодых прихожан. Как результат этого конфликта начинается выдавливание независимых мусульман из мечетей – либо ты молишься, как утвердил ДУМК, либо уходишь. Уходят обычно в подполье, объединяются в самостоятельные общины, берут себе в авторитеты разных арабских шейхов, бездумно впитывая их самые различные идеи. Как правило, в экстремистские группы попадают амбициозные молодые люди, не имеющие еще жизненного опыта, занятые самостоятельным религиозным образованием. Безусловно, определенная часть приходит в независимые общины из солидарности с друзьями, родственниками, кого-то привлекает романтика исламского братства и джихада, которая сегодня красочно живописуется в видеороликах на YouTube. Есть еще один контингент – это необразованная молодежь из социально неблагополучной среды, ребята, выросшие в неполных семьях, безработные, ранее судимые, люди, получившие мало-мальскую духовную и материальную поддержку от братьев по вере, а не от государства.
ИДЕОЛОГИЯ И ЦЕЛИ ГРУППИРОВОК Сегодня доминирующей суннитской идеологией в мире ислама стало ее крайне радикальное проявление – хариджизм, на Западе его называют еще джихадизм. Сторонники хариджизма обвиняют в неверии всех мусульман, не разделяющих их взгляды, и считают, что единственным путем спасения современной Исламской Уммы (мусульманской общины) является вооруженная борьба с тагутом (светской властью, основанной не на законах Аллаха) и с неверными. Одним из главных идеологов современных хариджитов является иорданский шейх Мухаммад МАКДИСИ. Он доказывает необходимость ведения вооруженного джихада, выносит такфир (обвинение в неверии) правителям стран арабского мира и призывает мусульман отречься от них. Взгляды джихадистских богословов сильно распространены на Ближнем Востоке и в странах Магриба, частично в Афганистане, Пакистане и на Северном Кавказе. Там появилось множество группировок, объединенных одной общей акидой-идеологией, которую западные эксперты ошибочно называют "Аль Каедой" (от араб. "основа"), выдавая ее за главную международную террористическую организацию. Кстати, еще одним очагом джихадизма стала Сирия, куда сейчас, стекаются хариджиты со всего мира, в том числе из Средней Азии и Казахстана, воюющие на стороне повстанцев. Отмечу, что именно в Дамаске, согласно священным преданиям (хадисам) мусульман-суннитов, появится пророк Иса (Иисус), который поведет мусульман на последнюю битву с Антихристом. Джихадизм присутствует также в странах бывшего СССР: в Российской Федерации, Средней Азии. В Казахстане популярностью пользуются лекции проповедников Абдулхалила АБДУЖАББАРОВА и Саида БУРЯТСКОГО (в 2009 году был убит российской ФСБ в Ингушетии). Абдужаббарова, более известного как шейх Халил, спецслужбы считают "духовным лидером" казахских моджахедов. Он несколько лет официально преподавал при мечети в Атырау, до сих пор пользуется большим авторитетом у прихожан. Халил находится в розыске по линии Интерпола и скрывается в Саудовской Аравии. В Казахстане есть и более умеренные салафитские проповедники с мурджиитскими идеями, противостоящие взглядам джихадитов. К примеру, это этнический татарин Ринат Абу Мухаммад АЛЬ КАЗАХСТАНИ (в миру Ринат Зайнуллин, которого хотели ликвидировать моджахеды из "Джунд аль-Халифата") и казах Дарын МУБАРОВ, который также скрывается от спецслужб на Ближнем Востоке. Известно, что казахские джихадисты не раз обращались к арабским шейхам с просьбой выдать фетву на ведение джихада против властей и силовых органов Казахстана, которые преследуют и угнетают независимых мусульман. Кроме того, существуют другие разрешения, оправдывающие террор в отношении представителей светской власти. Например, фетва шейха Абу Джандала АЛЬ-АЗАДИ, идеолога джихадизма в Саудовской Аравии, разрешающая уничтожение сотрудников всех служб, "защищающих тагута". В 2011 году события в Актюбинской области я назвал "первым звонком" и предположил, что после этого конфронтация между властями и религиозными группами только усилится. В 2012 году в Атырау на суде над 42 членами подпольной джихадистской группы и 5 причастными к терактам возле облакимата и прокуратуры лицами, как объяснение причин терактов не раз звучали мотивы мести правоохранительным органам и властям за преследование мусульман.
БЕЗ ИММУНИТЕТА Сегодня вся проблема кроется в том, что власти никак не могут и не желают понять, что в борьбе с терроризмом они в первую очередь сталкиваются с идеологией. Причем именно с религиозной идеологией, обладающей большим мобилизующим потенциалом. Надо понимать, что ислам изначально был и будет всегда политизированной религией. Это идеология, где главный постулат – "Вся власть принадлежит Аллаху!" – никак не может быть вырван из общего контекста ислама и "обезврежен" какими-то реформаторскими идеями. Многие сейчас проводят параллели между событиями в Казахстане и на Северном Кавказе. Однако, на мой взгляд, на самом деле ситуации разные, причем сравнение не в нашу пользу. Консолидирующей силой для подавляющего большинства мусульман Северного Кавказа является традиционно сильный суфизм. Именно суфийская идеология с ее культом поклонения шейхам-пирам и мюридизмом, официально поддерживаемая федеральными властями, стала своего рода противовесом в борьбе с салафизмом на Кавказе. Апогеем конфликта этих идей стало недавнее убийство суфийского шейха Саида Афанди ЧИРКЕЙСКОГО, представлявшего накшбандийский орден тариката на Кавказе. Это вывело конфликт в регионе на новый уровень, ведь последователями шейха Чиркейского считают себя сотни тысяч дагестанцев, суфии возглавляют Духовное управление мусульман Дагестана. В республиках Северного Кавказа сегодня идет настоящая гражданская война, которая с экранов российских каналов подается обывателям в искаженном виде. В постсоветском Казахстане, стране с ослабленной религиозно-культурной идентичностью, ситуация совсем другая. ДУМК представлен последователями ханафитского мазхаба, не поддерживающими традиционный суфизм. Для очень многих верующих, особенно молодежи, ДУМК не является духовным авторитетом, так как в Казахстане не существует института религиозных вождей и аксакалов-старейшин, как например, в Узбекистане или на Северном Кавказе.
ТАЛИБЫ ТОЖЕ ХАНАФИТЫ… Лозунг "Одна нация – один мазхаб", пропагандируемый светскими властями Казахстана, которые таким образом хотят помочь ДУМКу стать монополистом, таит в себе опасности. Как быть верующим, придерживающимся других мазхабов? Зачем делить верующих на ханафитское большинство и прочее меньшинство, включая последователей других мазхабов, тех же суфиев и т.д.? Взять за образец каноны имама Агзам АБУ ХАНИФЫ и тотально внедрять его в массы будет сложно. Эту школу многие ошибочно считают самой лояльной и легкой в суннизме. На самом деле ханафитский мазхаб считается одной из самых ранних школ шариатского права в исламе, и его фикх является самым жестким. К примеру, афганские талибы строго придерживаются именно ханафитского мазхаба. Проблема религиозного экстремизма, на мой взгляд, требует сложного и системного подхода в ее решении. Конечно, легче указать пальцем на бороду и хиджаб, чем понять истинные причины ухода верующих в подполье и атак смертников-бомбистов. Обществу и властям нужно понять фундаментальную суть этого явления – казахстанский экстремизм, это в первую очередь совокупность религиозно-социальных, экономических и политических проблем. Кардинально, раз и навсегда "выключить" это явление из жизни невозможно, тут необходима длительная всесторонняя "терапия".
МЫ КАЗАХИ Противодействие радикализму должно осуществляться не только силовыми методами и выдавливанием еретиков из официального поля, но и главным образом интеллектуально, путем разъяснения и дискредитации экстремистских доктрин и учений в сферах духовно-светского образования. Ну а лучшая профилактика – это получение обществом элементарных знаний об основах религии, развитие и пропаганда национальной идеи и государственности. |