Пресс-служба прокуратуры города Алматы, 2 апреля
2 апреля 2013 года в Алматы в здании прокуратуры города (ул.Желтоксан 189) состоялось заседание коллегии прокуратуры города на тему: "Принятые меры по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства" под председательством прокурора города Алматы Асылова Б.Н.. На заседание коллегии участие депутаты маслихата города Алматы Козлов С.А., Булекбаев В. Е., и.о. начальника Управления предпринимательства и промышленности города Алматы Рахметов М.М., директор Алматинского филиала НЭПК "Союз "Атамекен" Идрисова С.К., начальники: налогового Департамента города Алматы Карымсаков Б.Е., Департамента по государственному имуществу и приватизации Куралбаев А.Б., Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора города Алматы Дурумбетов Е.Е., заместитель начальника Департамента по чрезвычайным ситуациям города Алматы – Мадияров Н.А. их заместители другие представители государственных органов, адвокаты. На коллегии обсуждена работа проведенная прокуратурой города в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Всего в сфере надзора за законностью применения законодательства о предпринимательстве в 2012 году и в текущем году проведено 60 проверок, в результате которых было выявлено более 5 тысяч нарушений законности. Внесено 135 актов надзора, отменено и изменено 249 незаконных актов, затрагивающих интересы бизнесменов. Защищены права свыше 520 предпринимателей, к различным видам ответственности привлечено 170 лиц. Особо следует отметить выявленные нарушения законности, допущенные налоговыми органами в отношении индивидуальных предпринимателей. Так, выявлено 593 (30% от общего количества поступивших обращений) факта ущемлений прав индивидуальных предпринимателей (далее ИП), путем необоснованной волокиты их обращений о прекращении предпринимательской деятельности. К примеру, налоговым органом необходимые сведения из уполномоченных органов для дачи заключения о прекращении деятельности ИП "Алханова В." получены 14.08.2012 года. Однако, в нарушение десятидневного срока предусмотренного пунктом 7 статьи 43 Кодекса "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" соответствующее заключение сформировано только 18.10.2012 года, т.е. спустя 2 месяца. В другом случае, заявление ИП "Свирюков С." поданное еще 29.12.2004 года до настоящего времени не рассмотрено, т.е. более 8 лет меры по ликвидации ИП в установленном порядке не приняты. Также выявлено 238 фактов нарушения сроков регистрации ИП. К примеру, Хусейнов Ш. в нарушение установленного Законом "О частном предпринимательстве" однодневного срока регистрации ИП, в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован по истечению одного месяца. Кроме того, выявлено более 100 фактов проведенных проверок субъектов бизнеса по анонимным обращениям. Вместе с тем, 25 января 2013 года прокуратурой города совместно с Национальной экономической палатой "Союз Атамекен" проведено заседание круглого стола "Чиновник и Предприниматель". Инициатива прокуратуры вызвала положительный отклик в бизнес-среде, встреча прошла в форме дискуссии по проблемам, возникающим в ходе осуществления предпринимательской деятельности. К примеру, с 1 января этого года вступили в силу положения статьи 11 Закона "О платежах и переводах" об обязательном наличии у субъектов предпринимательства POS-терминалов (оборудование для приема платежей с использованием платежных карточек) и статьи 161-2 КРК об АП, предусматривающей ответственность за неисполнение указанных требований Закона. Прокуратурой проведен анализ товарного рынка и установлено, что текущий предпринимательский спрос на POS-терминалы значительно превышает возможности банков второго уровня по обеспечению рынка. В этой связи, прокуратурой города в целях предотвращения нарушений прав предпринимателей в виде неправомерного привлечения их к административной ответственности, в адрес налогового Департамента города внесено предостережение о необходимости исследования всех обстоятельств дела, могущих повлиять на степень доказанности правонарушения (возможность установки терминала, доступность услуг банков второго уровня, обеспечение товарного рынка и др.). Кроме того, по результатам анализа выявлены проблемы при аренде государственного имущества. Так, право определять арендатора, согласно закону возложено на уполномоченный орган по государственному имуществу в лице Комитета государственного имущества и приватизации и его территориальных подразделений. Однако, как установлено по требованию Департамента государственного имущества и приватизации города Алматы предприниматель в нарушение вышеизложенных норм проходить процедуру согласования у балансодержателя на свое имя. Из-за сложившейся практики предприниматель, изыскавший возможность согласовать аренду у балансодержателя, фактически приобретает негласный статус единственного потенциального арендатора. Таким образом, предприниматель не согласовавший аренду, не может заключить с Департаментом договор аренды. Фактически арендатор попадает в зависимость от балансодержателя. В рамках коллегии состоялся обмен мнениями и были заслушаны руководители контрольно-надзорных органов. |