NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Понедельник 10.08.2020 07:49 ast
04:49 msk

В Агентстве финансовой полиции состоялось заседание Общественного совета по противодействию коррупции и теневой экономике
"Незаконный оборот нефти и нефтепродуктов влияет на масштабы "теневой" экономики страны и является источником финансирования деятельности отдельных организованных преступных формирований и приверженцев радикальных религиозных течений"
27.06.2013 / криминал и коррупция

finpol.gov.kz, 26 июня

26 июня текущего года в Агентстве финансовой полиции проведено заседание Общественного совета по противодействию коррупции и теневой экономике при Агентстве (далее – Общественный совет) с использованием видеоконференцсвязи с территориальными Департаментами финансовой полиции.
На заседании были рассмотрены три вопроса.
С докладом "Борьба с незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов" выступил начальник Департамента по раскрытию экономических и финансовых преступлений Агентства финансовой полиции Ж. Элиманов.
Об аналитической составляющей в деятельности органов финансовой полиции рассказал заместитель начальника Информационно-аналитического департамента Агентства Б. Айтбаев.
Кроме того, рассмотрен вопрос о расширении состава Общественного совета.
В заседании Совета приняли участие члены Общественного совета: председатель Республиканского Общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан", депутат Сената Парламента РК, председатель Абдыкаримов О.А., заместитель управляющего директора по правовым вопросам НЭП "Союз "Атамекен" Савельенко О.В., заместитель исполнительного директора Форума предпринимателей Казахстана Куанганова Г.Ш., лидер ОО "Общественное молодежное движение "Қарсы" Нургазин А.А., директор филиала НЭПК "Союз "Атамекен" в г.Астана, исполнительный директор Ассоциации по защите прав предпринимателей г. Астана Тюгина И.В.

--------

Тезисы выступления начальника Информационно-аналитического департамента Агентства Б. Айтбаева

Уважаемый Оралбай Абдыкаримович
Уважаемые члены Общественного Совета
Как известно, приоритеты в работе финансовой полиции смещены в сторону профилактики и предупреждения коррупции и экономической преступности, что соответственно повлекло увеличение аналитической составляющей, как в количественном, так и в качественном отношении.
Во первых, с конца прошлого года, образованы самостоятельные аналитические подразделения в регионах, порядка 40 аналитиков (раннее Департамент не имел своих аналитиков на местах).
Во вторых, произошли качественные изменения в самой аналитической работе, которая сосредоточена на двух приоритетах.
– предупреждение и профилактика коррупции и экономической преступности;
– выявление преступлений на основе аналитических материалов.
Что касается профилактики.
Выработаны новые критерии и подходы в проведении профилактики, основная цель которых отойти от традиционных мер, с которой ее часто отождествляют, в виде практики проведения круглых столов и лекций, распространения информационных материалов.
Эта работа в рамках отраслевой программы по борьбе с коррупцией проводится и в настоящее время, вместе с тем в т.г. внедрены и новые креативные формы профилактики, а именно:
На постоянной основе проводится:
1) Мониторинг бюджетных программ
Так всеми регионами проведен мониторинг реализации ГПФИИР, по итогам которого внесены представления об исключении из Карты индустриализации 35 проектов на общую сумму 51,5 млрд. тенге по причине их несоответствия критериям программы (инновационность, экспортоориентированность, сбалансированность с другими проектами и производствами и т.д.).
На данный момент исключено 7 проектов на сумму 915 млн. тенге, остальные представления находятся на рассмотрении.
2) Мониторинг сферы госзакупок
Также на системной основе отслеживаются закупки госорганов и национальных компаний на стадии планирования. Установлены факты завышения цен на приобретаемые товары, работы услуги.
По требованию Агентства Министерством транспорта и коммуникаций отменен запланированный закуп услуг по капитальному ремонту автомобильной дороги "Жизак-Гагарина-Жетысай" на общую сумму 784 млн.тенге. Стоимость ремонта дороги была завышена вдвое.
Выявлены значительные завышения планируемых закупочных цен на автомобиль со стороны Ревизионной комиссии по Кызылординской области, на приобретение офисной бумаги АО "НК "Қазақстан темір жолы" и т.д.
На основании писем Агентства органы либо отменяют закупки, либо пересматривают цены в сторону понижения.
Аналогичная работа проводится аналитиками и на местах.
Таким образом, только за пять месяцев текущего года удалось предотвратить нерациональное использование более 1,5 млрд. тенге бюджетных средств.
При этом, только факт самого направления письма в госорган (нацкомпания, акимат) или упоминания в СМИ, о том что госзакупки и в целом освоение бюджетных средств регулярно мониторятся сотрудниками финансовой полиции, на наш взгляд имеет значимый упреждающий эффект для чиновников.
Что касается выявления преступлений по результатам аналитических материалов
По итогам 1 полугодия т.г. на основе аналитических материалов территориальными органами возбуждено 239 уголовных дел с суммой установленного ущерба 70,2 млрд. тенге (в целом за два предыдущих года, выявлено около 100 УД).
При этом, если в первом квартале было возбуждено порядка 70 уголовных дел, то во втором квартале уже 169 УД, рост в 2,4 раза.
Следует отметить, что вся информация на основе, которой определяются "рисковые" субъекты оперативного интереса наши аналитики получают из открытых источников.
Для этого используется действующая в Агентстве Единая автоматизированная информационно-телекоммуникационная система (26 информационных баз), а также Система информационного обмена правоохранительных и специальных органов Генеральной прокуратуры (49 информационных баз, к концу года еще 20 баз, включая в перспективе банки второго уровня), все аналитики в Агентстве и на местах имеют доступ к данным информационным источникам.
На первом этапе (2013 год) приоритетными задачами для аналитиков, определена сфера лжепредпринимательства и госзакупок, как наносящие наибольший ущерб доходной части бюджета страны.
Наглядным примером является выявление аналитиками группы лжепредприятий в Костанайской области.
Здесь в ходе аналитического поиска использованы алгоритмы и критерии, включающие в себя основные признаки лжепредприятий:
– незначительная сумма уплаты налогов либо неуплата при значительных оборотах, отсутствие активов и наемных работников, регистрация юридического лица на граждан, страдающих наркоманией, алкоголизмом, лиц ранее привлекавшихся к уголовной ответственности и т.д.
По результатам возбуждены уголовные дела в отношении 88 лжекомпаний по ст. 192 УК РК. Сумма ущерба от деятельности выявленных лжепредприятий составила более 3,8 млрд. тенге.
Аналогичный аналитический поиск проводится и в сфере госзакупок.
К примеру, путем анализа информации базы Комитета Казначейства выявлены факты масштабных хищений бюджетных средств должностными лицами акимата Актюбинской области. Установлено, что в крупных конкурсах по строительству, начиная с 2006 года, участвуют одни и те же аффилиированные компании, подконтрольные гр. Ширяеву С.В. Им была создана целая сеть предприятий для подобных операций.
Участвуя в тендере, они искусственно создавали мнимые конкурса, с участием аффилированных фирм. В итоге одна из них предлагавшая услуги по более низкой цене, становилась победителем конкурса.
Также установлено, что проведение проектно-сметных работ здесь отдавалось компаниям, связанным с самим застройщиком, что прямо противоречит Закону "О госзакупках".
Путем завышения проектной стоимости объектов и подписания фиктивных актов выполненных работ, государству был нанесен ущерб в на несколько млрд.тенге.
По данным материалам, следственно-оперативной группой возбуждено 8 уголовных дел по ст.176 ч.3 УК РК.
Таким образом, усиление аналитической составляющей, повышает эффективность работы оперативных служб по линии коррупции и "теневой" экономики.
Например, если за 5 месяцев 2012 года было возбуждено 91 УД по ст.192 УК РК практически все по оперативным материалам, то в аналогичном периоде т.г. выявлено уже 399 преступлений, из которых более половины на основе аналитических материалов (рост в 4,2 раза).
При этом, работа аналитиков нацелена на выявление преступлений на ранних стадиях совершения, до причинения максимального ущерба государству.
Это дает возможности:
– по принятию органами финансовой полиции своевременных упреждающих мер, направленных на недопущение совершения уголовно-наказуемого деяния и минимизацию нанесенного ущерба
Так по группе Ширяева удалось своевременно установить и наложить арест на незаконно полученное имущество, стоимость которого составила 3,5 млрд.тенге (279 автотранспортных средств, 51 земельных участков, 13 квартир).
В целом, увеличение аналитической составляющей в деятельности финансовой полиции дает следующие преимущества:
– позволяет минимизировать необоснованное или излишнее вмешательство в деятельность бизнеса, поскольку все признаки преступления выявляются аналитиками, не выходя из кабинета;
– снижается контакт сотрудников финансовой полиции с бизнес-средой и населением, что объективно ссужает условия для коррупционных проявлений, внутри самих органов финансовой полиции (иными словами ссужается коррупционное поле);
– работа аналитиков, основанная только на открытых источниках более прозрачна и подконтрольна, чем деятельность оперативников, где в силу ее специфики (секретность) наладить соответствующий контроль затруднительно (в частности все запросы аналитиков проходят через СИОПСО ГП РК под ее надзором).
Кроме того, наличие аналитических подразделений позволяет сосредотачивать усилия на наиболее "болевых точках" как по линии коррупции, так и в части борьбы с "теневой" экономикой.
Доклад окончен.
Спасибо за внимание.

-----

Выступление начальника Департамента по раскрытию экономических и финансовых преступлений Агентства финансовой полиции Ж. Элиманова на заседании Общественного совета по борьбе с коррупцией на тему: "Борьба с незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов"

По данным Министерства финансов основным источником пополнения республиканского бюджета являются добывающие отрасли (70%), среди которых особое место занимает нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая сфера. Экономическое благополучие страны напрямую зависит от успешности функционирования этого рынка.
Оборот нефти и нефтепродуктов в силу своей высокой доходности, устойчивого спроса, а также влияния на социальные процессы общества всегда находится под пристальным вниманием государства. В тоже время высокая рентабельность указанного сегмента рынка оказывает значительное влияние на его криминализацию и способствует развитию незаконного оборота нефти и нефтепродуктов.
Так, оперативно-следственная практика органов финансовой полиции и анализ деятельности сферы недропользования свидетельствуют о системности и масштабности преступлений и правонарушений в сфере оборота нефти и нефтепродуктов.
За 2012 год Агентством в сфере незаконного оборота нефти и нефтепродуктов выявлено 60 (2011г. – 31) преступлений с суммой ущерба 12,7 (1,6 млрд. тенге) млрд. тенге, изъято из незаконного оборота 3,3 (1,9) тыс. тонн нефти.
Следует отметить, что уже с начала т.г. на учет поставлено 86 преступлений данной категории с ущербом 3,9 млрд. тенге, из незаконного оборота изъято около 1,4 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов.
Помимо статистики выявленных преступлений, о повышенных криминогенных рисках в указанной сфере свидетельствуют сведения Министерства нефти и газа (далее – МНГ) об объемах "теневого" оборота нефти, которые варьируются в пределах 200-300 тыс. тонн в год.
Эти же данные указаны Генеральной прокуратурой в представлении об устранении нарушений закона, которое было внесено в адрес Правительства.
Противоправные деяния, совершаемые в данной сфере, наносят материальный ущерб не только хозяйствующим субъектам, занятым в сфере оборота нефти и нефтепродуктов, но и влекут причинение многомиллиардного ущерба экономическим интересам республики в виде недопоступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также создают угрозу экологической безопасности. К тому же незаконный оборот нефти и нефтепродуктов влияет на масштабы "теневой" экономики страны и является источником финансирования деятельности отдельных организованных преступных формирований и приверженцев радикальных религиозных течений.
Анализ незаконного оборота нефти и нефтепродуктов показал, что наиболее типичными преступлениями, совершаемыми в сфере оборота нефти и нефтепродуктов, являются деяния, предусмотренные ст.ст. 175 (кража), 183-1 (транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения), 190 (незаконное предпринимательство), 192 (лжепредпринимательство), 193 (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем), 209 (экономическая контрабанда), 222 (уклонение от уплаты налогов с организаций), 235 (создание и руководство организованной преступной группой или преступным сообществом (преступной организацией), участие в преступном сообществе) УК РК.
Установлены следующие схемы хищения нефти и ее легализации:
– незаконная добыча (хищение) нефти из нефтяных установок, временных хранилищ, законсервированных скважин, расположенных на месторождениях и магистральных нефтепроводов;
– легализация нефтеналивными терминалами и производственными базами углеводородного сырья, добытого преступным путем;
– реализация нелегальной нефти с использованием фиктивных подтверждающих документов, вывоз нефти под видом нефтепродуктов, а также с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей в бюджет.
Так, в 2012 году выявлены новые схемы преступлений, осуществляемые с целью уклонения от уплат обязательных платежей в рамках Таможенного союза путем незаконного вывоза нефти под видом нефтепродуктов.
А именно, российскими компаниями в Казахстан якобы для переработки поставляется нефть, которая в дальнейшем без переработки отправляется на экспорт под видом нефтепродуктов.
Учитывая, что ежегодно экспортируется более 300 тыс. тонн нефтепродуктов, в результате использования данной схемы государству причиняется многомиллиардный ущерб в виде уклонения от уплаты таможенной пошлины и рентного налога (разница в платежах с 1 тонны нефти и тяжелых нефтепродуктов составляет до 200 долл. США).
При этом, экспортерами предъявляются разработанные ими Стандарты организаций (технические условия) на экспортируемые виды нефтепродуктов. Однако, по результатам исследований, проведенных специалистами лаборатории химии нефти и нефтехимического синтеза Института химических наук им. Бектурова из проверенных ими 100 стандартов организаций 27 группы кодов ТН ВЭД – 73 подпадают по своим основным характеристикам под определение "Сырая нефть".
Данная схема позволяет уклоняться от налоговых и таможенных обязательств и российским компаниям.
К примеру, ДБЭКП по Западно-Казахстанской области выявлено 2 факта контрабандного вывоза ТОО "Бектемир" сырой нефти под видом нефтепродукта, не облагающегося таможенными пошлинами в количестве 13 вагонов (810 тонн) на сумму 48,3 млн.тенге. По данным фактам возбуждены уголовные дела по ст.209 ч.2 УК РК (экономическая контрабанда). Ведется следствие.
Аналогичные схемы экспорта нефти под видом нефтепродуктов выявлены и в других областях.
Анализ результатов деятельности органов финансовой полиции позволяет выделить следующие причины и условия, способствующие незаконному обороту нефти и нефтепродуктов:
– ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей уполномоченными государственными органами;
– отсутствие ведомственного контроля и должного взаимодействия;
– несовершенство законодательства и имеющейся практики информационного обеспечения сведениями в этом направлении, что создает благоприятные условия для совершения хищений нефти и включения ее в нелегальный оборот.
Так, в результате отсутствия типового перечня документов, подтверждающих законность происхождения нефти и возможности проверки представляемых на НПЗ документов о легальном приобретении нефти от недропользователей в режиме "он-лайн", продолжают иметь место факты хищения нефти и ее дальнейшей легализации.
К примеру, в феврале т.г. в Западно-Казахстанской области возбуждены уголовные дела по ст. 183-1 ч.2 п. "а" УК РК и 193 ч.3 п. "в" УК РК в отношении руководства ТОО "Хаир" и других лиц, которые на протяжении длительного времени поставляли нефть на переработку в Атырауский НПЗ по фиктивным документам, подтверждающих законность их происхождения.
Таким образом, оперативно-следственная практика свидетельствует о том, что действующая система контроля является формальной и неэффективной.
Основной причиной неисполнения требований закона является отсутствие должного информационного взаимодействия между недропользователями, нефтеперерабатывающими заводами, МНГ, а также налоговыми и правоохранительными органами.
Нефтеперерабатывающие заводы, в т.ч. мини НПЗ должны иметь возможность перепроверить предоставленные поставщиком документы в режиме реального времени, и в случае несоответствия известить об этом правоохранительные органы.
Кроме того, имеют место нарушения и со стороны недропользователей в части порядка учета добываемой нефти.
Так, в нарушение требований ст.101 Закона "О недрах и недропользовании" АО "СНПС-Актобемунайгаз" и ТОО "Сагиз Петролеум Компани" учет добываемой нефти на скважинах не ведется, оборудование и средства измерения на них отсутствуют.
Фактический учет производится только после прохождения нескольких этапов подготовки нефти по электронным манометрам на мерной емкости. Применяемый ими метод вычисления объема добытой нефти не обеспечивает получение достоверных сведений о фактических объемах добычи, что является очень удобным для недропользователя, поскольку дает возможность укрывать любые факты хищения нефти, сверхнормативных потерь, аварийных выбросов и сбросов и т.д.
Наиболее острой является проблема несанкционированных врезок в систему нефтепроводов АО "Казтрансойл" (8 фактов в 2013 году).
Специфика такой категории преступности, как кражи сырой нефти, состоит в том, она осуществляется, как правило, преступными группировками, занимающимися хищением нефти и дальнейшей ее легализацией.
В данном направлении Агентством на регулярной основе проводятся оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению деятельности преступных группировок.
В результате, проведенных мероприятий в Южно-Казахстанской области пресечена деятельность организованной преступной группы из 10 лиц, осуществлявших кражи нефти с трубопроводов. Все фигуранты, в т.ч. организатор преступной деятельности Накылбеков Б. и директор ТОО "Охранное агентство "SEMSER Securiti" Молтаев Н., который в силу своих должностных обязанностей должен был обеспечивать сохранность имущества АО "КазТранОйл", арестованы.
Всего в текущем году в отношении лидеров устойчивых преступных групп и ее членов возбуждено три уголовных дела, два из которых направлены в суд.
Наряду с этим, Агентством помимо уголовно-правовых мер борьбы с незаконным оборотом нефти нефтепродуктов проводится большая превентивная работа.
Так, Агентством инициировано проведение Комитетом государственной инспекции в нефтегазовом комплексе МНГ РК внеплановой проверки в ТОО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" (далее – АНПЗ). По результатам установлено, что в период с 2009 года по настоящее время только одним из трех действующих по стране нефтеперерабатывающих заводов (АНПЗ) переработано свыше 564 тыс. тонн нефти поставленным по фиктивным документам о ее происхождении.
С другой стороны анализ результатов внеплановой проверки, проведенной Комитетом, показал снижение объемов нефти, поставляемой на АНПЗ по фиктивным документам с 67,3 тыс тонн в 2011 году до 1,5 тыс. тонн в 2013 году, или более чем в 44 раза. Что указывает на то, что проводимая Агентством работа положительно отразилась на снижении "теневого" оборота нефти в данном регионе.
Наряду с практическими мерами, Агентством внесены предложения по изменению действующего законодательства, которые направлены на улучшение криминогенной ситуации.
В частности, предложено внести изменения в постановление Правительства РК от 15.10.2005 года №1036 "О вывозных пошлинах на сырую нефть и товары, выработанные из нефти", а именно уравнять ставки экспортной таможенной пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов. Это сделает бессмысленным применение каких-либо схем по их незаконному вывозу.
Также, предлагается обязать все нефтеперерабатывающие заводы (в т.ч. мини НПЗ) предоставлять в уполномоченные органы – МНГ и Налоговый комитет (далее – НК) сведения об источниках происхождения нефти, сдаваемой на переработку. Указанным органам в случае выявления фактов легализации нефти через подставные предприятия передавать материалы в органы финансовой полиции для принятия процессуального решения.
Кроме того, целесообразно организовать взаимодействие между уполномоченными органами – МНГ, НК и Комитетом таможенного контроля для пресечения фактов незаконного вывоза похищенной нефти.
В частности, предлагается при оформлении экспортных операций на нефть, наделить таможенные органы правами и обязанностями требовать от экспортеров документы, подтверждающие ее законное происхождение.
Далее, путем взаимообмена информации между МНГ и НК устанавливать достоверность полученных от экспортеров сведений.
При выявлении несоответствия передавать материалы в органы финансовой полиции.
Данные предложения включены в Комплексный План по противодействию "теневой" экономике на 2013-2015 годы, разработанный Администрацией Президента по поручению Главы государства и утвержденный в марте т.г. Постановлением Правительства (27 марта 2013 года №190).
Таким образом, одних только мер по пресечению преступлений и правонарушений в этой сфере сегодня недостаточно. Необходимо совершенствование законодательства не только в целях ужесточения контроля со стороны государства по противодействию хищению нефти, но и госрегулирования всего комплекса правоотношений госорганов и хозяйствующих субъектов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Проведен Координационный совет по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью ЮКО 28.06.2013
Главной транспортной прокуратурой проведено заседание коллегии 28.06.2013
Военные сборы в новом качестве 28.06.2013
В Талдыкоргане осудили женщин, пытавшихся продать ребенка 28.06.2013
Свидетель по "хоргосскому делу" заявил о причастности финансовых полицейских к коррупционному скандалу 27.06.2013
Прокуратурой ЮКО выявлены факты хищения бюджетных средств при реализации государственной программ "Ак булак 27.06.2013
Состоялось примирение по делу в отношении экс-чиновника в Караганде, совершившего смертельное ДТП 27.06.2013
В Агентстве финансовой полиции состоялось заседание Общественного совета по противодействию коррупции и теневой экономике 27.06.2013
Приговор в отношении контрабандиста вступил в законную силу 27.06.2013
Возбуждены уголовные дела 27.06.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
10.08.20 Понедельник
93. НИКИТИН Геннадий
85. СЕМБАЕВ Даулет
76. КУСПАНГАЛИЕВ Болат
72. КУСАЙЫНОВ Мурат
71. КУЛЬЖАНОВ Максут
71. СУЛТАНАЛИЕВ Токан
70. АКДАУЛЕТУЛЫ Мейирхан
69. БАТЫРХАНОВ Айдар
69. СУХОРУКОВА Вера
63. БАЛЫКБАЕВ Такир
63. БУРЛАЧЕНКО Светлана
61. АРКЕТТ Розанна
60. БАЛМАГАМБЕТОВ Марат
60. ОГЛОВ Вадим
59. ОСПАНОВ Аманжол
...>>>
11.08.20 Вторник
91. ПОЛИМБЕТОВА Фатима
78. ТЕЛЬ Леонид
76. КЕМБАЕВ Бекет
73. ТЫНАЛИЕВ Айтжан
59. ИМАНАЛИЕВ Бауржан
59. НЫСАНБАЕВ Ерлан
59. ТИЛЕГЕНОВ Алибек
57. СМАГУЛОВ Бауыржан
53. БЕГАСИЛОВА Алмаш
52. ЧЕРВИНСКИЙ Олег
51. АБДУЛОВ Махсут
49. СЫРГАБАЕВ Азамат
49. ТАЖИГАЛИЕВ Мухтар
48. ДЮСЕНЕВ Арман
46. АХМЕТОВА Инна
...>>>
12.08.20 Среда
68. АКБЕРДИЕВ Фарид
66. АБДИКУЛОВ Созакбай
63. МУСИНОВ Серикбол
62. АБДРАХМАНОВ Керимтай
62. МУКАШЕВА Кулянда
60. КАРПИШЕВ Орал
60. МУСАБАЕВ Тиллабек
56. АБЖАНОВ Алимхан
55. ТЛЕУХАН Наркес
54. КАРБОЗОВ Ардак
51. МУРЗАБАЕВ Ержан
50. КВАШУК Дмитрий
47. ОРЫНБАЕВ Марат
43. МЕЛДЕБЕКОВ Азамат
41. НУРКИЯНОВ Куаныш
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz