alm.prokuror.kz, 12 ноября
"Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013 – 2015 годы" (утвержден постановлением Правительства №1920 от 27.02.2013 года) разработан в соответствии с поручением Главы государства, учетом предложений государственных органов, результатов реализации Программы "Основные меры по сокращению размеров теневой экономики в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы" и передового мирового опыта по снижению уровня теневой экономики. Главной отличительной чертой Плана является более широкий охват спектров теневой экономики. Если прошлая Программа в основном охватывала экономические аспекты теневой экономики, то разработанный План направлен на создание институциональных основ экономического развития, способствующих выходу из тени субъектов экономики. В частности, в секторе государственных финансов План предусматривает реализацию мер по противодействию выведения государственных средств в тень на уровне планирования бюджета, в области государственных закупок и учета государственных средств на уровне государственного финансового контроля и фискального администрирования. В текущем году по актам прокурорского реагирования в Алматинской области (протесты, представления об устранении нарушений законности и др.) отменены государственные закупки товаров, работ и услуг на сумму более 600 млн.тенге (в связи с нарушением требований законодательства при их планировании, выделении бюджетных средств, формировании квалификационных требований и др.), а также возбуждено 6 уголовных дел по фактам злоупотребления и хищения бюджетных средств, выделенных на эти цели. К примеру, приговором Капшагайского городского суда осужден руководитель отдела строительства города (по ст.307 УК РК к штрафу в размере 1 000 МРП и 2 годам ограничения занимать должности на государственной службе) за необоснованное перечисление более 17 млн.тенге на оплату НДС подрядчику, который от его уплаты освобожден (сумма возвращена государству). В настоящее время нет единства в применении терминов и определении понятия "теневая экономика". В общем, термин "теневая экономика" интерпретируется, как незаконная хозяйственно-экономическая деятельность, не облагаемая налогом и не учтенная в валовом внутреннем продукте. Иными словами это скрытое производство – определяемое как те виды деятельности, которые являются производственными и законными, но намеренно скрываются от органов государственной власти в целях уклонения от уплаты налогов или следования законодательным нормам. При этом ее объемы сознательно скрываются от государственных органов в силу разных причин, в том числе: – во избежание уплаты подоходного налога, налога на добавленную стоимость или других налогов; – во избежание уплаты взносов на социальное страхование; – для сокрытия нарушений некоторых узаконенных стандартов, например, минимальной заработной платы, максимальной длительности рабочего дня, норм безопасности, санитарных норм и т.п.; – во избежание определенных административных процедур, таких как заполнение статистических вопросников или других форм отчетности. В этой связи, за истекшее время т.г. по искам органов прокуратуры области отменена государственная регистрация 24 отсутствующих предприятий, внесено 7 представлений об устранении нарушений законности в адрес налоговых органов и суммы НДС по их сделкам доначислены их контрагентам. Также, выявлены факты государственной регистрации и осуществления коммерческой деятельности (сбор и заготовка отходов черных и цветных металлов и т.п.) посторонними лицами (ТОО "KazMetalProduction", ТОО "DDE TEMIR STEEL" и ТОО "Балхаш-1") от имени третьих лиц (Плотников Е.М.), отрицающих свою причастность к созданию и руководству хозяйствующими субъектами (материалы в производстве ДБЭиКП области). Лишь по итогам одной проверки соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок сбора и хранения металлолома органами прокуратуры области выявлено 19 субъектов, осуществляющих незаконную деятельность (без регистрации, без лицензий). Аналогичные факты выявлены в ходе проверок применения законодательства об игорном бизнесе (6), производстве и реализации продуктов питания (10). По 26 представлениям органов прокуратуры области об устранении нарушений законности к административной ответственности привлечено 560 незаконных трудовых мигрантов их работодателей. Очень часто ненаблюдаемая экономика отождествляется с незаконной экономической деятельностью – наркобизнес, проституция, торговля оружием, контрабанда и т.д. Органами прокуратуры области в т.г. по фактам экономической контрабанды, в частности направленной на занижение либо уклонение от уплаты таможенных пошлин и других платежей (по ст.209 УК РК) возбуждено 11 уголовных дел, из которых по 3 состоялись обвинительные приговора, 2 на стадии рассмотрения. По результатам проверки соблюдения законодательства об экспорте товаров, в адрес налогового и таможенного департаментов области внесено представление об устранении нарушений законности, имевших место в деятельности экспортеров лома и отходов черного металла. А именно прокуратурой области выявлено отклонение стоимости вывезенного с 2011 года сырья от действующих в странах получателях цен (2 356 826 долларов США), в связи с чем, перед уполномоченными органами поставлен вопрос о корректировке стоимости вывезенного из страны металлолома с последующим взысканием сумм пошлин и налогов. Еще одной из реальных сфер развития теневой экономики является оборот алкогольной продукции. Имеется предложение по расширению возможностей проверки алкогольной продукции с участием населения, общественных организаций, оптовых реализаторов. Так, одной из форм налогового контроля над производством и оборотом подакцизной продукции является маркировка отдельных видов подакцизных товаров, при котором маркируется, учетно-контрольными марками алкогольная продукция. Учетно-контрольные марки или акцизные марки выдаются в налоговых органах по областям, городам Астана и Алматы, которые ведут соответствующий учет. В целях проверки подлинности алкогольной продукции со стороны населения, общественных организаций и оптовых реализаторов, полагаем необходимым разработать соответствующие информационные листовки (брошюры) и разместить в местах реализации алкогольной продукции с указанием телефонов налоговых органов, для предоставления сведений о подлинности алкогольной продукции покупателям, а также широко осветить в средствах массовой информации возможность получения указанной информации. |