Департамент по представительству интересов государства в судах Генеральной прокуратуры, 29 ноября
Продолжающееся в стране активное строительство транспортных развязок, расширение границ столицы и города Алматы, реализация проекта "Международный транзитный коридор "Западная Европа-Западный Китай" вызвали в последнее время и увеличение споров об изъятии земельных участков. В этой связи Генеральной прокуратурой проанализировано состояние законности судебных актов по гражданским делам по заявлениям уполномоченных органов о принудительном изъятии у граждан и юридических лиц земельных участков для государственных нужд. Актуальность его проведения обусловлена необходимостью выявления фактов необоснованного взыскания с государственного бюджета завышенных компенсационных выплат при изъятии земельных участков, анализа своевременности принятия уполномоченными органами мер по защите интересов государства. Анализ показал, что проблема заключается не столько в недостаточной правовой регламентации процедуры изъятия земельных участков для государственных нужд, сколько в ненадлежащем применении императивных требований закона. До 10 марта 2011 года в соответствии с Земельным кодексом размер компенсации за изымаемый земельный участок определялся исходя из рыночной стоимости имущества. Введенным с указанного времени в действие Законом "О государственном имуществе" установлен иной порядок: стоимость отчуждаемого земельного участка не может превышать понесенных собственником затрат на его приобретение. В Законе особо оговорено, что если земельный участок являлся предметом гражданско-правовых сделок, его стоимость определяется по цене этой сделки, но не выше рыночной. Вопреки указанным требованиям акиматы, обращаясь в суды с исками об изъятии земельных участков, в ущерб интересам государства, в ряде случаев завышали подлежащую взысканию компенсацию. В результате, государство несет расходы не только по выплате компенсации за изымаемое имущество, но и по оплате услуг оценщиков, отчеты которых зачастую судами практически во внимание не принимаются. В свою очередь суды, в одних случаях руководствуясь положениями Закона, цену за выкупаемый земельный участок определяли исходя из его кадастровой стоимости, в других – не устанавливая основания возникновения прав на изымаемое имущество, взыскивали рыночную стоимость на момент разрешения спора. В основном дела указанной категории рассматривались судами городов Астаны, Алматы, Южно-Казахстанской и Алматинской областей. Практически по всем делам спор между уполномоченным органом и собственниками имущества касался цены за изымаемые земельные участки, суммы, однако лишь небольшой процент таких решений явился предметом апелляционного и кассационного обжалования. Так, из 464 дел, рассмотренных в 2012 году судами первой инстанции с вынесением решения, в апелляционном порядке пересмотрено меньше половины – 159, в кассационном – только 37. К примеру, решением специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области от 27 декабря 2012 года удовлетворен иск акимата Илийского района к девяти субъектам частного предпринимательства об изъятии земельных участков. Обратившись в суд, акимат просил взыскать в пользу ответчиков компенсацию в размере рыночной стоимости изымаемого имущества в сумме 15.179.657 тенге. Без установления обстоятельств приобретения земельных участков, цены гражданско-правовых сделок, на основании которых приобретались земельные участки, в возмещение стоимости выкупаемых земельных участков с государства было взыскано 212.970.343 тенге на основании заключения судебно-товароведческой экспертизы, что превысило заявленную в иске сумму более чем в 40 раз. Вышестоящими судебными инстанциями данное решение отменено и при новом рассмотрении с учетом цены гражданско-правовой сделки с бюджета взыскано 1.588.766 тенге. Данный факт не единичен. Верховным Судом отменены судебные акты, вынесенные по иску акима Сайрамского района об изъятии для государственных нужд земельных участков, находящихся в частной собственности двух хозяйствующих субъектов. При обращении в суд аким просил выплатить ответчикам более 127 млн. тенге, из которых 61 млн. тенге – якобы упущенная предпринимателями выгода. После отмены судебных актов высшей судебной инстанцией по результатам нового рассмотрения с государства взыскано всего 195.343 тенге. Таким образом, размер компенсации изначально акиматом был завышен в 650 раз. Наибольшие затраты государство несет при изъятии земельных участков в рамках реализации проекта строительства и реконструкции автомобильной дороги республиканского значения "Международный транзитный коридор "Западная Европа-Западный Китай"". Только по Алматинской области в результате рассмотрения 12 таких исков в счет компенсации за изымаемое имущество взыскано 1.007.286.502 тенге. При этом большая часть этих решений, 8 из 12, на общую сумму более 900 млн. тенге в дальнейшем была отменена вышестоящими судебными инстанциями. Несмотря на то, что подлежащие выплате собственникам и негосударственным землепользователям компенсации взыскивались в размерах, превышающих заявленные суммы в десятки, а то и сотни раз, уполномоченными государственными органами мер к защите интересов государства не принято. К примеру, акимат Карасайского района Алматинской области в целях строительства Большой Алматинской Кольцевой автомобильной дороги обратился в суд с иском об изъятии земельного участка, площадью 0,6310 га, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, предложив за выкупаемый земельный участок 18.851 тенге. По решению суда с бюджета в качестве компенсации взыскано 10.702.095 тенге, что превысило заявленную сумму более чем в 500 раз. При этом требования ст.67 Закона о госимуществе относительно выяснения цены сделки, на основании которой собственником приобретался земельный участок, остались без внимания. Однако районный акимат это не смутило. Лишь по протесту прокурора данное решение было пересмотрено кассационной судебной коллегией областного суда. В пользу собственника с бюджета взыскано всего 24.212 тенге. Дополнительным проверкам и тщательному анализу подвергались и заключения экспертов, отчеты специалистов об оценке рыночной стоимости изымаемого имущества. Выявлены факты фальсификации доказательств, в связи с чем прокурорами возбужден ряд уголовных дел. |