Комитет по правовой статистике и специальным учетам ГП РК, 19 марта
Комитетом по правовой статистике подготовлен анализ статистических данных о состоянии преступности среди безработного населения в Казахстане за 2013 год. За истекший период всего выявлено 102 565 лиц, совершивших преступления, что на 4,5% больше чем за 2012 год (98 176).Трудоспособных безработных лиц, т.е. не работавших и не учившихся на момент совершения преступления, зарегистрировано 79855(77831), +2,6%. Наибольшее число лиц названной категории зарегистрировано в Алматинской области, где наблюдается самая высокая динамика относительно прошлого года – 8 728(6 309, +38,3%), а также Восточно-Казахстанской – 10 987(9 513), +15,5%. Исходя из динамики удельного веса безработных из общего числа лиц, совершивших преступления, наибольший рост произошел в Жамбылской (+6,4%) и Мангистауской (+2,9%), Карагандинской (+2,9%) и Алматинской областях (+1,2%). Доля безработных в числе лиц, совершивших преступления, в общереспубликанском показателе снизилась на 1,8%, с 79,3% за 2012 год до 77,9%. Уровень преступности в общей численности безработного населения имеет устойчивую тенденцию роста. Удельный вес безработных лиц, совершивших преступления, из общего числа безработных, за последние 4 года увеличился с 11,4% до 17,1%.Доля безработных в общем числе лиц, совершивших преступления увеличилась по всем категориям тяжести. Основная масса совершаемых преступлений небольшой тяжести относится к категории "против собственности". Сверка по лицам, которые на момент совершения преступлений являлись безработными(по сведениям АИС ЕУСС), на предмет регистрации их в территориальных органах занятости и социальной защиты населения (далее – ОЗиСЗН) с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года, показала следующее. Из анализируемой категории лиц (79 855) только 0,3- 12,2% (около 2,5 тыс.) обращались в ОЗиСЗН, из которых в среднем 65% совершили преступления против собственности (глава 6 УК РК). При этом, преступления совершались как до, так и после трудоустройства. Органы занятости и социальной защиты населения предпринимают меры по обеспечению занятости населения, проводят лекции в местах лишения свободы о возможностях трудоустройства, возможности участия в программе "Занятость – 2020", предоставлении материальной помощи на развитие личного подворья, а также в направлении на социальные рабочие места, предприятия для трудоустройства, обучающие курсы. Вместе с тем, проведенная сверка свидетельствует о низкой регистрации в ОЗиСЗН, одной из причин которой является отмена выплаты пособий по безработице. Основное количество лиц, обратившихся в органы занятости и социальной защиты населения, приходится на города и крупные населенные пункты. В сельской местности граждане, имеющие личное подворье, в органы занятости для постановки на учет как безработные не обращаются и числятся как самозанятое население. В целом, проведенный анализ состояния преступности среди безработного населения в Казахстане показал, что проводимые мероприятия в сфере обеспечения занятости населения не оказали заметного влияния на улучшение ситуации в этой сфере, более того, в Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской и Мангистауской областях ситуация только усугубилась. Затраченные из республиканского бюджета на реализацию Программы занятости за последние два года 133,9 млрд. тенге, а также в рамках дорожной карты "Занятость-2020" в 2013 году 104,9 млрд. тенге, существенным образом не повлияли на преступность среди безработных. Основная часть преступлений приходится на возрастную группу безработных 18-39 лет, которыми чаще совершаются экономические и насильственные преступления. На первый план выходят преступления корыстной направленности: кражи, грабежи, значительна и доля насильственной преступности: убийств, причинений телесных повреждений, распространены преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и др. Одной из задач Программы занятости – 2020 является вовлечение самостоятельно занятых, безработных и лиц, входящих в целевые группы населения, в активные программы занятости. Однако органами занятости не проводится систематической, целенаправленной работы в этом направлении. Этому в определенной степени способствует отсутствие широкой разъяснительной, агитационной работы среди населения о возможностях трудоустройства, получения специальности, субсидий и т.п, а также бюрократические проволочки. В этой связи, органам занятости и социальной защиты населения необходимо установить регламент оказания государственных услуг, где основным критерием качества их оказания будет являться срок предоставления услуг, т.к. безработный числится в органах занятости населения в течение 6 месяцев. Кроме того, следует более активно проводить пропагандистскую работу по привлечению безработных из числа экономически активного населения к трудоустройству и обучению. |