ortcom.kz, 28 марта
"Надо реально бороться с реальными наркосбытчиками". С таким заявлением выступил заместитель Генерального Прокурора Нурмаханбет Исаев в ходе выступления на брифинге СЦК. "В прошлом году как, вам известно, Генеральная Прокуратура провела сплошную проверку по всей стране. И мы, к сожалению, выявили факты, когда значительное количество якобы фактов сбыта фактически, грубо говоря, "высосаны из пальца", – сказал он. "У нас есть понятие как контрольные закупы, закон это позволяет, в этом нет ничего противозаконного. Но к сожалению, после производства одного закупа для того, чтобы увеличить якобы выявленное количество фактов сбыта наркотиков, наши отдельные "горе борцы" с наркобизнесом, у этого же человека производили 5-6, в некоторых областях даже до 10 контрольных закупок и потом возбуждали 10 уголовных дел якобы по факту сбыта наркотиков", – пояснил Н. Исаев. "Естественно, мы эти вопросы пресекли. В этом вопросе мы нашли полное взаимопонимание с министром внутренних дел. И в ближайшее время я думаю, мы подобный подход искореним", – добавил он. "Надо реально бороться с реальными наркосбытчиками, надо реально бороться с контрабандой наркотиков, а не делать показатели на больных людях", – заключил замгенпрокурора.
-----
Выступление заместителя Генерального Прокурора Нурмаханбета Исаева на брифинге в Службе центральных коммуникаций prokuror.gov.kz, 28 марта
Здравствуйте, уважаемые журналисты! В своем недавнем послании Глава государства отметил, что Казахстан должен стать одной из самых безопасных и комфортных для проживания людей стран мира. Выполнение этой задачи возможно при реализации принципа "нулевой терпимости" общества к любым правонарушениям, и, разумеется, улучшения качества работы правоохранительных органов. Во исполнение поручений Президента, озвученных им в Послании и на совещании от 30 января 2013 года, мы твердо намерены добиться, чтобы органы уголовного преследования и прокуроры ставили во главу угла своей работы, прежде всего, права и интересы людей, а не, набившие всем оскомину, цифры и проценты. На выполнение именно этой задачи направлены внедряемые нами в практику концептуальные изменения стержневого направления деятельности прокуроров – надзора за законностью досудебной стадии уголовного процесса. В рамках этой работы нами: 1. На уровне республики значительно усилена информационно-аналитическая работа с синхронным усилением на местах надзорных функций и подготовки прокуроров к работе в рамках нового УПК. 2. Проведена огромная работа по наведению порядка в регистрации преступлений. Сегодня можем твердо говорить о реальном, а не мифическом, как ранее, состоянии преступности. Это результат нашей трехлетней упорной работы при полной поддержке Совета Безопасности и профильного отдела Администрации Президента. При этом не наблюдается нарастания криминальной напряженности. Заметно сократилось количество особо тяжких преступлений: убийств, грабежей и разбоев. Обеспечение регистрации всех преступлений будет продолжена и далее. 3. Особое внимание мы уделяем также своевременности принятия решения по заявлению о преступлении. Ранее сотрудники всех органов считали принятие решения по таким заявлениям в 3-х дневный срок не прямой обязанностью, а своим правом. Указанием Генерального Прокурора нормативного характера мы жестко поставили вопрос о безусловном соблюдении требования статьи 184 УПК. В результате мы добились того, что ранее казалось невозможным – органы не только кардинально поменяли свое отношение к вопросам регистрации, но и научились оперативно принимать решения. Сейчас 90 заявителей из ста в течение 3-х суток уже знают, какое решение принято по их заявлению. 4. Мы начали исправлять укоренившуюся практику произвольного толкования норм УПК, когда решения по сообщениям о преступлении принимали сотрудники всех служб, хотя это исключительное право следователя и дознавателя. В августе прошлого года Генеральным Прокурором подписано Указание нормативного характера №6/15, на основании которого решения принимаются только следователем или дознавателем. 5. Защита конституционных прав граждан в уголовном процессе, где они серьезно и ощутимо нарушаются, является ключевым направлением надзора в этой сфере. В результате принимаемых мер, в том числе и внедрения института дежурных прокуроров, заметно меньше стало необоснованных задержаний граждан, незаконных обысков, осмотров и нарушений неприкосновенности жилища. Разумеется, мы далеки от мысли, что они носят единичный характер. Но мы принимаем меры, чтобы свести их к нулю. Советом Безопасности поддержана предложенная нами поправка в Закон "О правоохранительной службе", в части увольнения руководителя территориального органа за допущение грубых и систематических нарушений конституционных прав граждан. Согласование поправки с заинтересованными органами на стадии завершения. Крайне важна в плане защиты прав людей фактическая реализация проводимого нами совместно с МВД проекта по электронному учету граждан в помещениях полиции. В перспективе такой учет планируется ввести во всех органах. Работа над этим ведется. 6. В ноябре прошлого года Генеральным Прокурором (№7/15) дано указание о широком применении залога в качестве альтернативы аресту. Как вам известно, это общемировая практика. У нас же она почти не применялась. Но подвижки уже есть. Если за целый год залог использовался всего 20 раз, то лишь за четыре последних месяца он применен в отношении почти 900 человек. 7. Серьезной проблемой подрывающей доверие населения к полиции являются продолжающиеся факты пыток. Мы, как и все международное сообщество исходим из того, что этому явлению нет и не может быть никаких оправданий. Как отметил в своем Послании Глава государства, "люди в погонах, наделенные большими полномочиями, должны отличаться безупречным поведением и высоким профессионализмом". Прокуроры принципиально реагируют на подобные факты и только за прошлый год добились направления в суд уголовных дел в отношении 52 (2012 – 26) сотрудников, 46 (24) из которых осуждены. В настоящее время расследуется 19 уголовных дел. 8. В текущем году для нас главное – подготовка фундамента для плавного и безболезненного перехода к работе в условиях нового УПК. Сейчас нами во всех органах проводятся проверки законности и своевременности первоначальных действий по заявлениям и сообщениям о преступлениях. Это позволит прозондировать, насколько верны и обоснованы наши видения о том, каким должен стать Единый реестр досудебных расследований. В этом вопросе мы должны принять единственно верное решение, чтобы обеспечить и защиту прав людей, и эффективную работу органов. Уважаемые журналисты, в сфере надзора за законностью досудебной стадии уголовного процесса вопросов масса (проверка законности отказа и возбуждения уголовных дел, избрания мер пресечения, наложения ареста на имущество, обысков, выемок, назначения экспертиз, упрощенного досудебного производства, приостановления и прекращения, соблюдение процессуальных сроков, в том числе расследования, качество следствия и дознания, возвращение на доследование и так далее и тому подобное). Я уже не говорю о направлениях надзора по конкретным видам преступлений – только приоритетных десятки (терроризм и экстремизм, организованная преступность, убийства, коррупционные, должностные и экономические преступления, пытки, наркобизнес, преступления против женщин и несовершеннолетних, торговля людьми и многое, многое другое). Даже простое озвучивание состояния дел по этим направлениям потребует несколько часов. Поэтому я осветил лишь маленькую часть, и то вкратце, проводимой нами работы и хотел бы подчеркнуть, что в своей деятельности органы прокуратуры нацелены на защиту интересов и законных прав граждан и повышение их доверия. Спасибо за внимание! |