Пресс-служба прокуратуры ВКО, 19 января
19 января 2015г. состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры области, проходившее совместно с Палатой предпринимателей ВКО и акиматом области, на котором обсуждены результаты проверки соблюдения законности в ходе реализации Программы по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы "Агробизнес-2020". Результаты названной проверки позволяют сделать вывод о том, что несмотря на достаточно высокий уровень государственной поддержки, отмечается ряд недостатков при поддержке сельхозтоваропроизводителей, это и не совершенство действующего законодательства, и ненадлежащее осуществление должностных обязанностей со стороны ответственных должностных лиц местных исполнительных органов. В Казахстане поддержка сельского хозяйства осуществляется через дочерние предприятия НУХ "КазАгро" (Казагрофинанс, Аграрная кредитная корпорация, Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства), а также через местные исполнительные органы (целевые трансферты из республиканского бюджета). Следует отметить, что условия, предлагаемые дочерними предприятиями НУХ "КазАгро" не пользуются достаточной популярностью среди СХТП. К примеру, по условиям программ, реализуемых Институтами развития, предпринимателю может быть выдано от 4 500 000 тенге на срок до 10 лет со ставкой вознаграждения 7% ежегодно. При таких условиях если предприниматель будет брать займ в размере минимальной суммы, предусмотренной по данной программе – 4 500 000 тенге (на покупку 15 лошадей) на максимально допустимый срок-10 лет, то за весь срок кредита предприниматель должен будет вернуть 7 650 000 тенге (на 70% больше суммы, которую он брал в качестве государственной поддержки). Во вторых, для получения поддержки от институтов развития, у СХТП должно быть соответствующее залоговое имущество. По условиям дочерних предприятий НУХ "КазАгро" залог подразделяется на высоколиквидный, ликвидный и слаболиквидный. К примеру, высоколиквидным залогом являются в том числе гарантии (поручительства) Правительства Республики Казахстан; государственные ценные бумаги Республики Казахстан. Как видно из представленного перечня ни одно из крестьянских хозяйств области не обладает высоколиквидным обеспечением. Более того, по условиям Институтов развития при изъявлении желания на получение финансовой поддержки, предприниматель должен иметь залоговое обеспечение, стоимость которого должна покрывать обязательства заемщика (основной долг и начисленное вознаграждение) на 100%. Подобные условия ставят под сомнение принцип доступности государственной поддержки, так как под вышеназванные критерии подпадают только финансово устойчивые хозяйства, а начинающие фермеры, не имеющие соответствующего имущества, не смогут получить какую-либо поддержку от государства через институты развития. Прокурорскими проверками установлено, что практически во всех районах области местными исполнительными органами не осуществляется регистрация заявок предпринимателей на получение субсидий. И это несмотря на то, что действующим законодательством четко регламентирована процедура рассмотрения заявок с установлением конкретных сроков. Аналогично, Правилами субсидирования из местных бюджетов на развитие племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции животноводства, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан №103 от 18.02.2014г. отдел регистрирует заявки на получение субсидий в отдельные журналы по направлениям субсидирования на развитие племенного животноводства и повышение продуктивности и качества продукции животноводства. Указанные требования в районах области не соблюдаются, соответственно повсеместное отсутствие регистрации заявок СХТП создает условия для коррупции посредством выдачи субсидий тем СХТП, которые фактически подали заявки позже установленного срока. Также, приказом руководителя Отдела сельского хозяйства и ветеринарии Шемонаихинского района Короткова С.В. №14-1 от 29.04.2014г. определены оптимальные сроки начала и завершения посевных работ на территории Шемонаихинского района на 2014 год. Распоряжением акима Шемонаихинского района Токтарова А.Ж. №1-17-Ө от 19.05.2014г. создана районная межведомственная комиссия для определения списка СХТП на субсидирование стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценостей. Согласно Журнала регистрации заявок СХТП в 2014 году заявки на получение субсидий на удешевление стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей представили 155 СХТП; на удешевление стоимости удобрений и гербицидов 58 СХТП; за приобретенные элитные семена сельскохозяйственных растений 12 СХТП. Заявки СХТП предоставлены в период с 23.05.2014г. по 17.06.2014 г. Приемка МВК посевов осуществлена в период с 17.06.2014г. по 01.07.2014г., однако по состоянию на 14.07.2014г. акты приемки не подписаны, списки СХТП на получение субсидий на 2014 год не утверждены. Тогда как, в соответствии с 23 Правил субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур и стоимости затрат на возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте (утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан №575 от 29.05.2014г.) по итогам проверок МВК в течение трех рабочих дней составляет акт приемки посевов. В соответствии с п. 24 вышеназванных Правил МВК на основании акта приемки и представленных СХТП в отдел документов в течение пяти рабочих дней после проведения последней приемки посевов составляет окончательный список СХТП на получение субсидий и направляет его на утверждение акиму района, а по городам областного значения, городов Астана и Алматы – акиму города. Таким образом по истечении 14 дней с момента получения заявки местным исполнительным органом акты приемки посевов не готовы (срок составления 3 дня), не утверждены списки СХТП на получения субсидий (срок утверждения 5 рабочих дней после проведения приемки посевов). Помимо этого, выявлены факты требования должностными лицами местных исполнительных органов документов, предоставление которых при подаче заявки на получение субсидий не обязательно. Так, 09.06.2014г. Отделом сельского хозяйства и ветеринарии Тарбагатайского района в 46 номере газеты "Тарбагатай" размещено объявление о дате начала и окончания приема заявок для субсидирования и перечень необходимых для подачи документов, в котором сделана ссылка на Правила субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан №575 от 29.05.2014г. Вместе с тем, в указанном объявлении указано о необходимости предоставления свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), правоустанавливающие документы на земельный участок и др. Тогда как в соответствии с п.13 вышеназванных Правил СХТП не позднее установленных отделом дат начала и окончания приема заявок представляют в отдел только заявку на включение в список получателей субсидий по форме, согласно приложению 1 к Правилам, и справку банка второго уровня о наличии банковского счета с указанием его номера в одном экземпляре. В нарушение указанных требований действующего законодательства ведущим специалистом Отдела сельского хозяйства и ветеринарии Тарбагатайского района Балгабаевым А. у 70 СХТП, подавших заявки на получение субсидий дополнительно истребованы копии удостоверений личности, свидетельств о регистрации в качестве предпринимателей, а также постановлений акимата о предоставлении земельных участков. Выявлены факты несвоевременного опубликования объявления о дате начала и окончания приема заявок. Так, 19 июня 2014 года в 47 номере газеты "Қалба тынысы" Жарминского района размещено объявление о начале приема заявок на получение субсидий с 12 июня по 20 июня т.г. То есть, своими неправомерными действиями местный исполнительный орган поставил предпринимателей в такие условия, когда для подачи заявки на получение субсидий им был предоставлен только один день. Наряду с нарушениями со стороны государственных органов сами предприниматели также нарушают действующее законодательство. К примеру, в ходе проверки прокуратуры г.Усть-Каменогорск выявлены нарушения Правил субсидирования на развитие племенного животноводства, выразившиеся в субсидировании животных, не подлежащих субсидированию. Согласно пп. 1, 3 п. 8 Правительства Республики Казахстан №103 от 18.02.2014г. (далее – Правила субсидирования) субсидированию не подлежат животные и продукция животноводства товаропроизводителей, не соответствующих определенным критериям и требованиям, а также селекционная и племенная работа с маточным поголовьем крупного рогатого скота и овец хозяйств, имеющих расхождения в количестве поголовья животных, зарегистрированном в единой информационной базе селекционной и племенной работы (далее по тексту– ИАС) и системе "Идентификация сельскохозяйственных животных" (далее по тексту – ИСЖ). В ходе проверки выявлены факты нецелевого использования выделенных субсидий к/х "Береке". Так согласно пп.4 п.1 ст.3 Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" одной из целей государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий являются создание экономических условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Основной целью субсидирования развития племенного животноводства согласно Правил является повышение удельного веса племенных животных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных. 10.07.2014г. к/х "Береке" подана заявка в Отдел на получение субсидий на ведение селекционной работы с маточным поголовьем КРС, охваченных породным преобразованием. В качестве субсидий названному к/х выплачено 3 780 000 тенге. Согласно заявке, субсидированию подлежали 7 племенных быков-производителей и 210 голов маточного поголовья от 18 месяцев, с приложением списка животных (выгрузка из базы ИАС). В ходе сверки поголовья указанного в заявке с данными ИСЖ выявлены факты забоя на реализацию маточного поголовья в количестве 63 голов, а также всех 7 племенных быков-производителей. К примеру, в заявке на получение субсидии от 10.07.2014г. к/х "Береке" указано животное под номером KZF100779738 (самка, возраст 30 месяцев) приобретенное 01.07.2014 года, которое согласно базе ИСЖ была забита с целью реализации. В результате забоя к/х "Береке" маточного поголовья и племенных быков-производителей не достигнута основная цель субсидирования, т.е. получение племенного потомства с более продуктивными показателями. Органами прокуратуры приняты исчерпывающие меры по обеспечению устранения выявленных нарушений законности и привлечению виновных лиц к ответственности. |