NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Понедельник 27.06.2022 10:42 ast
07:42 msk

О заседании коллегии Генеральной прокуратуры
А.Даулбаев: Выявленные нарушения стали результатом отсутствия надлежащего государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения со стороны уполномоченных государственных органов. Одной из главных предпосылок сложившейся ситуации является некачественная подготовка водителей, и как следствие – их низкая квалификация и культура поведения, повсеместное нарушение ими правил дорожного движения
27.11.2015 / криминал и коррупция

Пресс-служба Генеральной прокуратуры, 26 ноября

Сегодня под председательством Генерального Прокурора Республики Казахстан Асхата Даулбаева состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры, на котором обсуждены результаты проверки соблюдения законности в сфере организации пассажирских перевозок, а также соблюдения законности при рассмотрении судами и уполномоченными органами дел об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения.
Заседание прошло с участием руководителей министерств внутренних дел, по инвестициям и развитию, здравоохранения и социального развития, представителей Верховного суда и Национального банка, депутатов Парламента, ответственных работников Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, членов Общественного совета при Генеральной прокуратуре, представителей общественных объединений.
На коллегии поднимались проблемы безопасности пассажирских перевозок, повышения качества подготовки водителей, ликвидации стихийных автоперевозок, ужесточения ответственности за нарушение правил дорожного движения, совершенствования практики привлечения водителей к административной ответственности.
Отмечалось, что в результате принятых государством мер ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в Казахстане за последние полтора года стабилизировалась и имеет общую тенденцию к снижению в сравнении с прошлыми периодами.
Вместе с тем, повода для самоуспокоения нет. Статистика свидетельствует, что ежегодно в результате дорожных аварий в стране погибает около 3 тыс. человек, порядка 25 тыс. получают травмы или остаются инвалидами. За последние 10 лет в дорожных авариях погибли свыше 34 тыс. человек.
Наибольшую опасность представляют дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта. Проверка Генеральной прокуратуры показала, что на сегодня деятельность официальных транспортных организаций повсеместно характеризуется многочисленными системными нарушениями требований закона.
В ходе проверки прокурорами выявлено более 4 тыс. нарушений законности. Для их устранения внесено 54 представления, возбуждено 3 421 дело об административном правонарушении, 9 материалов направлены в органы уголовного преследования для проведения досудебного расследования.
Как отметил Генеральный Прокурор, выявленные нарушения стали результатом отсутствия надлежащего государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения со стороны уполномоченных государственных органов.
Одной из главных предпосылок сложившейся ситуации является некачественная подготовка водителей, и как следствие – их низкая квалификация и культура поведения, повсеместное нарушение ими правил дорожного движения. Половина водителей автобусов и микроавтобусов, осуществляющих легальную перевозку, привлекались к различным видам ответственности за нарушение ПДД.
Кроме того, продолжает процветать рынок стихийных пассажирских перевозок, для которого вопросы извлечения прибыли стоят выше безопасности пассажиров. Проверками выявлено более 2 тыс. фактов нелегальных перевозок пассажиров. Свыше 3 тыс. автобусов осуществляли перевозку людей с серьезными нарушениями правил безопасности. Каждый третий автобус, остановленный в ходе рейдовых мероприятий, не отвечал техническим требованиям.
Многочисленные нарушения выявлены также при проверке соблюдения законности при рассмотрении административных дел. Анализ судебной практики вскрыл множество пробелов, благодаря которым виновным в ДТП удается избежать наказания. Чаще всего это происходит по причине истечения сроков давности правонарушения вследствие волокиты со стороны сотрудников полиции, проведения повторных медицинских освидетельствований, отмены протоколов из-за внесения ошибочных сведений или отсутствия видеозаписей, на основании которых оформлен материал.
По указанным основаниям прекращено свыше 4 тыс. административных производств. В результате некачественной подготовки материалов от заслуженного наказания ушло более 600 водителей, задержанных в состоянии алкогольного опьянения. И как подчеркнул А.Даулбаев, опасность такой тенденции в том, что у виновных формируется чувство безнаказанности за содеянное, что ведет к повторности правонарушений.
По итогам обсуждения Генеральный Прокурор потребовал от руководителей уполномоченных органов принять неотложные организационные и законодательные меры, направленные на обеспечение безопасности пассажирских перевозок.
В этих целях признано необходимым усилить государственный контроль за безопасностью дорожного движения, искоренить нелегальные перевозки, усовершенствовать порядок допуска водителей автобусов к перевозкам пассажиров. Также поручено ужесточить контроль за качеством подготовки водителей автобусов, соответствием квалификации преподавателей автошкол предъявляемым требованиям.
Министерству внутренних дел указано на необходимость наладить учет каждого административного материала, обеспечить их полноту, а также установить административную ответственность должностных лиц полиции за укрытие правонарушения и фальсификацию дела. Совместно с Союзом водителей Казахстана рекомендовано принять меры, направленные на повышение квалификации и дисциплины у водителей.
Перед территориальными прокурорами поставлена задача усиления надзора за устранением выявленных нарушений законности.
В связи с вступлением в силу с января 2016 года нового закона о местной полиции, согласно которому вопросы обеспечения безопасности дорожного движения переданы на региональный уровень, Генеральный Прокурор поручил акимам областей, всем уполномоченным органам принять исчерпывающие меры по реализации правового акта, устранению нарушений законности и недостатков в сфере пассажирских перевозок, усилить государственный контроль за безопасностью дорожного движения, инфраструктурой автомобильных дорог.
По итогам коллегии Генеральной прокуратурой в Правительство Республики Казахстан внесено представление об устранении нарушений законности, причин и условий, им способствующих.

-----

Выступление начальника 4-го Департамента Генеральной прокуратуры Асета Чиндалиева на заседании коллегии Генеральной прокураткуры по вопросам безопасности дорожного движения

В Казахстане принимаются системные меры для обеспечения безопасности дорожного движения. Совершенствуется нормативная база, внедряются современные информационные технологии, модернизируется дорожная инфраструктура.
Сегодня в стране зарегистрировано более 5 млн. автомашин.
Водителями и пешеходами совершено 2 млн. адмнарушений. Это 2/3 от всех регистрируемых полицией.
Ежегодно число таких нарушений растет на 20%.
По некоторым категориям до 70%:
– превышение скорости – 23%;
– проезд на запрещающий сигнал светофора – 30%;
– несоблюдение требований дорожных знаков – 43%;
– разговор по телефону – 68%;
С одной стороны, эти цифры могут говорить об улучшении работы дорожной полиции, которая старается реагировать на каждое нарушение. Но с другой – пренебрежение Правилами дорожного движения становится нормой поведения наших граждан. Их не останавливает даже ужесточение наказания. В 90 случаях из ста в ДТП виноваты сами водители.
В результате число ДТП, не повлекших вред здоровью, с 12 по 14 год возросло в 2 раза (с 41 тыс. до 85 тыс.).
По мнению руководителя международного проекта ТРАСЕКА "Безопасность дорожного движения" (ТРАСЕКА – Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) Алана Росса Казахстан оказался на одном уровне с Саудовской Аравией, где плохо организована безопасность дорожного движения. И это вызвало у него удивление, поскольку обе страны являются богатыми.
Мы изучили дела о дорожных правонарушениях.
В целом адмпрактика полиции и судов стабильна. В большинстве случаев виновные наказаны.
Вместе с тем имеют место нарушения порядка рассмотрения дел, исполнения взысканий, пробелы в законодательстве, организационные вопросы.
1.Нарушения при рассмотрении дел.
Прокурорами выявлено 898 фактов непривлечения виновных к адмответственности. Это несоставление протоколов, ненаправление адмдел в суд и затягивание сроков.
К примеру, в ЮКО полицейский Багысбаев доставил водителя Ашенову на медосвидетельствование. Врач установил алкогольное опьянение. Однако Багысбаев протокол не составил, и пьяный водитель избежал наказания.
Всего нами в ходе выезда в ЮКО установлено 12 таких фактов, по всем ведется досудебное расследование.
Полицейские несвоевременно оформляют материалы, в результате истекают сроки привлечения к ответственности. По этому основанию судами за 2 года прекращено полторы тысячи дел. Из них 240 в отношении нетрезвых водителей.
Одна из причин – короткий срок задержания – не более 3 часов. В основном таких водителей ловят в нерабочее время, когда суды закрыты. Потом они в суд не приходят, а полиция их не ищет.
Другая причина. Протокол ДТП оформляется только на одного водителя. Но суд приходит к выводу, что виновен второй, на которого протокол не составлен. Пока "суд да дело" – срок для привлечения истек и получается, что в аварии никто не виноват. Всего 160 таких ДТП.
Еще один способ уйти от наказания – поставить под сомнение результаты медосвидетельствования на употребление алкоголя. Судами по этому основанию прекращено 125 дел.
При первичном освидетельствовании врачи, пренебрегая Инструкцией, не проводят анализы биологических сред или заключение выдается вовсе не специалистами – медсестрами, медбратьями. Кто поверит в случайность таких нарушений?
Прокуратура Акмолинской области пресекла незаконную практику областного наркологического центра. Главврач создал 2 комиссии, которые незаконно ревизировали первичные заключения и без каких-либо дополнительных исследований делали вывод об отсутствии опьянения. Таким образом судьи освободили от ответственности 16 пьяных водителей.
Суды по повторным заключениям прекратили 90 дел. Мы выявили 5 подложных повторных заключений, по ним проводятся досудебные расследования (ЗКО-2, Астана-3).
Порой установление фиктивности повторного заключения недостаточно для отмены прекращения и привлечения к ответственности.
Так было по делу Жумашева. Адмсуд прекратил производство на основании повторного заключения. В последующем в ходе прокурорской проверки само медучреждение признало, что повторное заключение не выдавало. Вышестоящий суд не принял новые доказательства о фальсификации медосвидетельствования, поскольку судом первой инстанции они не исследовались. Правильность такой позиции вызывает сомнения.
Во-первых, КоАП, в отличие от гражданского процесса, позволяет предоставлять и исследовать доказательства в любой инстанции.
Во-вторых, прокурор в таких делах не участвует и может выявить нарушения только после получения постановления суда и проверки его законности.
В-третьих, наличие объективных данных о подделке документов должно учитываться, независимо от результатов расследования и наличия приговора.
Правонарушители под любым предлогом обжалуют действия по составлению протокола. Это может быть ошибка в анкетных и регистрационных данных, дате и месте составления протокола. Никому не придет в голову отменить постановление суда из-за таких технических ошибок.
А суды, даже не обсуждая суть правонарушения, по этим формальным основаниям отменили 23 протокола и еще 97 адмдел прекратили за отсутствием состава.
К примеру, Г. был задержан за пьяную езду. При составлении протокола полицейский ошибся на одну букву в ссылке на Правила дорожного движения. Для квалификации действий нарушителя это не важно. Статья 608 КоАП имеет прямое действие, ответственность наступает за сам факт управления транспортным средством в состоянии опьянения. Ссылка на правила в данном случае вообще не нужна, достаточно указать статью КоАП. Несмотря на это, адмсуд Кокшетау прекратил дело за отсутствием состава, зацепившись за эту неточность.
Даже устранив свои ошибки, полицейские не могут добиться наказания нарушителя.
Бурабайский адмсуд отменил протокол, в котором не указан ИИН нетрезвого водителя Ж. и населенный пункт, где он был задержан, а затем прекратил дело. Полиция составила новый протокол с учетом всех замечаний. Это не запрещено КоАП, но суд сослался на решение по старому протоколу и вновь прекратил дело.
Фактически создается тупиковая ситуация, когда есть виновник, есть состав, а привлечь нельзя по формальным соображениям. А ведь это поощряет недобросовестность полицейских. Нет гарантии, что ошибки не будут допускаться умышленно.
Полагаем, протокол является доказательством и должен оцениваться при рассмотрении дела по существу. В обратном случае суд, отдельно рассмотрев законность протокола, может без исследования всех существенных обстоятельств предопределить судьбу дела.
К административным материалам не приобщаются видеозаписи, на основании которых оформлены протоколы. Это препятствует объективному рассмотрению дела. Каждый водитель настаивает на своей невиновности.
Почти 5 тысяч водителей, неоднократно нарушивших ПДД, не направлены на экзамен.
По сведениям Союза водителей Казахстана, чуть более 10% водителей знают Правила. В ходе эксперимента только 13 водителей из 100 "сдали правила". Остальные, буквально, "ездят по наитию".
Кроме того, прокурорами в ходе проверок выявлены:
– 1 078 граждан, незаконно привлеченных к адмответственности;
– 760 фактов необоснованного применения сокращенного порядка;
– 23 дела полицейские прекратили, присвоив себе полномочия суда;
– 376 дел возбуждены без учета рецидива, как следствие нарушители избежали более строгого наказания.
2. Исполнение штрафов.
Как и раньше, взыскивается лишь половина от наложенных штрафов. Нарушители уплатили семь с половиной млрд. из 15.
752 тыс. постановлений не исполнено. При этом на принудительное исполнение направлено всего семь с половиной тысяч или 1%. (Из них исполнено всего 16 (12,9)% или 91,4 млн. (192).
Прокуратура Алматы установила почти восемь с половиной тысяч поддельных квитанций об уплате штрафов на 129 млн. Данный факт зарегистрирован в ЕРДР.
Всего прокурорами выявлено свыше 20 тыс. нарушений. Внесено 470 представлений, 990 протестов в уполномоченные органы и 133 – в суды. 265 должностных лиц наказаны дисциплинарно. Зарегистрировано 27 досудебных расследований.
3. Проблемы законодательного характера.
Первое. КоАП предусматривает возврат водительских удостоверений после прохождения проверки знаний Правил дорожного движения.
Однако вопрос их изъятия до направления на экзамен законом четко не регламентирован. В результате одни полицейские изымают права, другие нет.
Пользуясь такой правовой неопределенностью, нарушители безнаказанно уклоняются от экзаменов.
У водителя, провалившего экзамен, изъять удостоверение тоже не просто. Для этого орган внутренних дел должен еще раз пойти в суд, теперь уже в гражданский.
Не удивительно, что при такой бюрократии полицейские не спешат предъявлять иски, а нарушители спокойно разъезжают по дорогам.
Полагаем, что все вопросы должны быть решены в рамках одного адпроизводства.
Второе. Сегодня за нетрезвое вождение водители лишаются прав на 3 года, а за отказ от освидетельствования – на 2.
Получается выгоднее отказаться от освидетельствования и сократить срок взыскания даже если водитель "пьяный в стельку".
Третье. Как свидетельствует статистика, увеличение штрафов не приводит к снижению правонарушений на дорогах.
Мы выделили 3 основных фактора, заставляющих пересмотреть адмвзыскания.
Во-первых. Доходы населения снизились, это следствие непростой экономической ситуации.
Во-вторых. С 2001 года размеры некоторых штрафов увеличились в 25 раз. С 15 до 396 тыс. тенге.
При этом среднемесячная зарплата повысилась всего в 7 раз. С 17 до 124 тыс.
Мы изучили опыт других государств. И выяснили, что в западных странах и в России при более высоком доходе штрафы в разы меньше. Это вы можете увидеть на слайде.
Минимальный штраф за превышение скорости в Люксембурге, при средней зарплате 1 млн. тенге, составляет – 15 тыс., у нас – 20 при средней зарплате 124 тыс. В Германии он в 2 раза меньше (8 тыс.), в Австрии – в 3 раза (6,5 тыс.), в России – в 8 раз (2 тыс.).
Максимальный штраф за превышение скорости в Люксембурге – 45 тыс. тенге, в России – 22, а в Казахстане 80! Это весь месячный оклад среднестатистического бухгалтера или две зарплаты охранников и водителей.
В-третьих. Самая высокая взыскиваемость штрафа за управление машиной без документов – 63%. На наш взгляд, причина этого в размере штрафа – 8 тыс. тенге.
В среднем, 11 тыс. тенге штраф за нарушение правил проезда перекрестков. Здесь взыскиваемость чуть ниже – 48%.
Максимальный штраф 396 тыс. уплачивают лишь в 17 случаях из ста. А ведь это самые опасные нарушители – нетрезвые водители без водительских прав, которых нельзя арестовать.
Как видно, чем выше сумма штрафа, тем меньше шансов на то, что он будет уплачен.
4. Организационные вопросы.
Первое. Сейчас главной основой медзаключения по вопросу состояния опьянение являются клинические показатели. То есть поведение, речь, эмоции, память, координация движений и наличие запаха.
При таком подходе степень опьянения определяется врачом фактически "на глаз". Какого-либо стандартизированного соотношения количества алкоголя в организме не имеется.
Второе. Прокурорами выявлено 47 фактов выдачи водительских удостоверений лицам, ранее их лишенных, но изменившим анкетные данные, и 208 – состоящим на учетах в псих и наркодиспансерах.
Это объясняется отсутствием у МВД доступа к базе данных Минюста и сведениям Минздрава о наркоманах и психически больных.
Также отсутствие возможности оперативного получения органами внутренних дел сведений о признании недееспособным препятствует своевременному обращению в суд о лишении их прав (31 факт).
Что мы предлагаем?
– срок адм. задержания по "арестантским" делам увеличить с 3-х до 24-х часов (минимальный срок ареста-сутки и срок задержания входит в срок ареста);
– прерывать срок давности по участникам ДТП, в отношении которых протокол не составлен, с момента направления материала в суд;
– автоматизировать адмпроизводство. Присваивать каждому делу единый уникальный номер, по которому можно отследить любой материал с момента его регистрации. Данный функционал будет реализован в рамках проекта "е-Штрафы";
– ввести электронную регистрацию медицинских заключений на состояние опьянения. Должен фиксироваться каждый факт освидетельствования с использованием ЭЦП;
– пересмотреть бланк медзаключения. Добавить графы о разъяснении права на прохождение повторного освидетельствования и об отказе от забора биологических сред;
– предусмотреть в Инструкции по проведению освидетельствования стандарты по определению состояния опьянения в зависимости от количества алкоголя в организме;
– внести в КоАП запрет на отдельное обжалование протокола;
– определить порядок снятия копий, хранения, приобщения к материалам дел и уничтожения видеозаписей, зафиксировавших совершение правонарушения;
– конкретизировать в КоАП вопросы изъятия прав до проверки знаний ПДД и прекращения права на управление при несдаче экзамена. Исключить в этом случае процедуру обращения в гражданско-правовом порядке;
– уравнять санкции за управление в нетрезвом виде и отказ от прохождения освидетельствования;
– изучить опыт Беларуси, где в уголовном законе за нетрезвое вождение предусмотрена конфискация транспортного средства;
– с учетом мирового опыта пересмотреть размеры штрафов или заменять их на альтернативные виды взысканий, такие как предупреждение, лишение права, арест;
– принять новое нормативное постановление Верховного Суда по вопросам применения судами законодательства об адмправонарушениях;
интегрировать информационные системы МВД и Минюста;
– органам внутренних дел, правовой статистики и здравоохранения проводить сверки данных по лицам признанным недееспособными, состоящими на учете в псих и наркодиспансерах;
-использовать методы общественного порицания. К примеру, в США на автомашины лиц, управлявших в нетрезвом состоянии, ставятся так называемые "виски номера".
В видеоролике был упомянут Европротокол. Что это такое? И почему мы предлагаем ввести его в Казахстане?
Фактически сейчас при мелких ДТП водители, на месте договорившись и рассчитавшись за нанесенный ущерб, разъезжаются без оформления каких-либо документов.
А иногда не хотят договариваться, поскольку, во-первых, считают, что ущерб должен покрываться страховкой, выплата которой возможна только после установления виновного судом. Во-вторых, боятся, что другая сторона заявит о ДТП в полицию и тогда привлекут к ответственности за оставление места ДТП, а это лишение прав на один год.
Цивилизованным видом такого договора является Европротокол.
Суть которого заключается в заполнении участниками происшествия извещения страховой компании о ДТП.
И не надо часами стоять на проезжей части, мешать потоку в ожидании полиции, ходить по судебным инстанциям и ждать вступления в силу судебного акта.
Если в аварии не пострадали люди, объем ущерба не превысил лимита, оба водителя согласны на это, а один признает вину, на месте ДТП оформляется Европротокол.
Он будет основанием для выплаты страховки и гарантирует безопасность от недобросовестных действий другой стороны.
Такая процедура успешно применяется во Франции, Бельгии, Греции, Италии, Португалии, Испании, Великобритании и в ряде СНГ – Россия, Беларусь и Украина.
Ранее МВД работало над внедрением у стране Европротокола. Были подготовлены соответствующие изменения.
Однако тогда инициатива не была поддержана Администрацией Президента. По их мнению, если не будут вызывать полицейских, то вне поля зрения останутся нетрезвые водители.
Можно решить и эту проблему. По договору страхования оба водителя обязаны предъявить доказательства о трезвости в момент ДТП. При отсутствии медицинского заключения страховая компания откажет в выплате. Такой опыт применяется в Украине.

-----

Выступление Генерального Прокурора Республики Казахстан Асхата Даулбаева на заседании коллегии Генеральной прокуратуры по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения (26 ноября 2015г.)

Обеспечение безопасности дорожного движения является важным направлением, как для государства, так и общества. От эффективности решения этой задачи зависит качество жизни наших граждан.
Рост дорожно-транспортных происшествий был предметом критики Главы государства на расширенном заседании Правительства в прошлом году.
Ежегодно в результате дорожных аварий в стране погибает около 3-х тыс. человек, порядка 25-ти тыс. получают травмы или остаются инвалидами. За 10 лет погибло свыше 34 тыс. граждан, что сравнимо с населением небольших городов (Шахтинск, Атбасар, Аральск). Масштаб трагедий достиг столь значительных размеров, что они, как это справедливо отметил Глава государства, многократно превышают боевые потери отдельных локальных войн.
Наибольшую опасность представляют дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта.
Проведенная Генеральной прокуратурой проверка в этой сфере вскрыла серьезные проблемы и нарушения, которые при попустительстве уполномоченных органов приобрели системный характер. Практически во всех охваченных проверкой учебных организациях установлены факты некачественного обучения водителей, большинство из них не отвечали установленным требованиям.
Треть учебных заведений (189 из 552) не обеспечили минимальные требования к квалификации руководителей, преподавателей и мастеров обучения. В каждом седьмом (75 из 552) отсутствовали необходимое оборудование и инвентарь.
Из-за отсутствия надлежащего контроля рынок пассажирских перевозок приобретает неорганизованный и стихийный характер. Установлены более 2 тысяч фактов осуществления нелегальных перевозок пассажиров. Каждый третий, остановленный в ходе рейдовых мероприятий автобус, не отвечал предъявляемым требованиям.
Около половины водителей автобусов и микроавтобусов, осуществляющих легальную перевозку, привлекались к различным видам ответственности за нарушения правил дорожного движения (из 19 577 водителей к уголовной и административной ответственности в области БДД в 2014 – 2015 годы привлекались 8 243 человека или 42,1%). Причем 4 тысячи из них привлекались неоднократно (3 977 чел.).
В этой связи, важное значение приобретает обеспечение неотвратимости наказания за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, анализ судебной практики вскрыл ряд проблемных вопросов, позволивших виновным лицам избежать заслуженное наказание. Основными факторами, способствующими этому, являются истечение сроков давности вследствие волокиты со стороны сотрудников полиции, проведение врачами повторных медицинских освидетельствований, отмена протоколов вследствие ошибок при их составлении (отражение анкетных данных, места совершения), отсутствие видеозаписей, послуживших основанием для оформления материала.
По этим причинам прекращены свыше 4 тысяч административных производств. В результате этого от заслуженного наказания ушли в числе других и 600 водителей, задержанных в состоянии алкогольного опьянения. Тем самым, у правонарушителей формируется чувство безнаказанности за содеянное, что ведет к рецидиву аналогичных нарушений.
Разрешение озвученных проблем – одна из первостепенных задач. С учетом высказанных сегодня предложений в качестве первоочередных мер предлагается выделить следующее.
Во-первых, всем уполномоченным органам следует принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений законности и недостатков в сфере пассажирских перевозок. Усилить государственный контроль за безопасностью дорожного движения, инфраструктурой автомобильных дорог.
При координации Министерства внутренних дел, местным исполнительным органам необходимо приступить к реализации нового закона о местной полиции. С 1 января 2016 года данный институт должен заработать в полную силу, четко выполняя поставленные задачи.
Во-вторых, ужесточить контроль за качеством подготовки водителей. Четко регламентировать квалификационные требования к преподавателям соответствующих учебных заведений, развивать возможность повышения их квалификации.
В-третьих, рассмотреть вопрос об ограничении права регистрации автобусов, микроавтобусов за физическими лицами. Это возможность должна закрепляться за предпринимателями, имеющими достаточные ресурсы для проведения их технического обслуживания, медицинских осмотров водителей. Одновременно, надо предусмотреть для пассажирского автотранспорта обязательное требование по установлению видеорегистраторов и камер внутри салона.
В-четвертых, обеспечить работу по организации научных исследований в данной сфере с выработкой на его основе мер по улучшению ситуации.
В-пятых, продолжать на регулярной основе проведение рейдовых мероприятий на предмет выявления нелегальных перевозчиков.
Наряду с реализацией отмеченных вопросов, немаловажно навести порядок в работе административной полиции. Путем автоматизации регистрации правонарушений наладить учет каждого административного материала. Обеспечить их полноту.
В качестве профилактических мер, на законодательном уровне необходимо установить административную ответственность должностных лиц полиции за укрытие правонарушения и фальсификацию материалов дела.
Целесообразно расширить сферу применения института сокращенного производства.
Предлагается принять ряд профилактических мер, направленных на повышение квалификации и дисциплины у водителей. МВД совместно с Союзом водителей Казахстана проработать мероприятия социально-воспитательного характера.
Для снижения затрат государства в разрешении конфликтов при авариях автотранспорта, связанных исключительно с возмещением имущественного вреда, предлагается ввести в Казахстане правила Европротокола. Это согласуется с поручением Главы государства о необходимости внедрения альтернативных способов разрешения конфликтов в обществе.
Принимая во внимание международный опыт, целесообразно изучить вопрос о поэтапном снижении размеров штрафов по некоторым неосторожным деяниям и, наоборот, усиление ответственности за грубые нарушения.
В совокупности со всеми мерами, которые предложены в проекте решения коллегии, это позволит снизить репрессивность некоторых норм административного закона.

-----

Выступление начальника 1-го Департамента Генеральной прокуратуры Каната Сейдгапбарова на заседании коллегии по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения

Проблема высокого уровня аварийности на дорогах является одной из острейших социальных и экономических проблем современности.
По оценкам экспертов, экономические потери от ДТП достигают в Казахстане до 5,4% от ВВП, или 7 млрд. долларов США ежегодно.
Правительством и, в частности, Министерством внутренних дел проводится значительная работа по улучшению ситуации на дорогах.
Сейчас мы фиксируем общее снижение количества аварий, погибших и пострадавших на фоне трехкратного увеличения с 2005 года числа автомашин в стране (с 1,5 млн. до 4, 5 млн. единиц).
За этим стоит кропотливая работа всех задействованных органов и, прежде всего, дорожной полиции.
Тем не менее, хотелось бы, чтобы эти показатели стали лучше, поэтому нужно обратить внимание на вопросы, которые еще не решены.
В частности, вызывает тревогу безопасность пассажирских автоперевозок.
Ежедневно каждый из нас сталкивается с пассажирскими перевозками. Кто-то, будучи пассажиром, кто-то соприкасается с автобусами на дорогах.
В любом случае часто приходится слышать о безответственности водителей и их лихачестве.
Можно было бы все это отнести к досужим разговорам, однако, к сожалению, официальная статистика подтверждает наши опасения.
В текущем году на фоне общего снижения зафиксирован рост ДТП в сфере пассажирских перевозок.
В сравнении с прошлым годом практически на 5% (с 763 до 800) увеличились дорожные инциденты, на 12% смертность (со 101 до 113), рост имеется среди раненых (1%, с 1111 до 1121).
Наиболее проблемным участком являются перевозки граждан между населенными пунктами.
Так, в 735 происшествиях, имевших место в населенных пунктах, с участием общественного транспорта погибло 39 лиц, а за их пределами умерло 74 пассажира в 65 инцидентах, т.е. в два раза больше при 11-ти кратно меньшем количестве аварий.
Росту ДТП способствуют многие факторы.
Европейские страны реализуют Концепцию человеческих факторов, основанную на снижении вероятности совершения ошибок вождения с помощью удобной для использования и интуитивно понятной конструкции дороги.
Развитые страны сейчас сосредоточены на совершенствовании безопасности дорожной инфраструктуры, а не на водителе.
Не умаляя необходимость улучшения дорожной инфраструктуры, мы все – таки должны сконцентрировать свое внимание на негативном поведении и непрофессионализме водителей автобусов.
Если в общей массе ДТП, их вина составляет 90% случаев, то в сфере общественного транспорта этот показатель равен 97%.
Этому способствует в первую очередь доступность получения водительских прав категории "Д".
В настоящее время каждый 10-й водитель имеет право управлять автобусом, при этом потребности общества в них превышены в пять раз.
Из имеющихся 900 учебных заведений, занимающихся подготовкой водителей, больше половины (61%) обучают мастерству управления автобусами/микроавтобусами.
При этом в каждом третьем заведении у руководителей, преподавателей и мастеров обучения отсутствует необходимая квалификация.
Каждое седьмое функционирует без оборудования и инвентаря.
Треть из существующих 3-х тысяч преподавателей/инструкторов сами привлекались к административной и уголовной ответственности за нарушения ПДД (905 к адм., 37 к уголовной ответственности).
В частности, преподаватель учебного заведения "Автомобилист" в г. Аркалык Байгереев Т.С., не имея образования по специальности, квалификации и водительского удостоверения категории "Д", подготовил 117 водителей автобусов.
Жезказганский учебный центр "Отан" без инвентаря и оборудования, в 2014-2015 годы подготовил 103 водителя категории "Д".
Учебный центр ПК "Семей" (г. Семей) выпустил около 300 водителей автобусов при отсутствии транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров.
В Западно-Казахстанской области РОО "Отан" без обучения продало 8 лицам свидетельства об окончании курсов.
Имеются и вопросы к системе подготовки водителей, которая основана на устаревших технологиях и методиках, ограничена технической стороной обучающего процесса и отсутствием системы повышения квалификации преподавательского состава.
В Германии качество знаний преподавателя при допуске к самостоятельной работе проверяется комиссией, состоящей из юриста, механика, педагога, автоинструктора, представителя надзорного органа.
С первого раза экзамен сдают 40% будущих преподавателей, 30% после пересдачи, оставшиеся к преподаванию, не допускаются.
В этой связи предлагается сократить чрезмерное количество учебных заведений, оставив только те, которые будут иметь квалифицированных, с правовой точки зрения безупречных преподавателей, а также весь необходимый инвентарь.
Невозможность получения надлежащих знаний порождает отсутствие у водителей правовой культуры и их безответственность.
Так, из 20 тыс. водителей общественного транспорта к уголовной и административной ответственности в области БДД привлекался практически каждый второй (8 243 человека или 42,1%).
При этом половина из них (3 977 лица) привлекалась к ответственности неоднократно.
Так, дважды административную ответственность понесли свыше полутора тысячи водителей, трижды свыше тысячи, четырежды – 817, пять и более раз – 572.
К примеру, водитель автобуса "Daimler Benz" Абдухадыров Х.Р. (Южно-Казахстанская область) с 2010 года привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД 16 раз.
В отношении водителя автопарка №2 г. Караганды Абенова А.Ж. 11 раз составлялся протокол за нарушение ПДД, причем 6 из них в т.г.
Выявлено 64 факта управления автобусами/микроавтобусами лицами, ранее лишенными водительских прав. Установлено свыше 200 фактов управления автобусами лицами, не имеющими дополнительной категории "С" либо не достигшими 21-летнего возраста.
Безответственность дошла до того, что отдельные водители общественного транспорта, сами провоцируют создание дорожных конфликтов.
Так, 10 ноября т.г. водитель автобуса №79 в г. Алматы пытался вытолкнуть на полосу встречного движения другого участника дорожного движения, а в Петропавловске 14-15 ноября водитель маршрута №5 ездил на автобусе с подложными номерами.
Таких примеров множество.
Вместе с тем в Австралии, при аккредитации водителей изучается криминальная история, для того, чтобы учесть риск повторных нарушений.
В Норвегии водители общественного транспорта наряду с водительским удостоверением, имеют специальный рабочий билет, подтверждающий состояние здоровья и поведение.
Таким образом, назрела необходимость пересмотра порядка допуска водителей к вождению автобусами.
Предлагается установить для них дополнительные квалификационные требования, в первую очередь в вопросах обеспечения безопасности пассажиров. На основе указанных требований провести их всеобщую переаттестацию на предмет оценки их готовности работать по новым правилам.
Необходимо создать в стране пул ответственных и профессиональных водителей, ратующих в первую очередь за безопасность перевозок и жизни пассажиров.
В перспективе создание такого сообщества могло бы стать основой для создания саморегулируемой организации.
Очередным фактором, влияющим на безопасность дорожного движения, являются нелегальные перевозки, которые стихийно и открыто развиваются около вокзалов, рынков и иных мест массового скопления населения.
Нами выявлено более 2 тыс. фактов нелегальных перевозок пассажиров, которые наряду с уклонением от уплаты налогов, характеризуются пренебрежением элементарными правилами безопасности.
07.02.2015 года на 394 км автодороги Астана-Шымкент водитель автобуса марки "VANHOOL", с г/н Х494NNN, под управлением Бегалаева Б., не справившись с управлением, выехал на встречную полосу и совершил опрокидывание.
В автобусе находился 51 пассажир, 10 человек погибло, в том числе 3 несовершеннолетних.
Транспорт принадлежал физическому лицу Кабдешову А.Н., у которого не имелось лицензии на перевозку пассажиров, и не проводился предрейсовый медицинский и технический осмотры.
Реальное количество нелегалов установить не представилось возможным, но предположительно здесь задействовано от 30 до 50 тыс. водителей и их транспортных средств.
Развитию этого рынка способствует принадлежность 60% автобусного парка Казахстана физическим лицам (более 60 тыс. единиц).
В этой связи предлагается рассмотреть возможность установления запрета на владение физическими лицами автобусами/микроавтобусами, оставив указанное право только за индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Снижению уровня безопасности перевозок пассажиров способствует и безответственность легальных перевозчиков.
Здесь обнаружено свыше 300 фактов следования по маршруту без разрешений (свидетельств на право обслуживания маршрутов), 423 случая допуска к перевозкам автобусов без предрейсового технического осмотра.
580 единиц общественного транспорта не соответствовали техническим регламентам.
Широко распространено отсутствие либо некачественное медицинское освидетельствование, прокурорами установлено 517 подобных фактов.
В г. Тараз при проведении проверки в ТОО "АулиеАта ТрансПасс" выявлен допуск 118 автобусов без предрейсового технического осмотра.
В Акмолинской области в ТОО "Автомобилист-1" медицинская сестра Жигельдина Т.К. предрейсовое медосвидетельствование проводит лишь до 10 утра, вечерние и воскресные рейсы отправляются без оценки состояния водителей.
В Костанайской области медицинский работник ТОО "Туристтрансервис" при обследовании водителя Бурлачкова В.В. ограничилась измерением артериального давления и выяснением факта опьянения, тогда как данная процедура включает проверку у водителей не менее 14 позиций.
Перевозчиками допущен 1 131 факт нарушения трудовых прав водителей.
Так, в г.Алматы при проверке ТОО "Бату Трэвел", ТОО "Автобаза Достранс" и ТОО "Самат Транс" водителям автобусов установлен режим работы с 9.00 часов до 18.00 часов с выходными днями суббота и воскресенье.
На самом деле, они работают с 5 часов утра до 23 часов ночи, без выходных.
09.04.2015 года водитель ТОО "Рудныйавтотранс" Байжумин А.Ж. следуя по маршруту г.Рудный – г.Астана управлял транспортным средством более 10 часов без перерыва.
При наличии вины водителя в этом правонарушении, следует обратить внимание на имеющуюся неслаженность между законодательными требованиями и существующей дорожной инфраструктурой.
Предусмотрев обязанность отдыха водителя в определенные промежутки времени, мы не учитываем отсутствие на дорогах удобной для этого инфраструктуры.
В этой связи целесообразно в сферу ответственности и подотчетности за безопасность совместно с участниками дорожного движения вовлекать проектировщиков, дорожных служб и владельцев дорог.
Они должны руководствоваться принципом создания дорог и транспортных средств, исключающих ошибки людей.
Следование этой Концепции привело в странах Европы к существенному сокращению уровня аварийности.
Предлагается внедрить этот опыт и в наше законодательство.
Сейчас дорожное движение должно руководствоваться принципом приоритета жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Однако до сих пор не изжита гонка автобусов за количеством пассажиров, поскольку материальная заинтересованность чрезмерно доминирует над безопасностью.
Эта проблема не может быть решена силами полиции.
Только комплексные меры со стороны акиматов в отношении перевозчиков, которым должны устанавливаться критерии оценки исходя из совершения ими наименьшего количества правонарушений и аварий на дорогах, могут способствовать улучшению ситуации.
В частности, необходимо внедрить систему условных скидок на тендерах потенциальным перевозчикам исходя из данных критериев.
По действующему законодательству, в случае если водитель передает свое транспортное средство лицу, не имеющему права управления, на него может быть наложен штраф в размере 50 мрп.
Вместе с тем автотранспортные предприятия за аналогичную передачу руля автобуса несут меньшую либо такую же ответственность, если он является лишь только субъектом крупного предпринимательства.
Считаем, что ответственность перевозчиков должна быть ужесточена соразмерно подвергаемым рискам жизни пассажиров.
В дополнение целесообразно обязать всех перевозчиков использовать базы контроля движения автобусов с применением "GPS – треккеров", позволяющих контролировать выезд автобусов на линию, скоростной режим и т.д. с синхронизацией этих данных с полицией для внедрения механизмов автоматического привлечения водителей к ответственности.
В сфере государственного контроля у нас претензии не к полиции, а к ненадлежащему исполнению акиматами, дорожными службами, перевозчиками их предписаний.
К примеру, ДВД Алматинской области своевременно внесла в АО "Казавтожол" предписание об устранении ям, гребенки и просадки обочины на 484 км автодороги "Алматы-Оскемен".
АО "Казавтожол" уведомило полицию об устранении замечаний предписания, но фактически дорогу не приводило в соответствие.
Вместе с тем на данном участке автодороги произошло ДТП, повлекшее гибель 7 человек, в том числе 3 детей.
Причиной ДТП явилась разгерметизация колеса автомашины "Фольксваген" из-за высокой асфальтобетонной кромки обочины, которая не была отремонтирована дорожной организацией, даже по предписанию полиции.
При этом на месте легковой автомашины мог быть автобус с множеством пассажиров.
Казахстан является страной участницей программы международного транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия "ТРАСЕКА".
В целях улучшения безопасности дорожного движения странами ТРАСЕКА в 2012 году был принят Региональный план действий по безопасности дорожного движения ТРАСЕКА (далее – План).
В рамках данного Плана международными экспертами был презентован отчет о сравнительном анализе и мониторинге институционального развития стран ТРАСЕКА, где отмечено, что ключевой проблемой для Казахстана является отсутствие координирующего органа и достаточного финансирования мероприятий в сфере дорожной безопасности.
Органы полиции могут наводить порядки на дорогах. Все вы помните, что ездить с тонировкой, в состоянии опьянения и без пристегнутого ремня безопасности, когда – то были нормой.
Широкомасштабные акции полиции привели к тому, что эти нарушения уже, как правило, не допускаются.
В этой связи, предлагается рассмотреть вопрос об усилении координирующей роли полиции в деле обеспечения безопасности на дорогах, в том числе наделив ее дополнительными полномочиями.
Сейчас предлагается полиции не просто активизировать контроль, а основательно заняться безопасностью пассажирских перевозок, осуществляя работу на постоянной основе.
Указанные и другие предложения Генеральной прокуратуры, сформированные в проекте решения, предлагаются к совместному обсуждению и поддержанию.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нарушения на 341 млрд тг при госзакупках выявлены в Казахстане 30.11.2015
В Жуалынском районе установлены нарушения прав вдов ветеранов Великой отечественной войны 30.11.2015
Ювелирные изделия 30.11.2015
Уволены с госслужбы лица, ранее совершившие коррупционные преступления 30.11.2015
В салоне автомашины обнаружены 2508 сотовых телефонов 30.11.2015
В Акмолинской области девушка осуждена за распространение слухов о жертвоприношении детей 30.11.2015
О заседании коллегии Генеральной прокуратуры 27.11.2015
Осужден главный специалист таможенного поста "Алтынколь" 27.11.2015
О результатах проверки применения законодательства, направленного на защиту внутреннего рынка труда 26.11.2015
Об осуждении трех жителей столицы за пропаганду терроризма 26.11.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.06.22 Понедельник
69. ИБРАЕВ Камза
64. СЕРКЕБАЕВ Байгали
61. ЧЕЛЬПЕКОВ Балабай
55. АХМЕТОВ Аскар
55. САБИТОВ Идель
54. РЕШЕТНЕВ Андрей
53. АСАМБАЕВ Валихан
53. КУШЕГОВ Сергей
51. БАКАУОВ Булат
50. КАЛАБАЕВ Батырбек
45. ХОДЖАЕВ Рустам
44. ЖУРЕБЕКОВ Мурат
42. ЖЫЛКАЙДАРОВ Биржан
...>>>
28.06.22 Вторник
67. НИГМАТУЛИН Аргын
66. КАН Георгий
65. БЕГАЛИЕВ Аскар
65. ДУЙСЕМБАЕВ Махамбет
65. ЖАМИШЕВ Болат
64. САРМАН Байшылык
61. РЫСПАНОВ Нурлан
60. АБИЛЬДАЕВ Ерлан
59. ДЖАКИШЕВ Мухтар
58. СМАИЛОВ Аскар
57. ЧЕУСОВ Павел
52. КОПЕНОВ Едил
49. АХМЕТОВ Асхат
47. ОСПАНОВ Айдар
46. АЛИМОВ Ермек
...>>>
29.06.22 Среда
81. ПРАЛИЕВ Калдыбек
76. ХОЛОДЗИНСКИЙ Генриг
71. СТАРИКОВ Юрий
65. ЕРЕЖЕПОВ Бирлик
64. ОЛЖАЙ Кайнар
64. ЯНОВСКАЯ Ольга
62. АЙДОСОВ Галым
62. БАИШЕВ Беpик
62. БЕКЕНОВ Сырым
59. СУЛТАНГАЛИ Нурлан
59. УАЛИЕВ Абдыкерим
58. САВЧЕНКО Андрей
57. НУРМУХАМЕДОВ Уалихан
57. СЕЙТКАСИМОВ Айдар
51. КАРАГУСОВ Фархад
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz