Азамат Ибраев
На днях в Костанае начался судебный процесс, главным фигурантом которого выступил теперь уже бывший майор полиции и бывший старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по организации борьбы с наркобизнесом и разработки межрегиональных наркогруппировок Управления по борьбе с наркобизнесом ДВД Костанайской области. По версии обвинения, полицейский в течение достаточно долго времени являлся "крышей" для местных ОПГ, промышляющих наркобизнесом, за что получал солидную прибавку к месячному жалованию из рук наркоторговцев. Теперь вроде как очередная криминальная группировка оказалась приструнена, а ее бывший покровитель в погонах и сам отправился на скамью подсудимых. Особого общественного резонанса это, казалось бы, достаточно "громкое дело", впрочем, пока не получило. Наверное, потому, что большинство казахстанцев подобными скандальными разоблачениями давно уже стало не удивить. Вот совсем недавно, с поличным, во время продажи небольшой партии наркотиков был взят старший оперуполномоченный отдела по борьбе с наркобизнесом города Абай, расположенного в Карагандинской области. И что? Для начала, его коллеги категорически отрицали подобный факт, когда к ним за комментариями обратились местные журналисты – Никого у нас не арестовали, все сотрудники из этого отдела работают. Никто с вами говорить не будет, – решительно заявили тогда любознательным корреспондентам в дежурной части Абайского РОВД. – Тот, сотрудник о ком вы говорите, сейчас отсутствует на работе, но он на выезде… А чуть позже, когда отрицать что-либо стало бесполезно, и факт ареста наркополицейского профигурировал во всех официальных сводках, в самом ведомстве начались срочные "чистки" и решительные меры административного воздействия: "По факту привлечения за незаконный оборот наркотических веществ сотрудника ОВД Абайского района, вызвавшему широкий общественный резонанс, приказом начальника ДВД Карагандинской области он уволен из органов внутренних дел и взят под арест. Его непосредственный руководитель начальник отдела по борьбе с наркобизнесом ОВД Абайского района Карагандинской области освобожден от занимаемой должности. Так же, ряд руководителей территориального отдела полиции привлечен к дисциплинарной ответственности…" Скандал? Наверное, да.. Хотя, впрочем, после того, как суд города Шахтинска объявил в уголовный розыск целого начальника Управления по борьбе с наркобизнесом ДВД Карагандинской области полковника Ержана Кульжакаева, которого обвинили в мошенничестве, незаконном присвоении чужого имущества и подбрасыванию наркотических средств "подведомственному контингенту", жителей области опять-таки было уже трудно чем-то удивить всерьез. Тем более, что примерно в это же время в самом областном центре судили еще четверых полицейских, которые заставляли местных наркоманов бойко продавать героин, а вырученные деньги отдавать "крышующим" их "стражам правопорядка". – Сбывали героин дозами и весами в крупных и в особо крупных размерах. Тем самым, обеспечивали безопасность наркосбытчиков от некоррумпированных сотрудников полиции и криминальных элементов из числа преступной среды, – сообщил в ходе судебного процесса прокурор Беймбет Тусупов. Ну и параллельно с этими драматическими событиями, в Костанайской области суд приговорил бывшего начальника полиции Узункольского района Сейпела Байбулова к 10 годам лишения свободы за хранение и сбыт наркотиков в особо крупных размеров. Как выяснило следствие, он организовал довольно масштабную артель по продаже марихуаны. Правда, буквально за несколько часов перед арестом, подполковник успел в срочном порядке уволиться из органов внутренних дел, и таким образом "не запятнал честь ведомства"… Продолжать приводить подобные примеры из повседневной жизни тех, кто, казалось бы, должен стоять на страже перед набирающей силу и мощь наркопреступностью, к сожалению, еще можно очень и очень долго. Тем более, что на самом деле, ситуация в стране в части оборота наркотических средств, скажем так, мягко далека от идеала. Только по официальным данным, за период проведения очередной операции под кодовым названием "Кокнар", которая традиционно проходит в период с июня по ноябрь каждого года, в этом году было выявлено без малого 1300 преступлений, так или иначе связанных с наркоторговлей. Согласно полицейской статистике, в их число входило 733 факта сбыта наркотиков на местах, 58 фактов контрабанды, пресечена деятельность пяти хорошо организованных преступных наркогрупп и 130 фактов культивирования наркосодержащих растений. Кроме того было изъято более 94 тонн наркотических средств, в том числе 61,5 тонны культивированной конопли, около 65 килограмм героина, 193 килограмма гашиша, 31,3 тонны марихуаны. Соответственно (как гласит сводка), в незаконный оборот не допущено более 25 миллионов разовых доз наркотиков, а казахстанскому наркобизнесу "был нанесен финансовый ущерб на сумму свыше 45 миллионов долларов США". Периодически, появляются и кое-какие будоражащие воображения обывателя подробности: "Департаментом по борьбе с наркобизнесом МВД и его территориальными подразделениями обнаружен подземный бункер с наркодельцами. ДВД Жамбылской области обнаружено специально построенное бетонное сооружение с где находились заготовители наркотиков…". "В сентябре 2015 г. на кыргызско-казахстанской границе задержана автомашина с 11 килограммами героина…". "Третьего октября 2015 года была задержана партия героина весом в 585 грамм" (кстати, в июле этого года, на этой границе улов был и вовсе побольше – более 30 килограмм ядовитой гадости)… Не отстают и другие регионы. Например, 19 сентября этого года при проведении оперативно-розыскных мероприятий в городе Актау сотрудниками службы экономических расследований Минфина совместно с сотрудниками департамента государственных доходов по Мангистауской области в автомашине марки "Iveco", следовавшем из Турецкой Республики был выявлен факт провоза героина весом в 123(!) килограмма, стоимость которого может составлять более двух миллиардов тенге… Ну и так далее... Впечатляет размах? Бесспорно. И те объемы, которые либо идут через нашу страну транзитом, либо остаются на самой территории, исправно отправляя в могилу сотни людей ежегодно, свидетельствуют о том, что республика уже давным-давно является весьма привлекательным объектом с точки зрения интересов международной наркомафии. А вот что мы можем противопоставить этому, без всякой патетики, на самом деле, этому всемирному злу? Насчет того, как "справляются" со своими служебными обязанностями некоторые сотрудники соответствующих отделов и департаментов органов внутренних дел, уже можно было убедиться в начале этой статьи. При этом, я ни в коем случае не хочу обвинить само казахстанское МВД в бездействии или покрывательстве подобного вопиющего безобразия и беззакония. Понятно, что "паршивая овца" найдется абсолютно везде, но просто количество подобных случаев за последние годы уже начинает пугать своей методичностью и регулярностью. Да и некоторые последние административные реформы, согласно которым в стране может остаться лишь один "уполномоченный орган" по борьбе с наркобизнесом (это конечно же само МВД, а вот другие силовики потихоньку "выключаются" из процесса") также не может не настораживать. Впрочем, к этим законотворческим нюансам мы еще вернемся чуть попозже, а пока рассмотрим основные действующие законодательные акты и государственные программы, с помощью которых в Казахстане все-таки пытаются сдержать захлестывающий поток разномастной "дури". Итак, начнем с того, что помимо стандартных, и за последние годы хорошо "гуманизированных" статей Уголовного кодекса, в стране существует несколько хорошо обеспеченных бюджетом государственных программ. Насчет УК, вроде все понятно – стремясь максимально либерализовать действующее законодательство, 18 января 2011 года были приняты поправки, согласно которым часть 1 статьи 259 УК РК была "декриминализирована". То есть, "хранение наркотических средств для личного употребления" фактически перестало быть уголовным преступлением. А чуть позже, в новой редакции Уголовного кодекса, увидевшей свет в январе 2015 года, вроде как опять вернулась в УК (в виде несколько модифицированной статьи 297, подразумевающей уголовную ответственность за незаконный оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ). И статьи 296, назначающей штраф "за немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в общественных местах". Правда, без четкой формулировки, за что, кто и при каких обстоятельствах должен нести ответственность. В итоге, по мнению юристов, это создало свои определенные проблемы: – До первого января этого года, ответственность за употребление наркотиков без цели сбыта влекла за собой административную ответственность, – указывает в своем официальном комментарии прокурор управления 10-го департамента Генеральной прокуратуры РК Анаргуль Аскарова. – Перевод из КоАП административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств в категорию уголовных проступков привело к увеличению количества рассмотренных дел данной категории. Из-за существенного различия уголовного и административного законодательств возникли трудности по собиранию доказательств на досудебной стадии расследования уголовных проступков. Упрощение уголовного процесса при расследовании проступков не произошло, оно гораздо сложнее в сравнении с административным производством и занимает значительное время. Камнем преткновения стало доказывание обязательного признака "совершение уголовного правонарушения в общественных местах". Привлечь такое лицо к административной ответственности также нет возможности, поскольку предусмотрена ответственность за появление в общественном месте только в состоянии алкогольного опьянения. По этой причине, сократилось число выявляемых проступков по части 1 статьи 296 УК немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров в общественных местах… В общем, говоря проще, в отличие от гражданина, застигнутого патрульным нарядом с не вовремя открытой бутылочкой пива, привлечь к порядку (не говоря уж об ответственности), ярко выраженного наркомана, теперь стало гораздо труднее. "А ты докажи что у меня именно наркотическое опьянение…" – наверное, подобную фразу, обращенную к сотрудникам полиции, еще недавно можно было считать верхом цинизма. Сейчас, увы, это обычная практика… Зато, параллельно с этим, во всевозможных приказах, циркулярах и инструкциях постоянно расширялся список как непосредственно веществ, попадающих под категорию "наркотических средств", так и пресловутых прекурсоров, то есть веществ "двойного действия", с помощью которых "очумелые ручки" на местах были способны изготовлять очередные порции "наркоты". Венчают этот скорбный мартиролог, конечно же, ацетон, и перманганат калия, без которых раньше не обходилась ни одна домашняя аптечка. Затем туда начали попадать вроде бы обычные ходовые лекарства, продающиеся в каждой аптеке, начиная от некоторых видов глазных капель, кончая знаменитым средством от головной боли – "Пенталгин", помогающим людям с зауженными сосудами головного мозга… И что, это остановило вал постоянно мимикриующих и совершенствующихся синтетических наркотиков? Увы, судя по последним данным, скорей наоборот. В конце сентября этого года, увидели свет очередные статистические данные, согласно которым в Казахстане в январе-августе 2015 года наибольшее количество отравлений новейшими синтетическими наркотическими веществами зафиксировано в Алматы и Северо-Казахстанской области. – В ходе работы установлено, что с января по август 2015 года, около 300 человек поступили в медицинские учреждения в результате отравления неизвестными веществами, в том числе употребления дизайнерских наркотиков – 71 случай. Так, наибольшее количество отравления зафиксировано в Алматы – 35 фактов, в СКО – 13, в Астане – 13 и в Павлодаре – 10 фактов, – рассказал заместитель начальника департамента по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД РК Жанат Битенов. Мало того, для противоборства новой угрозе была даже создана специальная рабочая группа, в состав которой вошли представители Министерства здравоохранения, Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции. Группа поработала и сделала прискорбный вывод о том, что тенденция появления синтетических наркотиков на наркорынке Казахстана (туда помимо всякой ранее таблеточной химии типа "экстази" входят и спайсы и курительные смеси) устойчиво наметилась в последние 4-5 лет. Хотя по большему счету, это и так не являлось ни для кого каким либо секретом. Достаточно отрыть "Всемирную паутину и лично убедится в том, что периодически в Казахстане появлялись некие "интернет-сервисы" продажи наркотиков. За достаточно небольшие деньги в социальных сетях предлагалось приобретать некий легальный "кокс". Пробник (весом в 0.2 грамм) там стоил 3000 тенге. Грамм - уже 15 000 тысяч. Приобретение этого эйфоретика в свое время было налажено на Украине, по простейшей схеме "деньги – товар". То есть, после получения оплаты в электронном виде, продавцы подкладывают товар в определенное место, после чего присылали покупателю электронное письмо с адресом тайника. Затем, "сервис" пришел в сопредельную Россию, и наконец, не миновал Казахстан. "В Интернете сейчас продают всевозможные смеси, в которых присутствуют вещества, вызывающие наркотическое опьянение. В основном они эти предложения поступают через Интернет путем часто используемого платежного сервиса (QIWI кошелька)", – охотно рассказывали в те дни, в департаменте по борьбе с наркобизнесом МВД РК казахстанским журналистам. "Только с начала этого года выявлено 66 сайтов, предлагающих услуги по приобретению курительных смесей и прочих наркотических соединений, из которых 36 сайтов решением суда были закрыты. В конце мая 2015 года прокуратурой города Алматы было изъято и уничтожено 30 килограммов психотропных веществ на общую сумму более миллиона долларов…" Также, в МВД сообщили, что распространение синтетических наркотиков увеличилось из-за возникшего на внутреннем рынке дефицита героина… Что ж, наверное, здесь, спорить никакой необходимости нет. Судя по периодически звучащим отчетным данным, с импортным героином на местном рынке периодически происходят некоторые перебои. Кстати, заодно, в текущем году в Казахстане законодательно запретили вполне органическую по своей природе смесь, издавна известную на Востоке как "насвай" (хотя он, вроде как, к синтетическим наркотикам и не относится, но уже, наверное, "до кучи"…) Но, вернемся непосредственно к государственным программам и прочим так называемым "мерам регулирования ситуации". На сегодняшний день, в Казахстане действует отраслевая программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом, предусмотренная на 2012-2016 годы, бюджет которой, составляет 6 миллиардов 167 миллионов тенге. Была еще и "Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан", которая завершила свое стратегическое предназначение в прошлом году. Ежегодно, в международных организациях (вплоть до уровня ООН) презентуется Национальный отчет о наркоситуации в РК, создаваемый как при участии государственных структур, так и неправительственных организаций, типа ОФ "Центр мониторинга за алкоголем и наркотиками". (Кстати, согласно этому документу, основная часть проблемного потребления наркотиков а Казахстане все-таки приходится на внутривенные инъекции). По линии министерства здравоохранения, в рамках реализации госпрограммы "Саламатты Казахстан", в республике проводятся месячники под девизом "Твоя жизнь. Твое общество. Нет места наркотикам!", посвященные борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Буквально в эти дни, в стране прошла очередная PR-акция "Сделай жизнь прекрасней", также полностью посвященная борьбе с наркотическим злом. Кстати, в ходе проведения этого мероприятия в СКО, местные полицейские похвастались своими служебными собаками, которые по словам тамошних кинологов только в течение этого года смогли унюхать свыше 46 килограмм различных наркотиков, в том числе, и более полкило героина... Есть еще и международные встречи и симпозиумы, типа проводимой Межведомственным учебным центром по борьбе с наркобизнесом Академии МВД РК Международной научно-практической конференции "Будущее без наркотиков", куда съезжаются участники, как из ближнего так и дальнего зарубежья, включая Соединенные Штаты Америки (страны, где на противоборство наркотикам, между прочим, тратится до 20 миллиардов долларов в год). Кстати, по словам организаторов, Управление по борьбе с наркотиками Центрального командования США вызвалось помочь в строительстве и организации в Алматы учебного центра по борьбе с наркобизнесом, сотрудники которого, помимо всего прочего, будут углубленно изучать ситуацию с международным наркотрафиком в контексте нашей страны. Ведь только данным ООН, ежегодный сбор опиума в Афганистане составляет 85% от его мирового производства. Через Центральную Азию вывозится до 65% опия и 80% героина. Далеко не последнюю роль в общем трафике играет и Казахстан. Согласно заявлением представителей международных организаций и спецслужб, через нашу страну перевозится до 150 тонн именно "тяжелых" наркотиков, то есть, традиционных героина и опия. Что же касается марихуаны и гашиша, то опять-таки согласно периодически озвучиваемым данным более 93% марихуаны и 85% гашиша, завозимых как в Россию, так и впоследствии переправляемых в Европу, имеют казахстанское происхождение. А вот что касается синтетических наркотиков, то собственного масштабного производства таковых на территории Казахстана пока похоже еще не налажено. И большая часть модной и популярной "синтетики" пока исключительно импортируется из Китая, частично проходя транзитом, частично оседая на территории страны, в основном расходясь среди молодежи, которая успешно сочетает их с привычной "анашой". – Действительно, главным фактором, обуславливающим сложную наркоситуацию в Казахстане, является наличие собственной сырьевой базы наркотиков – марихуаны и гашиша, – соглашается с этими выводами начальник Департамента по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД РК Султан Кусетов. – Площадь зарослей дикорастущей конопли в Чуйской долине составляет около 140 тысяч гектаров. Ежегодно, в регионе долины изымается порядка 20-25 тонн наркотиков, однако, это конечно не весь урожай… Это что касается проводимой работы из категории "по факту". Достаточно ли принимаемых мер, наверное, могут оценивать не только узкие специалисты, но и абсолютно все граждане страны, просто внимательно посмотрев вокруг себя. Но, тем не менее, отрицать наличие определенной оперативной работы и разветвленного международного сотрудничества, пожалуй, никто не будет. В отличие, кстати, от профилактических мер, ситуация с которыми, в последние годы, почему-то вообще стала несколько маловнятной. Последний раз, серьезные деньги на антинаркотическую пропаганду выделялись еще в 2009 году, в бытность министром внутренних дел Серика Баймагамбетова. Тогда, Министерству культуры и информации РК в течение трех лет планировалось выделить 637 миллионов тенге в рамках тогдашней программы борьбы с наркобизнесом рассчитанной на 2009–2011 годы. – Учтено предложение Минкультуры по организации антинаркотической пропаганды на более высоком уровне, – рассказывал в те дни министр Баймагамбетов в ходе правительственного часа. – Она будет ориентирована на различные группы населения через трансляцию антинаркотических видео и аудиороликов, документальных, художественных фильмов… При этом, министр признал что такая работа сегодня в Казахстане практически не проводится и вопрос с профилактическими мерами фактически пущен на самотек. Какие-то фильмы на выделенные средства, отечественные деятели культуры, наверное, тогда все-таки сняли. Правда, с тех пор, как уже говорилось выше, никаких более-менее заметных траншей больше на эти благие цели выделено не было. Либо в "высоких кабинетах" посчитали что снятого и без того "хватит на века", либо вступил в силу очередной режим "жесткой экономии", когда на дальнейшую масштабную антинаркотическую пропаганду денег уже, попросту, не нашлось. А ведь еще в первой половине двухтысячных годов дело обстояло куда как веселей. Бюджет, выделяемый на пропагандистские цели, был достаточно стабилен, в результате чего на телеканалах ежегодно демонстрировалось более 800 роликов и телепередач, посвященных вреде наркотиков, а в республиканской и местной прессе публиковалось порядка двух тысяч соответствующих статей и материалов. И если сравнить это с нынешним положением дел, то статистика явно будет не в пользу современности. В принципе, похоже, что все это прекрасно понимают и в соответствующих государственных органах. Так, например, на одной из коллегий Генеральной прокуратуры РК прямо говорилось о том, что борьба с наркобизнесом в Казахстане так и не дает желаемых результатов. В своем достаточно жестком выступлении Генеральный прокурор РК Асхат Даулбаев фактически обвинил Комитет по борьбе с наркобизнесом МВД в малой эффективности и ненадлежащей организации работы. – Зафиксированы случаи, умышленного завышения полицейскими количества выявленных наркодельцов. Неутешительными оказались и данные Минздрава, согласно которым, на медицинском учете в республике состоят более 40 тысяч больных наркоманией, в том числе более трех тысяч женщин и свыше двух тысяч детей. Ситуация усугубляется участием в наркобизнесе самих сотрудников правоохранительных органов. Только за один год привлечены к уголовной ответственности 14 работников внутренних дел, – подчеркнул в своем тогдашнем выступлении глава надзорного органа страны… Неоднократно поднимались эти же наболевшие вопросы и в стенах парламента. Так, например, член ДПК "Ак жол", депутат Мажилиса Талгат Ергалиев обратился к премьер-министру страны Кариму Масимову с предложением ужесточить ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств. – Широкое распространение наркомании в Казахстане стало острейшей социально значимой проблемой. Указом президента утвержден стратегический план развития РК до 2020 года, где основной целью в сфере здорового образа жизни стало снижение до 2015 года наркомании среди населения на 15%. Для его реализации принята Отраслевая программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в РК на 2012-2016 годы. Однако, в настоящее время сохраняются негативные тенденции в данной области, – подчеркнул парламентарий. Заодно, депутат огласил и показательную информацию, полученную от Генпрокуратуры, согласно которой, официальное количество зарегистрированных в стране наркоманов в пределах 50 тысяч человек можно считать крайне недостоверной, так как минимум каждый третий наркоман избегает учета. Ведь еще в 2001 году Минздрав опубликовал официальные сведения о том, что фактическое количество наркоманов в стране составляет свыше 250 тысяч, а научные источники приводили еще большие цифры – 500 тысяч человек. Кроме того, в последние годы снижается возраст подростков, впервые попробовавших наркотики. По мнению депутатов (а впоследствии под этим обращением подписались практически все члены парламентской фракции "Ак Жол"), в стране усиливаются группы факторов, препятствующих коренному перелому наркоситуации. Среди них, был назван неповсеместный и несистемный характер профилактики, а также недооценка государством и обществом возможностей наркобизнеса. В направленном на имя премьера запросе также были отмечены факты, свидетельствующие о неэффективности предпринимаемых мер в области борьбы с наркоманией и сделан весьма неутешительный вывод: "Данные подходы являются малоэффективными и не соответствуют реальным целям и задачам государства в борьбе с эти недугом. Широкое распространение наркомании и наркобизнеса в Казахстане стало не только острейшей социально значимой проблемой, но и представляет реальную угрозу национальной безопасности страны и перспективам ее дальнейшего развития". Кстати, насчет угроз национальной безопасности и политического окраса который в последние годы стала приобретать ситуация с распространением наркотиков, говорил незадолго до своей отставки с поста председателя Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД РК генерал-майор полиции Анатолий Выборов. – В международные наркоканалы сегодня начинают вмешиваться политики, и это самое страшное. Ведь не секрет, что та же пресловутая "арабская весна" прошла не без помощи наркоденег. Будет страшно, если и мы увязнем в этой политической игре. Также, по мнению генерала, в мире появились силы, которые акцентируют внимание лишь на проблемах Казахстана, не замечая важнейших сопутствующих факторов: – Появляется информация, что, мол, через республику ежегодно проходит 50 тонн героина и что в северных регионах Афганистана уже готово к экспорту более 500 тонн порошка. И при этом, никто не знает, откуда у афганцев столько уксусной кислоты для производства такого количества наркотиков. Почему никто из экспертов различных международных организаций не рассказывает, что для производства 500 тонн героина требуется в семь раз больше ангидрида уксусной кислоты? Пусть объяснят, как эта кислота, да и еще в таких объемах доходит до афганских северных регионов, где нет даже железной дороги?! По идее цистерны должны идти туда непрерывно. И самое главное – почему тогда не перекрываются пути доставки всех производных героина теми силами, которые сегодня контролируют территорию Афганистана?.. В общем, похоже, в настоящее время проблема наркомании и наркобизнеса в нашей стране стала перерастать из сугубо медицинской или правоохранительной в гораздо более серьезное явление. Мировая практика уже не раз доказала, что каждому этапу развития в конкретных странах должна соответствовать определенная система противодействия, иначе обстановка неизбежно выйдет из-под контроля, и наркомафия сама будет претендовать на свою долю власти. И, к сожалению, приходится констатировать, что действующая в нашей стране система общегосударственных мер в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков на настоящий момент оказалась не только не реализована в необходимом объеме, но даже стала медленно, но верно сдавать некоторые наработанные ранее позиции. А значит, уже в самом скором времени придется позаботиться не только о создании "внешнего пояса безопасности", но и коренным образом ломать ситуацию изнутри (начиная от пресловутой коррупции в правоохранительных органах, кончая выделением реальных средств для борьбы с набирающей обороты наркотической вакханалией и осуществлением контроля буквально за каждым потраченным тенге). В противном случае, нам не избежать не только нарастающих демографических проблем или массовой деградации общества, но и вполне логичных в таких обстоятельствах политических потрясений. Которые, могут быть весьма и весьма серьезными. |