anticorruption.gov.kz, 7 ноября
Развитие транспортной инфраструктуры является одним из ключевых приоритетов страны и имеет стратегическое значение для государства. Сегодня в ходе брифинга старший следователь Агентства РК по противодействию коррупции Данияр Бигайдаров рассказал о рисках в сфере транспортного контроля. Согласно статистическим данным, за период с 2017 по 2019 годы в производстве Антикоррупционной службы находилось порядка 110 досудебных расследований по фактам коррупционных правонарушений в данной сфере. Производством окончено 99 уголовных дел, в суд направлено порядка 70 дел, 11 дел находиться в производстве. "Как показал анализ наиболее распространенными видами коррупционных преступлении совершаемыми сотрудниками транспортного контроля, являются взяточничество и злоупотребление должностными полномочиями", - сообщил Д. Бигайдаров. К примеру, в апреле т.г. в Алматинской области приговором Талдыкорганского горсуда осуждены к штрафу: порядка 100 млн. тенге бывший заместитель руководителя инспекции транспортного контроля Алматинской области Б. Жантуров и сотрудники ИТК А. Шагырбаев к 6 млн. тенге, С. Инкарбек к 7 млн. тенге, также М. Садвакасов к 5 годам лишения свободы, Е. Мадимов к 6 млн. тенге. Аналогичные преступления пресечены в Акмолинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской областях, городах Алматы и Нур-Султан. Изучением оперативно-следственной практики с 2017 года по настоящий период 2019 года установлено, что основная часть преступлений в сфере транспортного контроля совершены по фактам взяточничества за пропуск транспортных средств без специального разрешения и не привлечение к административной ответственности (по ст.593 ч.3 КоАП РК, штраф от 200 до 1000 МРП). Так, при наличии превышения по габаритам, массе и (или) осевым нагрузкам над допустимыми параметрами для транспортировки крупногабаритного товара требуется специальное разрешение (Правила организации и осуществления перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Республики Казахстан, утвержденных приказом МИР РК от 27.02.2015 г. №206), которое выдается территориальными органами Комитета транспорта через ЦОНы в течение 5 дней (приказ МИР РК от 26.03.2015г. №342 "Об утверждении допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенного для передвижения по автомобильным дорогам РК"). Проверка наличия данного разрешения осуществляется наряду с другими документами (свидетельства о регистрации, соответствие маршрута следования и др.) в ходе транспортного контроля (Правила организации работы постов транспортного контроля на территории РК от 13.08.2010 г. №362, далее – Правила), производится должностным лицом Инспекции с использованием специальных автоматизированных измерительных средств, установленных на передвижных и стационарных постах (фото, видеосъемка, с фиксацией вида, марки, госзнака, веса и (или) габаритов, скорости движения). Вместе с тем, в 2017 году Антикоррупционной службой предлагалось использовать практику стран Евросоюза, а именно автоматизированный режим взвешивания транспортных средств посредством специальных реек, вмонтированных в проезжую часть дороги вне постов транспортного контроля (при превышении весовых параметров владельцу автоматически высылается штраф по зафиксированному видеокамерой номера автомашины), внедрение которого в указанных странах сократил случаи нарушений в общем объеме грузоперевозок до 2% и исключил контакт с должностными лицами. В настоящее время по рекомендации Антикоррупционной службы, создан проектный офис при КТ МИИР РК и ведутся работы по вводу в эксплуатацию автоматизированных измерительных станций, автоматически определяющих весовые и габаритные параметры автомобилей без участия работника транспортного контроля. Перевозчики имеют возможность переопределять весовые и габаритные параметры АТС на автоматизированных измерительных станциях в случае установления проезда с превышением весовых и габаритных параметров специального автоматизированного измерительного средства. При этом, возможно сократить сроки перевозок грузов без остановки перевозчиков в пути и предотвратить коррупционные риски. |