ANTIKOR News, 26 февраля
Развитие транспортной инфраструктуры является одним из ключевых приоритетов страны и имеет стратегическое значение для государства. Главой государства уделяется особое внимание развитию и формированию современной транспортной инфраструктуры Казахстана, а также обеспечению ее интеграции в мировую транспортную систему и реализацию транзитного потенциала ("Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан"). Если в годы становления республики речь шла о развитии и поддержании транспортной системы, то в настоящих условиях инфраструктура транспортной системы должна отвечать критериям современности, качества и безопасности, реализация которых возложена, в том числе, и на транспортный контроль. Реализация поставленных задач зависит от добросовестного исполнения служебных обязанностей сотрудниками уполномоченного органа. Вместе с тем, согласно статистическим данным за период с 2017 по текущий период 2021 года в производстве Антикоррупционной службы находилось порядка 120 досудебных расследований по фактам коррупционных правонарушений в данной сфере. Производством окончено более 100 уголовных дел. Как показал анализ наиболее распространенными видами коррупционных преступлении совершаемыми сотрудниками транспортного контроля, являются взяточничество и злоупотребление должностными полномочиями. К примеру, 18 февраля т.г. приговором Байконырского районного суда №2 г. Нур-Султан к штрафу в размере 50,4 млн. тенге с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе осужден главный эксперт Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Абденов (направлено в суд в порядке ст.617 -заключение процессуального соглашения в форме сделки о признании вины). Он подозревался в получении взятки в сумме 2 520 тыс. тенге за беспрепятственную выдачу разрешений одной из частных компаний по осуществлению международных пассажирских перевозок на автомобильном транспорте по маршруту "Костанай – Екатеринбург". Вместе с тем, в производстве Антикоррупционной службы находиться уголовное дело в отношений еще одного сотрудника Комитета транспорта МИИР РК по подозрению в получении взятки в сумме более 8 млн. тенге за покровительство деятельности в сфере обязательного проведения технического осмотра транспортных средств. В Алматинской области приговором Талдыкорганского горсуда осуждены к штрафу: порядка 100 млн. тенге бывший заместитель руководителя инспекции транспортного контроля Алматинской области Бауржан Жантуров и сотрудники ИТК Шагырбаев А. к 6 млн. тенге, Іңкәрбек С. к 7 млн. тенге, также Садвакасов М. к 5 годам лишения свободы, Мадимов Е. к 6 млн. тенге. Жантуров (оконченного в порядке процессуального соглашения) подозревался в получении ежемесячно, на системной основе взяток при пособничестве Садвакасова и Мадимова в группе лиц с Іңкәрбек от руководителей и доверенных лиц 25 крупных грузоперевозочных предприятий за общее покровительство, беспрепятственное передвижение на территории г.Алматы, Алматинской области и увод от административной ответственности при нарушении правил перевозки (от 25 тыс. тенге за каждое грузовое автотранспортное средство). Антикоррупционной службой по Костанайской области ранее окончено досудебное расследование в отношении руководителя РГУ "Инспекция транспортного контроля по Костанайской области" Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Арапбаева Ж.К. Он подозревался в получении взятки при пособничестве гр. Ергельдинова Ж.К., в сумме 1 млн. тенге от директора коммерческого предприятия за организацию беспрепятственного проезда грузовых автотранспортных средств и не привлечение к административной ответственности. 15 июня 2020 года приговором суда №2 города Костанай Арапбаев и Ергельдинов признаны виновными и им назначено наказание в виде штрафа в размере тридцатикратной суммы взятки, что составляет 30 млн. тенге, каждому. Осужденные пожизненно лишены права занимать должности на государственной службе. Аналогичные преступления в указанный период пресечены в Актюбинской, Атырауской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской областях, городах Алматы и Нур-Султан. Антикоррупционной службой по г.Алматы ранее в связи с полным признанием вины в порядке ускоренного производства в суд направлено уголовное дело в отношении руководителя Инспекции транспортного контроля Комитета транспорта МИИР РК по г.Алматы Петралиева Х.Т., который 15.04.2020 года в условиях чрезвычайного положения в стране, будучи должностным лицом, лично получил взятку в сумме 330 тыс. тенге (по 33 000 тенге за одну автомашину) от исполнительного директора ТОО за беспрепятственное передвижение 10 грузовых автомашин предприятия на территории города Алматы. Приговором Ауэзовского районного суда города Алматы, Петралиев Х.Т. осужден к штрафу в сумме 9,9 млн. тенге, с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе. 16 июля 2020 года судом №2 г.Атырау осужден руководитель Инспекции транспортного контроля по Атырауской области Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Сугиров Н. Он приговорен к штрафу в размере 1,2 млн. тенге (с пожизненным лишением права занимать должности на гос. службе). Сугиров подозревался в злоупотреблении должностными полномочиями, чем причинил существенный вред интересам одного из ТОО, а также в незаконном участии в управлении ИП, зарегистрированного на его сына, с предоставлением данному ИП преимуществ. Вместе с тем, в настоящее время ряд уголовных дел по аналогичным фактам расследуются территориальными департаментами. К примеру, Антикоррупционной службой по г. Нур-Султан завершены досудебные расследования в отношении должностных лиц Инспекции транспортного контроля по г.Нур-Султан Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК по факту систематического получения взяток от 5 до 15 тыс. тенге от водителей грузовых автотранспортных средств, за беспрепятственный проезд и не привлечение к административной ответственности по ст.571 КоАП РК (нарушение правил перевозок пассажиров, багажа и грузов). Вместе с тем имеются и добросовестные сотрудники инспекции, которые сообщают в Антикоррупционную службу о предложений им взяток за не привлечение их к ответственности и беспрепятственный проезд. К примеру, в Актюбинской области по сообщению сотрудника инспекции транспортного контроля области выявлен факт дачи взятки водителем грузового автотранспортного средства за не привлечение его к административной ответственности (по ст.572 КоАП РК). Так, только в 2020 году в территориальные подразделения Инспекции транспортного контроля внесено порядка 15 представлении по устранению коррупционных рисков способствующих совершению преступлений в данной сфере. К примеру, по представлению Антикоррупционной службы по г.Нур-Султан, внесенному в порядке ст.200 УПК РК, приказом ответственного секретаря Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в мае 2020 года, руководитель РГУ "Инспекция транспортного контроля по г.Нур-Султан" Конерказов М.Б. понижен в должности до старшего специалиста, указанного РГУ. Изучением оперативно-следственной практики с 2017 года по настоящий период 2021 года установлено, что основная часть преступлений в этой сфере совершены по фактам взяточничества за пропуск транспортных средств без специального разрешения и не привлечение к адм.ответственности (по ст.ст. 571 и 593 ч.3 КоАП РК, штраф от 200 до 1000 МРП). Отсутствие общественного контроля и доступа к информации исключает объективность при принятии решений должностными лицами и является одним из основных условий совершения коррупционных правонарушений. Обеспечение качественного соблюдения требований в развитых странах поддерживается также внедрением постоянно развивающихся новых технологий и технических решений. Инновационный путь развития отрасли дорожного строительства и логистики показал свою результативность в развитых странах. Несоблюдение требований по обеспечиванию безопасности влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Учитывая изложенное, в целях исключения коррупционных рисков и повышения качества предоставляемых государсвтенных услуг на основе выявленных рисков ведется работа по их исключению. Для повышения эффективности противодействия коррупции в данной сфере необходимы совместные системные и комплексные меры направленные на исключение возможности коррупционных проявлении. Агентством в данном направлении работа продолжается. |