"Экспресс-К", 16 мая
У киностудии "Казахфильм" новый руководитель. На посту генерального директора некогда процветавшей киностудии режиссер Сергей Азимов всего пять дней. Некоторые киношники вздохнули с облегчением: дескать, наконец-то править пришел специалист, который имеет непосредственное отношение к кино, ведь теперь уже бывший директор киностудии Баккожа Касымжанов по образованию - строитель… Критика в адрес "Казахфильма" звучит давно, проблем накопилось немало. Сможет ли "новая метла" навести хоть какой-то порядок в самом большом кинохозяйстве страны?
- Сергей Жумабаевич, для многих ваше назначение на пост генерального директора "Казахфильма" стало неожиданностью. Было ли оно таким для вас?
- Да, потому что я прежде всего режиссер. Но режиссер - это ведь не только художник, но и организатор, он обращает в свою веру людей, участвующих в съемках. Не хочу выглядеть самоуверенным, но для многих это было приятной неожиданностью.
- Когда вам предложили пост директора?
- Я не буду называть конкретных дат. Наверное, в этом нет необходимости. Предлагая мне этот пост, в Министерстве культуры, скорее всего, учитывали мой опыт руководителя. Для меня киностудия - родное предприятие. Здесь я сформировался не только как режиссер, но и как человек. Сейчас моя главная задача - создать благоприятные условия для профессиональных кинематографистов, которых нужно вернуть. Ведь в предыдущие годы много профессионалов ушло из кино. Когда мне говорят, что Серик Апрымов снимает кино на французские, а Амир Каракулов - на японские средства, у меня не появляется чувства оптимизма: казахские режиссеры должны делать фильмы на казахские деньги. Тем более что в последнее время государство повернулось лицом к казахстанскому кино. Очень хочу, чтобы и Дамир Манабаев, и Серик Апрымов, и Ардак Амиркулов, и другие режиссеры были востребованы. Потенциал творческих режиссеров наших очень высокий. На японские деньги мы не сделаем казахское кино.
- А что вы можете предложить режиссерам в обмен на возвращение?
- Может, преждевременно говорить о том, что я могу им предложить. Сегодня по сравнению с прошлыми годами на кино выделяются значительные средства. Но их недостаточно, всех не обеспечишь. Самое сложное - выбрать из профессиональных режиссеров лучших.
- В 2000 году киностудия получила от государства чуть более 100 миллионов тенге, в 2001-м - 220 миллионов. Вы можете сказать, сколько же все-таки выделили средств "Казахфильму" в этом году?
- Цифры, которые вы назвали, в несколько раз больше суммы, выделенной нам в этом году. Но ведь много средств выделяется на проект "Кочевники". Эффективная реализация проекта станет локомотивом, который потянет за собой весь казахский кинематограф. Здесь главное - коллегиальность и прозрачность. Но мы не должны ограничиваться одними "Кочевниками", надо развивать разное кино: мелодрамы, боевики... Это должны быть камерные истории, обращенные к душе человека. Любой жанр хорош, кроме скучного, но кино в то же время не должно оглуплять человека.
- Сколько картин в год может выпускать киностудия сейчас?
- В лучшие времена "Казахфильм" выпускал от шести до десяти фильмов. Если мы мобилизуем наши творческие и технические силы, решим проблемы с кинопрокатом и другие, то, думаю, в год сможем выпускать пять-шесть картин. Сейчас в запуске две картины: "Сардар" (режиссер Булат Калымбетов) и "Кочевники". Мы думаем и о дебютах новых, молодых режиссеров, операторов, художников, сценаристов…
- Некоторые критики обвиняют "Казахфильм" в том, что он делает в основном фестивальные фильмы. Вы намерены менять политику киностудии?
- Я уже говорил, что кино должно быть разным, но не вижу ничего плохого, что наши фильмы получают призы на кинофестивалях.
- Но ведь их не видит наш зритель…
- По моему мнению, кино должно не угождать зрителю, а воспитывать его. Не хотел бы делить фильмы на элитарные и народные. Но мы мало используем богатство нашего народа: эпос, музыку, сказки, которые не знают наши дети. Сейчас дефицит профессиональных кинодраматургов. Сколько у нас замечательных музыкантов! Никто из наших режиссеров не использовал это богатство! Уверен, что фильм, сделанный на высоком уровне, будет смотрибельным.
- И все-таки вы согласны, что "Казахфильм" производит в основном фестивальные фильмы?
- Относительно. Потому что и в те времена, конец 80-х - начало 90-х, делали хорошие картины, которые пользовались успехом у зрителей. К примеру, фильм "Игла" Рашида Нугманова. Конечно, хотелось бы больше таких картин. Но сейчас наш кинематограф напоминает мне человека, у которого нет одной ноги и одной руки: в советское время была отлаженная система кинопроката, сейчас она разрушена. Кроме того, нужно техническое оснащение нашей студии. К примеру, в Алматы есть хорошие кинотеатры с системой долби-стерео, мы же можем записывать картины только в системе моно. Нам нужен закон о кино, нужно разумно лоббировать интересы национального кино, поощрять наших меценатов вкладывать средства в наше кино.
- Генеральный директор киносети "Отау-Синема" Алмаз Малдыбаев в одном из интервью сказал, что не было ни одного случая, когда к ним пришли создатели наших фильмов. По его словам, киносеть могла бы потратиться на рекламу и показывать недоходные фильмы, к которым относятся и казахстанские картины. Получается, "Казахфильм" выпускает ради выпуска, не учитывая интересов нашего зрителя?
- Почему? Я знаю пример - фильм "Казахская история", или история проката картины Абая Карпыкова "Фара". Но ведь система проката еще не продумана, не налажена. Я бы хотел встретиться и поговорить с директором "Отау-Синема".
- Сергей Жумабаевич, вам, наверное, уже передали дела "Казахфильма". Какие проблемы передались вам по наследству?
- Пока я не успел ознакомиться со всеми делами. Встретился с начальниками цехов киностудии. Только после тщательного изучения можно делать какие-то выводы. Но общее впечатление есть: несоответствие мощного творческого потенциала и результата. На киностудии была одна из лучших школ документального кино, была развита мультипликация. Понятно, что не хватает финансирования. Техника никуда не годится. Но ведь основа-то у нас есть. И это главное.
- С приходом на новое место вы собираетесь делать перестановку кадров?
- Это мой родной коллектив, и многих я знаю хорошо. Проходит время, люди меняются - в лучшую или худшую сторону. Режиссер может сделать три замечательные картины, но стоит четвертую снять на среднем уровне, как все скажут: такого-то режиссера уже нет. У меня сложная задача - выбрать самых талантливых. Конечно, перестановки возможны. Но один из моих жизненных постулатов - видеть в человеке прежде всего хорошее.
- Кто из ваших подчиненных будет вплотную заниматься финансовыми вопросами?
- Все бремя этих вопросов будет лежать на мне, так как я - первый руководитель. Постараюсь, чтобы все было прозрачно, информировать руководство страны, ведь президент и премьер-министр уделяют нам особое внимание. Скоро собираемся через тендер закупить оборудование для проекта "Кочевники".
- На какую сумму?
- Несколько миллионов долларов. Точно сказать не могу: пока все это изучается и прорабатывается.
- Насколько я знаю, общий бюджет "Кочевников" - 250 миллионов тенге…
- Нет, гораздо больше. И это только на этот год. Бюджет проекта "Кочевники" превышает бюджет на этот год киностудии "Казахфильм". По мировым масштабам, это небольшие деньги. Мы с вами знаем, какие суперпроекты и на какие суммы делают в развитых странах: США, Франции... Мы же должны исходить из наших возможностей и реалий.
- Можете рассказать подробнее о проекте "Кочевники"?
- Я недавно получил сценарий и еще не успел его прочитать. Картина, как известно, об истории, культуре казахского народа. Пока идет выбор кандидатур, с которыми мы будем работать над проектом. Уже получено согласие на сотрудничество с одними из самых известных имен в кинематографическом мире Америки. На днях поговорил по телефону с соавтором сценария и художественным руководителем проекта Рустамом Ибрагимбековым. Съемки "Кочевников" планируем начать в начале следующего года.
- И последний вопрос: уже не о рабочих делах. Как вам в кресле генерального директора?
- Я еще не привык. Есть ощущение, что я пришел в родной коллектив. Есть надежда, что в нашем доме будет уют, порядок. Естественно, в доме бывает все. Но если это хороший дом, то лучше, в хорошем смысле, не выносить из него сор…
Гульсум КУНЕЛЕКОВА
СПРАВКА "ЭК" Сергей Азимов в 1978 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерская народного артиста СССР Романа Кармена. 1978-1996 - кинорежиссер документального кино студии "Казахфильм". Работал заведующим сектором пресс-службы администрации президента РК, заместителем генерального директора телерадиокомплекса президента РК. Он автор и режиссер более 30 документальных фильмов. Лауреат международных, всесоюзных и республиканских фестивалей ( к примеру, получил вместе с режиссером Сергеем Русаковым Гран-при российского кинофорума "Лазурная звезда" в Сочи за документальный фильм "Дом на обочине", специальный приз третьего Евразийского телефорума в Москве - "За яркое раскрытие личности политика" - за ленту "Незнакомый Назарбаев"). |