"Экспресс-К", 25 июля
Да, великий бард, день памяти которого мы сегодня отмечаем, покорил "электроорган" времени и "электропилу" власти. Его гитара свой век не отжила, на покой не ушла, а молчать тем более не хочет! Как она сейчас поет своими серебряными струнами, можно было услышать приишимскими ночами лунными у ярких костров IV международного фестиваля авторской песни "Астана-2002". На него в минувший уик-энд собрались те самые "другие с песней другой" со всего Казахстана и России. И своим собранием (сочинений поющих поэтов) привлекли на фестивальную Поляну большое количество слушателей. Последние были похожи на людей-мотыльков, прилетевших на свет искреннего человеческого слова - не завуалированно-казенного или попсово-электророяльного, а спетого высокой "высоцкой" душой.
В этом отношении фестиваль "Астана-2002" оказался очень показателен - песни, звучавшие с его сцены, внимательно и жадно слушали люди практически всех возрастов, национальностей, вероисповеданий и профессий. Кстати, среди них был даже премьер-министр республики Имангали Тасмагамбетов, который, как оказалось, держит в руках гитару почти так же часто, как профессиональные барды! Это выяснил председатель жюри фестиваля, известный российский автор-исполнитель Вадим Егоров. В очередной раз выйдя на сцену, он сказал публике: "Так уж сложилось, что авторская песня и власть - это антиподы. Власть всегда была сурова к этому жанру, и мы отвечали ей тем же. И когда я узнал, что на фестиваль приезжает премьер-министр - звучит, да?! - я решил, что это такой пиаровский ход: "приезжает премьер-министр в народ". Но знаете, что я увидел? Вы не знаете, вы не видели этого... Я увидел подушечки пальцев вашего премьер-министра: они такие же, как у меня, там такие же мозоли от струн! Это здорово!". Переждав аплодисменты, москвич добавил: "Первое, что я сделаю, когда приеду в Москву, посмотрю подушечки пальцев у Касьянова", чем вызвал настоящую бурю восторга. (Говорят, позже Имангали Тасмагамбетов блестяще исполнил в палатке организаторов одну из песен Суханова.)
Откровением для казахстанцев стало и то, что нынешний астанинский фестиваль, по мнению Вадима Егорова, по своей яркости превзошел знаменитый Грушинский, с которого он и приехал к нам. Это оказалось двойной победой, потому что ("ЭК" уже сообщал об этом) в этом году лауреатом Грушинского фестиваля стал казахстанский бард Павел Аксенов.
А "Астану-2002" покорили устькаменогорцы - представители старейшего в республике клуба "Зеленая карета", который бессменно, с 1980 года, возглавляет Евгений Зинин. Гран-при фестиваля получил Игорь Иванченко за песню "Чужие стихи". "Намеренно скрыты к портрету штрихи, не названо имя. Лежат предо мною чужие стихи, что стали моими. В них год или десять, а может, и век не тикало время, их мог в Костроме написать человек, а мог в Вифлееме", - пел он свои "Чужие стихи", написанные в Усть-Каменогорске. Талант Игоря был оценен самой высшей для барда наградой: генеральный директор "Экспресса К" (и его коллега по "серебряным струнам") Александр Губерт вручил победителю великолепную гитару "Ария" американского производства. "Я вообще ехал не за победой, - признался позже Игорь. - Я, честно говоря, вообще изначально даже не хотел участвовать в конкурсе. Но потом ребята настояли: в Астане ты еще не был лауреатом, давай участвуй!".
А гриф второй гитары от "ЭК" - "Ямахи" - лег в руку лучшего композитора фестиваля Олега Шимуды, который тоже является представителем усть-каменогорской школы. Год назад, после иссыкского фестиваля "Поющие горы", он переехал в Алматы и сейчас представляет алматинский клуб "Аэлита". Олег и явился связующим звеном в объединении двух клубов на фестивальной Поляне - палатки они поставили рядом и на одном флагштоке реяли два флага: "Зеленой кареты" и "Аэлиты".
Алматинцы тоже были на высоте. Дипломантом в номинации "автор музыки" стал 13-летний Дмитрий Огай, который, приехав без отца (в дуэте они покорили уже немало фестивалей), выиграл очень уверенно для своего возраста, спев песню на стихи Марины Цветаевой "Обращение к Александру Блоку".
А из тех, кто поет свои стихи, сильнейшими были признаны Александр Литвиненко из сибирского города Лангепаса, карагандинец Владимир Вишняков и астанинец Евгений Кугай. Среди исполнителей лучшим был признан также представитель Астаны - Дмитрий Кан, спевший песню известного российского барда Шухрата Хусаинова. А дипломантом в этой номинации стал веселый екатеринбуржец Валерий Чудиновских. Он же в дуэте с Александрой Чудиновских стал дипломантом в номинации "ансамбли", уступив лишь дуэту Игоря Иванченко и Светланы Звигинцевой.
В первые дни фестиваля с запоминающимися концертами выступили такие звезды авторской песни, как Андрей Козловский (Вологда), Вадим Егоров (Москва), Шухрат Хусаинов (Самара), Раиса Нурмухаметова (Москва), ансамбль "Джаз-саунд" (Рудный) с Женисом Искаковым (Омск), Гульзада Жаркимбаева (Сарань) и, конечно, традиционная "фишка" астанинского фестиваля - искрометные "Дети дяди Билла"! Была и "Чайхана", когда на сцену выходили абсолютно все желающие. Особенно запомнился темиртауский дуэт Любови Черной и Марата Шаймарданова - последний аккомпанировал певице на мандолине.
В эти удивительные дни прошла также захватывающая игра в пентбол, в которой выиграла команда университета "Туран". У сцены продавались кассеты и диски казахстанских и российских бардов. Их довольно бойко разбирал народ - после прогулок между многочисленными палатками, где и пелись эти песни, песни "авторских" времен: от Высоцкого до наших дней. И даже дети, плескаясь в ласковых водах Есиля, кричали, по-детски сократив известное: "Как здорово мы все здесь собрались!" |