Сабрина Тавернайз, "The International Herald Tribune", 26 Сентябрь 2002
Сегодня, спустя 10 лет после того, как Россия подружилась с капитализмом, дикий кабан в меню ресторана "Царская охота", когда-то самого популярного у московской элиты, уступил место новому пристрастию к суши-барам, зеленому чаю и аэробике. "Люди понимают, что настало время отдыхать, кушать здоровую пищу и прекрасно выглядеть, - говорит Александр Соколов, генеральный директор кафе "Шизlong". - Быть с загаром, но без мешков под глазами".
Москва, 26 сентября 2002 года. Российские богатеи, которые на протяжении целого десятилетия никак не могли насытиться французской пищей, скоростными автомобилями и гигантскими прибылями, начинают притормаживать, чтобы понюхать цветы - и вдохнуть кислорода. Кислород, прокачиваемый через бутыли с водой, которая ароматизирована запахами фруктов и трав, является коронным фирменным блюдом "Шизlong", кислородного кафе в центре Москвы. Группы модных молодых людей вдыхают его через тонкие трубочки, которые слегка вдвинуты в ноздри. Как утверждает словоохотливый бармен, глубокое вдыхание кислорода в течение 10 минут сокращает потребность в сне.
Кислородный коктейль является признаком меняющихся вкусов московских супербогатеев. Российские богатые люди поворачиваются лицом к более простой, без излишеств, жизни отчасти как реакция на излишества 1990-х годов, с их мясными пиршествами и шалостями казино. Сегодня, спустя 10 лет после того, как Россия подружилась с капитализмом, дикий кабан в меню ресторана "Царская охота", когда-то самого популярного у московской элиты, уступил место новому пристрастию к суши-барам, зеленому чаю и аэробике. "Люди понимают, что настало время отдыхать, кушать здоровую пищу и прекрасно выглядеть, - говорит Александр Соколов, генеральный директор кафе "Шизlong". - Быть с загаром, но без мешков под глазами".
Мода на здоровый образ жизни имеет другой катализатор: стиль.
"В Москве мода - это все, - говорит г-н Соколов, одетый в строгий костюм и сидящий за стеклянным столом, на котором стоит машина для приготовления кислорода. - Людям нравится быть в окружении других, которые на них похожи. Мы являемся модным местом".
Самым популярным блюдом в меню кафе "Шизlong" является овсяная каша. В числе других блюд - тарелка желтых фруктов, семга на пару и баранина. Наверху посетители могут блаженствовать в семи комнатах для загара или наслаждаться массажем лица в салоне красоты, где висят клетки с канарейками.
Г-н Соколов, наслаждающийся эксклюзивностью своего заведения, говорит, что его средний посетитель имеет доход, по меньшей мере, 120000 долл. США в год, примерно в 275 раз больше среднего дохода москвича, хотя пища и услуги салона красоты относительно недороги по московским стандартам - 20 долл. США за стрижку волос, например. Вечером в пятницу парковка кафе была забита преимущественно автомобилями "BMW", среди которых был один "Ferrari" и один "Bentley".
Посетители этого кафе 10 лет назад ходили в клубы, где выступали хрипатые певцы, "а теперь вот холодно беседуют с начинающими моделями, обсуждают друг с другом бизнес и получают удовольствие от еды без калорий", написал авторитетный развлекательный журнал "Афиша", опубликовавший не так давно обзор по кафе "Шизlong", название которого, написанное наполовину кириллицей, а наполовину латиницей, является русским приближением к слову "лонгшез" (Chaise Longue).
Эта прихоть богатых выдвинула на передний план некоторых любопытных целителей вроде Анатолия Волкова, доктора, который имеет процветающий бизнес, консультируя богатых москвичей по вопросам контроля собственного веса. Г-н Волков, сам заядлый курильщик, постоянно употребляющий в пищу мясо и картофель, делает своим пациентам анализы крови и использует эту информацию для того, чтобы составлять для них персональные диеты.
Многие, однако, доказывают, что желание "быть в форме" идет глубже модных диет. Сегодня в Москве насчитывается 125 фитнес-клубов, которых почти не существовало 5 лет назад, "Планета Фитнес" - российская сеть фитнес-клубов, открывшаяся в 1998 году, сегодня насчитывает 15 клубов, два из которых открыты круглосуточно. Почти все они ориентированы на богатых людей. Одна сеть фитнес-клубов, "World Class", развернута в элитной дачной общине, где членство в таком клубе обходится в огромную сумму - 4000 долл. США в год.
"Произошли изменения в ментальности и стиле жизни, - сказала Алена Шишкина, директор маркетинга компании "Планета Фитнес". - Прежде все упиралось в моду. Сегодня люди в самом деле взялись за дело - берут на себя ответственность, а не оставляют ее дедушке Ленину". К дисциплине пришлось привыкать. Первых клиентов бесило, когда они узнавали, что в клубе здоровья запрещено курить, вспоминает г-жа Шишкина. Что еще хуже, в маленьких барах клуба, где посетителям предлагают соки и салаты, не было ни одного алкогольного напитка. "Теперь мы слышим "Дайте мне, пожалуйста, низкокалорийный салат" или "Скажите, что мне можно есть в ресторане, чтобы я могла оставаться в форме", - говорит г-жа Шишкина. - Люди раньше так не думали".
Эта тенденция получила мощное ускорение от главного в России законодателя мод, Владимира Путина, который ранее в этом году, после разочаровывающих выступлений на Олимпийских играх, приказал ожиревшим чиновникам, а также и обыкновенным россиянам, "прийти в форму". Пока московские богатеи сбрасывают с себя десятилетие декаданса, остальная Россия все еще едва зарабатывает себе на жизнь. Ожидаемая продолжительность жизни в 1990-х годах резко упала, отчасти вследствие повального алкоголизма. Только сейчас она начинает стабилизироваться.
Но вернемся в кафе "Шизlong": наше внимание привлекла необычная парочка посетителей, которые поочередно прикладывались к кислородным коктейлям по цене 2 долл. США за порцию. Двое хихикавших студентов экономического факультета Московского государственного университета признались, что этот визит для них первый. Они оплатили его деньгами, которые заработали, продавая после занятий контракты на подключение мобильных телефонов.
"Подышав 10-15 минут, вы в буквальном смысле возродитесь к жизни, - сказал г-н Соколов. - И вам не захочется много спать, вы сможете больше танцевать". Он сообщил далее, что для некоторых кафе "Шизlong" является местом, куда они забегают в промежутке между поздним ужином и московскими дансингами. Студенты в возрасте 19-20 лет стремятся стать частью обеспеченного класса. Но пока что, одетые в свитеры и джинсовые рубашки, они слишком выпадают из общего блеска бара. Однако г-н Соколов, кажется, не обращает на это внимания. "К нам приезжают на машинах "Ferrari" и на метро, - сказал он, пожимая плечами. - Меня не волнует транспорт, коль скоро они оплачивают свои счета".
Сокращенный перевод: Федотов Виктор, inoСМИ.Ru Опубликовано на сайте inosmi.ru: 26 Сентябрь 2002, 14:57 |