NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 18:42 ast
16:42 msk

Тысячелетняя молодость
Сколько лет существует южная столица Казахстана?
31.10.2002 / культура и спорт

Галина ШАЛЕВА, "Новости недели", 30 октября

Все чаще в прессе мелькают сообщения о том, что Алматы через два года будет отмечать 150-летие. Однако ученые-археологи утверждают, что город имеет более древний возраст. В сочинении государственного деятеля первой половины ХVI века, писателя и поэта Захиреддина Мухаммеда Бабура есть такие сведения: "Фергана - область в пятом климате, находится на границе возделанных земель. На востоке от нее - Кашгар, на западе - Самарканд, на юге - горы Бадахшанской границы, а на севере раньше были города, подобные Алмалыку, Алмату и Янги (Таразкент), но они разрушены монголами, и там совсем не осталось населенных мест".

О селении Алмату и произошедшей близ него битве с монголами сообщает и современник Бабура автор сочинения "Тарих-и-Рашиди" Мухаммед Хайдар Дулати. Еще боле раннее упоминание об области Алмалык делается средневековым историком Рашидаддином (1274-1318), который в труде "Джами-ат-таварих" описывает события, произошедшие в Х-ХII вв. В частности, он рассказывает о том, что Огуз-хан в одном из своих походов достиг Алатага и области Алмалык. Видимо, название Алмалык можно географически привязать к предгорьям Заилийского Алатау и району Алматы.

И наконец, неоспоримые данные получены из нумизматических источников. В 1979 году на территории бывшего пограничного училища и нынешнего Военного института КНБ РК было найдено два сребреника. По внешнему виду, метрологии и технике чеканки монеты напоминали продукцию среднеазиатских и восточно-туркестанских городов последней трети ХIII - начала XIV в., выпускавшуюся после известной денежной реформы Масуд-бека. К сожалению, надписи на обеих монетах оказались неразборчивыми. Зато внимание ученых привлекло изображение никогда ранее не встречавшейся тамги, помещенной рядом с хорошо известной по монетам тамгой Чагатаидов.

На основании этой находки востоковед и нумизмат В. Настич высказал предположение о местном, семиреченском, происхождении этих монет и о возможном существовании в ХIII веке монетного двора на территории современного Алматы. В 1990 году еще две монеты с теми же тамгами, но отличающиеся от вышеописанных по оформлению (тамги на них размещены на разных сторонах монеты) были показаны В. Настичу московским коллекционером, который приобрел их у приезжего из Узбекистана. Одна из монет была сильно повреждена, зато в круговой легенде второго экземпляра ясно различалось название монетного двора: "Чеканен этот дирхем в области Алмату". Даты чеканки всех рассмотренных монет, к сожалению, невозможно восстановить, но общая типология и остатки надписей убеждают в том, что все они, бесспорно, относятся к массовой чеканке городов Мавераннахра и Туркестана периода реформы Масуд-бека, начатой в 1271-1272 гг.

Поставить окончательную точку в тождестве города Алмату смогли археологи, выяснившие, что район "большого Алматы" осваивался человеком с далеких времен. Уже в эпоху поздней бронзы (в Х-IХ вв. до н.э.) здесь находились оседлые племена, жители которых занимались земледелием и скотоводством. В эпоху саков район Алматы стал местом обитания сакских, а позднее - усуньских племен. От этого времени остались многочисленные курганные могильники. Среди них выделялись огромные курганы знати - сакских царей. Еще недавно такие курганы высились среди одноэтажных домиков старой Алма-Аты, на месте которых сейчас стоят многоэтажки.

Следующий этап жизни на территории Алматы связан с эпохой феодализма, когда здесь возникают и формируются поселения и города. Это конец VIII-X вв. - время развития городской культуры, оседлости этого района, расцвета торговых связей и формирования Шелкового пути. Последний, вернее, его ответвление, проходившее через Илийскую долину, стало наиболее интенсивно функционировать в Х-ХIII вв. К этому времени на территории "большого Алматы" находилось несколько поселений и городов. Все они уничтожены современными застройками, но сведения о них сохранились в научных отчетах и публикациях.

На Весновском городище, которое располагалось на территории Ботанического сада НАН РК, в 1969 году при строительных работах найден склад керамики. При обследовании места удалось установить, что глиняные сосуды стояли в специально выкопанной яме. Наибольший интерес представляли два цилиндрических сосуда, один из которых был выполнен в виде крынки, а другой похож на кувшин с двумя лепными петлевидными ручками, расписанный стилизованными арабскими буквами. Такие сосуды были широко известны в городах Семиречья в Х-XII вв.

Самый большой интерес представляло огромное городище, расположенное на месте Военного института КНБ РК. О нем как об остатках большого города писал В. Бартольд еще в 1894 году. Он обследовал его вместе с городским архитектором В. Гурдэ. На поверхности городища тогда еще сохранялись остатки построек из жженого кирпича, который жители Верного разбирали для своих построек.

На этом месте при строительных работах и сейчас находят глиняную посуду, изделия из бронзы и железа, а в 1980 году были обнаружены остатки средневековой кузнечной мастерской. В ней - заготовки железа, набор топоров, а также остатки кузнечного горна. Мастерская датируется Х-ХI вв.

Размеры городища, наличие в нем построек из жженого кирпича, находки ремесленной керамики, остатков развитого кузнечного ремесла, наличие монетного двора - все это безусловное свидетельство того, что здесь в Х-XIII вв. находился центр экономической и политической жизни.

Таким образом, есть все основания говорить о том, что населенный пункт, располагавшийся на месте нынешней южной столицы, уже тогда носивший имя, созвучное сегодняшнему названию Алмату-Алматы, существовал начиная с X века. Кстати говоря, можно предположить, что средневековое название, также как и современное, произошло от особенностей местности: предгорья Заилийского Алатау в те далекие времена были сплошь покрыты дикими яблоневыми садами.

- 1854 год - официальная дата основания крепости Верный, которая через 13 лет получила статус города, - рассказывает доктор исторических наук, директор Института археологии им. Маргулана Карл Байпаков. - Но это всего лишь эпизод в жизни города, который существовал и развивался, по крайней мере, тысячу лет.

Да, в истории Семиречья был период, когда здесь было множество городов. Таких, например, как Алматы, Талгар и Каялык. Потом наступило время, когда городская жизнь, я бы сказал, здесь захлебнулась. Но точка зрения о том, что это произошло потому, что Чингисхан разрушил все на своем пути, является не совсем верной. Семиречье, в частности, было захвачено и подчинено монголами без каких-либо кровопролитных сражений и разрушений: владетели края сдались Чингисхану без боя и приняли монгольское подданство без какого-либо сопротивления. Свидетельство этому то, что при раскопках средневековых городов археологи не нашли следов разрушения и погромов.

- Тогда почему же в Семиречье пришла в упадок городская культура?

- Вследствие политики монголов. Они все-таки принесли в Семиречье свой образ жизни и стиль ведения хозяйства. Кочевые племена буквально затопили Семиречье. Они вытаптывали возделанные поля, разрушали ирригационные системы... Позже начались междоусобицы в борьбе за верховный монгольский престол. Отдельные монгольские кланы во главе с царевичами стали воевать между собой. Словом, вторая половина XIV века - это время смут, междоусобиц и сражений. От этих бесконечных войн страдали прежде всего горожане. Нам известны факты, когда жители Семиречья в поисках спокойной жизни переселялись в Фергану и на юг Казахстана. Так постепенно этот край превратился в район с доминирующим кочевым образом жизни, но оседлая жизнь здесь не затихла. Она продолжалась, свидетельство тому мы находим в записках путешественников. Чокан Валиханов, например, проезжая здесь в середине XIX века, писал, что вся предгорная полоса Семиречья занята поселками оседлых казахов.

Это еще один феномен отечественной истории, который нам надо знать и помнить: казахи - это не только номады, которые всю жизнь кочевали по бескрайним степям и предгорьям. В Казахстане было сочетание двух видов хозяйства. С одной стороны - кочевники-скотоводы, с другой - оседлое население. Вторые занимались земледелием. В том числе и с применением ирригации. Это наблюдается на самых ранних этапах заселения Семиречья. А именно - с эпохи бронзы. Когда началось заселение этого края переселенцами из России и Сибири, то крестьяне и казаки пришли не на пустые земли. Некоторые приемы обработки земель и искусственного орошения переселенцы, приехавшие из тех краев, где урожай зависел от погоды, заимствовали у местного населения.

Если же заглянем в историю еще глубже, то кроме этапов развития городской культуры столкнемся с культурой саков. Принято считать, что саки - это прежде всего кочевники, которые покорили половину Центральной Азии и дошли до Индии. Да, были среди них и воинственные кочевые племена, но в последние годы археологи обнаружили буквально десятки поселений саков и сменивших их усуней, проживавших в предгорной полосе Заилийского и Джунгарского Алатау еще в V веке до н.э.

В сокровищницу мировой цивилизации наши предки внесли, как выясняется, очень много. Это и сакский "звериный" стиль, который стал достижением мирового искусства, и курган Иссык, где саки с необыкновенной роскошью хоронили своих вождей, и наличие письменности. То же самое можно сказать и о музыке. Известно, например, что в китайском искусстве много элементов степной музыки. Жители Алматы активно занимались ремеслами. Они делали кузнечные изделия из железа, меди и бронзы. Торговали же наши предки не только внутри Семиречья, но и ходили с караванами в Китай и Европу.

Когда мы говорим о средневековом Казахстане, о культуре городов, то немаловажное значение здесь имеет древнетюркская письменность. Сейчас мы, археологи, можем сказать, что в Талгаре в X веке жили люди, которые знали тюркскую и арабскую грамоту. Свидетельство тому - надписи, сделанные на сосудах и других предметах обихода. Это говорит о том, что в Семиречье была грамотность.

- Как после всего сказанного можно относиться к утверждению, что Алматы всего 150 лет?

- Да, юбилей города Верного не за горами, но юбилей Алматы, который возник 1000 лет назад, еще впереди. С моей точки зрения, отмечать какой-то отрывок из жизни древнейшего города нелепо. В таком случае нужно праздновать и, например, 700-летие выпуска первых алматинских денег. Я сторонник того, чтобы если уж определять дату, то в тысячелетие, очертив всю историю города, начиная от средневекового периода до современности, включив сюда, естественно, и верненский период, который также был очень важным в жизни города и горожан.

У Алматы, в отличие от Москвы (возникновение селения под таким названием датируется 1147 годом), нет, к сожалению, первой записи, но у нас, как я уже говорил, есть археологические материалы, которые хорошо датируются. Поэтому, естественно, нужно праздновать юбилей города с самого основания. Алматы имеет полное право войти в когорту городов, которые имеют очень долгую историю. Думаю, что показ глубинных истоков нашей культуры в дни, когда будет праздноваться 1000-летие города, станет консолидирующим фактором в жизни горожан и всего государства.

А вообще, важно отметить, что юбилеи большинства городов несколько условны. Мы знаем, например, что в V веке нашей эры на месте нынешнего Туркестана, который в позапрошлом году отмечал 1500-летие, уже был город. Следы его - строения и привозной материал, которые датируются тем периодом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Имя: Амир Каракулов 31.10.2002
Тысячелетняя молодость 31.10.2002
У самовара я и моя Маша! 31.10.2002
Абдижамил Нурпеисов: "У литературы нет границ" 31.10.2002
Всем миром 31.10.2002
Вера против террора 31.10.2002
Султан Кастоев: "У победы много друзей, но мало кто реально помогает ее достичь" 30.10.2002
Батыр хочет соединить саксофон и кобыз 29.10.2002
Гульфайрус Исмаилова: "Чтобы ценить эту редкость - любовь…" 28.10.2002
"Солженицын был стукачом!" 27.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz