NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 10:18 ast
08:18 msk

В окне каждый видит свое...
Серик Апрымов: "Принято считать, что чиновники - это люди, которые стоят вне творчества. Но не раз мне приходилось убеждаться в обратном. Саудабаев сказал мне: если будет снят фильм по столь острому и правдивому сценарию, то он переживет любые потрясения"
19.01.2003 / культура и спорт

Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 18 января

В ряде городов Англии только что прошел показ фильмов казахстанского режиссера Серика Апрымова. Годом раньше их смотрели французы и голландцы. Больше всего зарубежного зрителя потрясла "Конечная остановка" - фильм, о котором в свое время много спорили и даже хотели запретить для широкого показа.

Наше досье. Серик Апрымов родился в 1960 году в селе Аксуат Семипалатинской области. В 1984 году поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Соловьева. В 1989 году снял первый полнометражный художественно-игровой фильм "Конечная остановка", это дипломная работа молодого режиссера. На киевском фестивале "Молодость-89" картина была удостоена Гран-при, в Москве на фестивале "Дебют" отмечена призом за режиссуру. Далее Апрымов снял фильмы "Аксуат", "Три брата", удостоенные ряда международных призов и наград. В частности, "Аксуат" в 1999 году был признан Национальной галереей современного искусства в Нью-Йорке лучшим фильмом стран СНГ и Балтии, "Три брата" на ХIII Международном кинофестивале в Токио получил Гран-при как лучший фильм Азии, награжден призом за лучший сценарий на российском "Киношоке".

Апрымов пришел в режиссуру, когда ему было за 20, и первый свой фильм - знаменитую "Конечную остановку" - снимал как бы интуитивно. По его словам, в этой картине он реализовал свой жизненный багаж.

- Я уехал из аула, когда был еще ребенком. Вернулся туда только после армии, и все то, о чем у меня остались самые теплые воспоминания, увидел уже другими глазами. Многих из тех ребят, которые в моей памяти остались десятилетними, уже не встретил. Один застрелился, другой спился, третий сел в тюрьму... То, что я там увидел, было похоже на деградацию: за кажущимся благополучием скрывался кризис. "Конечная остановка" снята в реалистической, почти документальной стилистике. Чтобы передать целостное состояние мира, я, режиссер, становился как бы еще одним героем фильма, который вступает в спор с остальными персонажами, живущими никчемной, но столь привычной для них жизнью.

Когда я показывал свои работы во Франции, то, честно говоря, больше всего тамошнего зрителя "Конечная остановка" потрясла бессмысленностью человеческого существования и неким замкнутым кругом, из которого людям, живущим в том ауле, не выбраться собственными силами. Один француз так и сказал: "Когда твой главный герой в финале уезжает из аула, нам стало как-то дискомфортно... Ведь остальные-то люди остались, потому что им просто некуда деваться".

- В те годы, когда снимался фильм, была очень жесткая цензура...

- Когда я представил сценарий руководству "Казахфильма", то там его не приняли. Возможно, он еще долго лежал бы в моем письменном столе, если бы не попал к Канату Саудабаеву, который был в то время председателем Госкино Казахской ССР. Принято считать, что чиновники - это люди, которые стоят вне творчества. Но не раз мне приходилось убеждаться в обратном. Саудабаев сказал мне: если будет снят фильм по столь острому и правдивому сценарию, то он переживет любые потрясения. Он предрек также, что в обществе "Конечная остановка" вызовет резонанс, который будет не всегда благоприятным для меня. "Ты готов снимать картину на этих условиях?" - спросил он меня. Я в то время был молод, ничего не боялся и прекрасно понимал, что если я в угоду каким-то силам решусь на компромисс, то структура фильма будет разрушена и он просто погибнет. После того как картина была снята, все примерно так и произошло, как и говорил Саудабаев. Общественный резонанс был огромный, в мой адрес прозвучало много обидных слов. Всю ругань в свой адрес я воспринял спокойно. "Конечная остановка" живет уже 15 лет, и интерес к ней не утихает.

- Отечественного зрителя почему-то особенно возмутило появление в кадре обнаженной девушки, а затем очень натуралистической любовной сцены под машиной.

- Они присутствовали в самой драматургии. Я внес их из тех же соображений, из каких журналисты вносят в свои материалы "жареные факты". Только в кино это называется экспрессией.

Часто бывает так, что режиссер вкладывает много усилий для того, чтобы зритель мог понять некие метафоры, но их не прочитывают. Допустим, в "Конечной остановке" есть сцена с игрушечным телефоном. Один из парней говорит другому: "Я сейчас выйду в соседнюю комнату, и мы с тобой будем разговаривать "по телефону". И между ними происходит примерно такой диалог: "Как дела?" "Нормально. Что будем делать завтра?" Западный зритель "просек" это сразу, единственным же человеком в Казахстане, понявшим эту сцену, был Мурат Ауэзов. Он сказал, что получил от нее некий психологический шок: чтобы общаться, людям иногда нужно отдаляться друг от друга. Но живущим в маленьком ауле приходится прибегать даже к такому примитивному приему, как разговор по детскому телефону. Это говорит о дефиците общения. К сожалению, наши зрители этого не прочитали.

Как-то мы с другом, художником Сабитом Курманбековым, гуляя по Лувру, увидели, как в одном из залов музея воспитательница объясняла детишкам пяти-шестилетнего возраста композицию той или иной картины. - Тогда мой друг сказал: "Понимаешь, наша проблема в том, что мы полжизни тратим на то, чтобы набрать определенное количество информации, и столько же, чтобы привить себе хороший вкус. Когда же нам творить?"

- "Конечная остановка" - это, по сути, фильм-обвинение. Вам не стыдно было показывать на Западе собственный народ таким темным?

- Чтобы осветить проблему деградации общества того времени, я должен был снять этот фильм. Я очень переживал за судьбы ребят, с которыми вместе рос, для меня было очень важно понять, почему с ними происходят такие страшные вещи. Меньше всего я волновался за то, что могут подумать на Западе о нас, о казахах... Хотите, скажу честно? Там нас практически не знают, один американец, когда мы затронули эту проблему, сказал: "Нас не интересует, насколько вы хорошо или плохо живете. Я всегда могу открыть Интернет и узнать ваш бюджет". Поэтому боязнь выноса "сора из избы" если и придает гордости, то только иллюзорной.

- Успех "Конечной остановки" сыграл какую-то роль в том, что прагматичные иностранцы решили в последующем финансировать фильмы казахстанского режиссера?

- Когда мой друг англичанин сказал, что снимет фильм о том, как его девушка налила ему кофе без спроса и из-за этого он передумал на ней жениться, то я после возвращения из Лондона, где проходил стажировку на Би-би-си, решил снять фильм о таких же отношениях между театральным режиссером и его девушкой. Но, честно говоря, в Казахстане никто этот фильм не понял. Один довольно интеллигентный человек даже сказал мне, что у него такое ощущение, что я перенес отношения лондонцев в наши казахские степи. Возможно, он был прав.

После этого прошло несколько лет, и однажды мне позвонил японский продюсер: "Я видел вашу "Конечную остановку". У меня есть деньги, не могли бы вы снять еще один фильм в таком же стиле?". Деньги, которые он дал на исполнение своего заказа, были, конечно, очень небольшими даже по казахстанским меркам, но после того, как "Аксуат" получил несколько международных призов, "Трех братьев", кроме этого японца, стали спонсировать голландцы, и плюс подключилось Госкино Казахстана. После успеха, с которым прошел этот фильм на Западе, следующим моим проектом заинтересовались французы и швейцарцы. Теперь вы понимаете, почему нашему режиссеру нужен успех на Западе? В Казахстане, к сожалению, рынок большого кино ограничен. Есть такой экономический закон: чтобы картина окупилась в стране-производителе, необходимо, чтобы здесь проживало не менее 60 миллионов населения, которое говорит на одном языке. Западным продюсерам нужен успех наших фильмов именно на Западе. Без этого у режиссера не будет возможности снять следующую картину.

- Есть ли, с вашей точки зрения, оправдание тому, что современный зритель большей частью избегает смотреть серьезные фильмы?

- Меня давно интересует психология современного зрителя. Я пришел к простому выводу: он очень похож на примитивного человека, который боится провокации сознания: малейшая нагрузка на мозг - и он устает, ему становится скучно. Современный человек настолько забит информацией об окружающем мире, что когда смотрит усложненные фильмы, например Тарковского, где герои говорят языком метафор, то отказывается это воспринимать. Вообще, у современного зрителя, как я считаю, есть два пути восприятия кино: первый, когда думают сердцем, и второй - животом.

- Почему мы не снимаем фильмы, похожие на голливудские?

- Они стоят очень дорого. Мы пытались делать коммерческое кино, но Запад отказывался его смотреть. Один американский дистрибьютор сказал мне по этому поводу: "Если мы хотим пить кока-колу, то будем пить свою, американскую, а не казахскую".

- Почему западный зритель все-таки воспринимает наши фильмы?

- После просмотра "Конечной остановки" один из профессоров Калифорнийского университета сказал: "Моя жизнь так рассчитана на многие годы вперед, и она настолько стабильна, что однажды я понял, почему меня тянет смотреть серьезные фильмы: у меня возник дефицит эмоциональной жизни, и когда я смотрю арт-кино, то начинаю сопереживать его героям. Мне это нужно для того, чтобы работать дальше".

- Надо полагать, что один из четырех героев "Конечной остановки" списан с вас?

- Да, возможно.

- Что же вас спасло от той участи, которая постигла их?

- Детская мечта. Когда мне было девять лет, рядом со мной за школьной партой сидел двоечник по прозвищу Калак. Однажды он спросил меня: "Ты почему все время смотришь в окно, что ты там видишь?". Я в свою очередь спросил его: "А ты что там видишь?". - "Интернат, степь, пустырь, ветер несет пыль". - "А я вижу озеро, яхты. Может, это Швейцария или Париж... Я хочу туда попасть". Он спросил: "Как?". - "Я не знаю. Но я туда точно попаду". Я интуитивно искал способ, чтобы увидеть этот мир. После армии мне пришла идея: я должен снимать фильмы. Теперь, когда это осуществилось, я готов поспорить с классиками марксизма-ленинизма, которые утверждали, что бытие определяет сознание. Я больше склонен верить Юнгу, который говорил, что в каждом человеке присутствуют некие архетипы. Счастливые называют это судьбой, несчастливые - роком. Во мне, наверно, живет архетип счастливого человека.

- В "Конечной остановке" многие роли играют непрофессионалы. И если бы не знакомое лицо Бахытжана Альпеисова, то создалось бы ощущение, что показана всамделишная жизнь, снятая скрытой камерой...

- Непрофессиональный актер может сыграть очень органично, но он не может показать перепада чувств. Это может сделать только профессиональный актер. Поэтому, чтобы все герои не слились в одну массу, одного из них играет Бахытжан Альпеисов, чья работа на фоне других была на порядок эмоциональнее. Кроме того, один из четырех героев должен быть философом, который острее других видит реальность, анализирует ее. На эту роль я выбрал своего друга-художника Сабита Курманбекова, который, как и я, по своей природе философ. Двое других героев - это тот тип людей, который можно встретить везде.

- Кто для вас является сегодня идеалом в режиссуре?

- Я не из тех, кто создает себе кумиров, я могу говорить только о личностях, которые мне помогают жить и работать. В Казахстане - это старшее поколение наших актеров. В частности, Асанали Ашимов. Он пережил столько драм, но выстоял. Откуда он берет силы жить дальше? Для меня это загадка.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рахат Лукум II: сладкое запрещено 31.01.2003
Владимир Путин: "Мы жуем сопли" 30.01.2003
Девять минут, которые потрясли Канны 29.01.2003
Проститату 28.01.2003
Дразнящее и манящее раздевание 24.01.2003
"Две крепости" сносят башню 23.01.2003
Рахат Алиев, Нуртай Абыкаев и Виктор Храпунов получили ордена 21.01.2003
Казахстанский гроссмейстер победил в матче Садвакасов-Корчной со счетом 5:3 21.01.2003
В окне каждый видит свое... 19.01.2003
Сказка: Евгений Шварц. Обыкновенное чудо. 18.01.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz