NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 06:30 ast
04:30 msk

Играть по правилам
Сергей Азимов: "Я вообще противник того, что одно кино снимается для всех, а другое для избранных, то есть элитарное и массовое. Критерий один - это может быть работа или талантливая, или посредственная"
10.05.2003 / культура и спорт

Алена КУЛАКОВА, "Казахстанская правда", 9 мая

В конце марта деятели кино Казахстана провели десятый, внеочередной съезд. Собраться до срока представителей этого творческого цеха подвигла масса назревших профессиональных проблем. В их числе - законодательные, закрепляющие правовые интересы национального кино, общественные, связанные с учреждением собственного фестиваля. Не обошли вниманием участники съезда и вопросы информационной поддержки, пропаганды достижений казахстанского кино. "Казахстанская правда" достаточно регулярно обращается к этой проблеме, публикуя под рубрикой "Наше кино" ретроспекции о фильмах, удостоенных в прошлом наград международных фестивалей, материалы о выдающихся деятелях отечественного кино. О сегодняшнем дне национальной компании "Казахфильм" имени Шакена Айманова, своего рода локомотива всей киноиндустрии страны, - в интервью с ее генеральным директором Сергеем АЗИМОВЫМ. Руководство "Казахфильмом" он возглавил год назад, а до этого снял около пятидесяти собственных документальных лент. Какой ему видится нынешняя кинематографическая ситуация в республике, какими интересными проектами можно уже поделиться с читателями и зрителями?

- Начнем с того, что всякое кино - это продукт той страны, где оно снимается, и выработанной в ней идеологии. Сейчас творческая интеллигенция старается обходить само слово "идеология". И зря. Если есть государство, ему присуща и собственная идеология, то есть система нравственных ориентиров, по которой оно определяет развитие. Почему в бытность СССР поддерживались деятели культуры, создавались им особые условия, выделялись немалые средства, в том числе и на кино? Помните, "из всех искусств для нас важнейшим..."? И, кстати, национальное кино - грузинское, прибалтийское, киргизское, казахское - сложилось в те годы. В лучших своих образцах кинематографисты этих республик пытались говорить о жизни во всем ее многообразии.

Как никакое другое искусство, кинематограф создает в человеке ощущение реальности. Если фильм сделан художественно сильно, если в основе лежит мощная драматургия, то воздействие его на умы и сердца ничуть не меньше, чем литературы. Правда, не все фильмы доходили до большого экрана. Про работы А. Тарковского говорили, что они массовому зрителю не понятны, и потому их место на полке. На самом деле, боялись силы правды. У нас фильмом, который в свое время замалчивали, было "Тревожное утро", снятое замечательным режиссером Абдоллой Карсакбаевым в 1966 году. В нем прозвучала не просто историко-революционная тема, была попытка показать, как в шолоховском "Тихом Доне", что происходящие в ту эпоху социальные, классовые размежевания резали по живому. Появись оно в широком прокате в свое время, это стало бы точкой отсчета для нашего кино и в художественном смысле, и в концептуальном. Хотя судьба других его работ сложилась счастливо. "Меня зовут Кожа" - призер Каннского фестиваля, "Алпамыс идет в школу", "Путешествие в детство" - это фильмы, оцененные высоко зрителями и критиками.

Я вообще противник того, что одно кино снимается для всех, а другое для избранных, то есть элитарное и массовое. Критерий один - это может быть работа или талантливая, или посредственная. Но, правда, существует еще такой момент: фильм должен быть снят с пониманием потребностей времени, с учетом, скажем, духовного спроса. Это ведь тоже элемент профессии. И вот наша задача сегодня - в условиях суверенности нашего государства не только сохранить то лучшее, что накоплено в нашей отрасли, но и развить, создать условия для производства картин одновременно талантливых и востребованных зрителем.

- А какие казахстанские картины - по жанрам, по стилистике, - на ваш взгляд, могут быть приняты и признаны нашим зрителем?

- Фильмы должны быть разными. Я бы провел такую аналогию. Попробуйте кормить человека только сладким - мороженым, пирожным - или одними пряностями, острой пищей, то и другое вскоре начнет вызывать отвращение, даже болезни. Для здоровья человеку необходимо сбалансированное питание. Кино - тоже пища, но духовная, и пусть в ней присутствует все: сладкое, соленое, горькое, кислое. Общее обязательное условие - она должна быть приготовлена качественно. Отравление ума, как и отравление желудка, - это болезнь. А мы сейчас стали свидетелями того, как реклама, пиаровские акции готовы вознести любой продукт, любому заурядному явлению или человеку создать ореол звездности. Хотя кое-чему нас этот опыт научил. Мы стали не так всеядны, а если будет из чего выбирать, будем еще требовательнее. Так что, повторяю, пусть кино будет разное.

- И сколько же разных проектов находится сейчас в работе студии "Казахфильм"?

- В этом году пока 7 полнометражных фильмов. Для сравнения: год назад, когда я пришел на студию, "Казахфильм" потянул только две с половиной картины. Окончательное количество проектов не стану сейчас определять, потому что жизнь нам предлагает различные ситуации. Буквально на днях решается вопрос о совместном проекте, в котором участвуют "Казахфильм", "Хабар", несколько промышленных, финансовых структур и руководство города Астаны. Мы задумали игровой сериал о жизни нашей молодой столицы. По жанру это будет народный роман о том, как живут люди в Астане, что с ними происходит не только на работе, но и дома, в быту, в какие жизненные коллизии они попадают. Наша цель - создать абсолютно новый кинематографический продукт и предложить его нашему зрителю взамен зарубежных сериалов. Если сейчас не переключить аудиторию с чужих страстей на собственные, время будет упущено безвозвратно. И мы решили объединить наши силы и довольно успешный телевизионный опыт "Перекрестка" и "Саранчи", чтобы уже по киношным принципам и именно на столичном материале запустить такой проект. Разумеется, сниматься он будет в Астане - это осознанный расчет.

В ближайших планах - осуществление совместного российско-казахстанского проекта "Мост Дударай". Его руководитель режиссер Абай Карпыков имеет удачный опыт подобных совместных постановок. Два его фильма "Тот, кто нежнее" и "Фара" с успехом прошли в российском прокате. В основе сюжета - история любви русской девушки Марии и казахского парня Дударая, как в одноименной популярной в народе песне, только действие перенесено в наши дни, в соседствующие между собой российское село и казахский аул. Профессионально снятый, красочный музыкальный фильм, думаю, придется по вкусу зрителям. Вспомните, с какой любовью воспринимаются наши старые киноленты "Ангел в тюбетейке" и "Наш милый доктор" - совсем не притязательные по сюжету, но добрые и музыкально выразительные. Такие фильмы нужны и сейчас. Российская сторона выделила деньги и еще на одну совместную постановку по рассказу Г. Маркеса "Человек-ветер". Ее продюсирует живущий в Москве Рауф Атамалибеков, режиссер Куат Ахметов, а сценарий написал Адильша Агишев. Осталось только дождаться финансирования нашей доли проекта, и можно запустить работу. Обещает получиться интересной картина "Путевой обходчик" режиссера Аманжола Айтуарова. Это современная, можно сказать, версия пушкинского "Станционного смотрителя". Фильм, кстати, не бюджетный. Его спонсором согласилась стать национальная компания "Казахстан темир жолы".

Не могу не упомянуть и еще одну предстоящую работу, поскольку с нею связано возвращение на студию "Казахфильм" двух имен - Олжаса Сулейменова и Сергея Бодрова. Олжас Омарович в 60-70-е годы возглавлял сценарно-редакционную коллегию студии, затем Комитет по кинематографии, многое сделал для развития нашего национального киноискусства. При его участии в 80-е годы в мастерской ВГИКа у С. Соловьева училась целая плеяда одаренных ребят. Сергей Бодров - ныне признанный даже американскими критиками режиссер (и это не частный случай) - тоже начинал с нашей студии с фильмом "Сладкий сок внутри травы". И вот теперь результатом их творческого союза станет художественный фильм "Махамбет". Сценарий картины, который написал О. Сулейменов, был отобран в результате объявленного республиканского конкурса. Теперь мы в предвкушении, что этот фильм действительно станет событием в кинематографическом мире.

- В прессе появляются неоднозначные отзывы о фильме "Кочевник". Насколько справедливы упреки по поводу концепции сценария и некоторых постановочных моментов этого незаурядного по масштабам нашего кинопроекта?

- Для нас "Кочевник", безусловно, самый важный проект во всех отношениях: и в финансовом, и как попытка выйти на мировой кинорынок, где, как известно, жесточайшая конкуренция и нас с распростертыми объятиями не ждут. Мы обязаны это учитывать, и потому привлекали к сотрудничеству тех, кто считается в этом деле авторитетами. Имена Милоша Формана, Ивана Пассера, Рустама Ибрагимбекова - автора сценария - уже сами по себе залог коммерческой состоятельности проекта. Идеологическая, культурологическая задача - рассказать миру о таком мощном историческом явлении, как кочевая цивилизация. Миру знакомы понятия ковбой, самурай, теперь мы хотим донести до него понятие о кочевнике, чей образ олицетворяли Аттила, Чингизхан, Тамерлан.

Ведь не только бесстрашию армии и талантам военачальников обязаны завоевания гуннов и века просуществовавшая империя Чингисхана. Это были сильные духом этносы. И рассказывать об этом следует не с собственной позиции - мы знаем свою предысторию довольно глубоко, - а как бы глазами малопосвященного в исторические перипетии. Иначе получится, как говорится, продукт для внутреннего потребления. С этим обстоятельством связано большинство замечаний. Отвечу своим оппонентам так: этот фильм надо воспринимать не как строго историческое повествование с высокой степенью достоверности и дотошной конкретики. Скорее, по законам жанра он ближе к беллетристике, где допускается художественный вымысел как прием. Это не значит, что мы совсем не прислушиваемся к критике. Наиболее конструктивные замечания Рустам Ибрагимбеков - серьезный, высокопрофессиональный сценарист - и Талгат Теменов - режиссер казахской версии - будут использовать в работе. Но, знаете, у меня возникает ощущение при чтении таких статей, что они пишутся не из лучших побуждений. Конечно, всякий вправе иметь собственное мнение. Но почему же до нашего проекта, который уже обретает вполне реальные черты, они сами не предприняли никакой попытки сделать нечто подобное и выйти на такой уровень. Я убежден и даже знаю примеры, что разносной критике можно подвергнуть любое высококлассное произведение, как говорится, если долго бить палкой, то и Бог умрет. Так было с фильмом "Кыз Жибек". Каких только нападок не выслушали его создатели, а сегодня мы считаем эту картину золотым фондом казахского кино. И все же уверен, что "Кочевника", когда он придет к зрителю, ждет огромный успех.

- Даже если сбудутся ваши ожидания и фильм получит высокую оценку, соответственно, кассовые сборы, все же одна картина не в силах изменить прокатную ситуацию в казахском кино. Ведь уровень киноиндустрии определяет все-таки показатель проката?

- Признаю, прокат у нас пока на боку. Восстанавливать его сейчас, когда многие кинотеатры, учреждения культуры по республике ушли в частные руки, стали ресторанами, офисами, складами, крайне сложно. Даже если они сохранили профиль, то на экране там безраздельно правит Голливуд. Конечно, это ненормально. Прошлой осенью мы провели в Алматы Неделю казахского кино. Отчасти из намерения показать всю абсурдность ситуации - в собственной стране всего лишь неделя национального кино. Понимаю, нынешняя экономическая ситуация такова, что бизнесменам невыгодно показывать собственные фильмы, гораздо беззаботнее "стричь купоны" с уже раскрученного продукта. Положение может измениться, только если государство выработает систему проката, при которой бизнесменам будет выгодно вкладывать свои средства в развитие национального кино. И делать это нужно с помощью опять-таки национальной компании "Казахфильм".

- А что конкретно, Сергей Жумабаевич, вы могли бы предложить для изменения такой ситуации?

- Повторяю, во-первых, необходим разумный протекционизм отрасли со стороны государства. Сегодня уже многое начало предприниматься для этого. Но прежде всего необходим закон о кино, также как нужен закон о лесе, ветеринарии, говорю об этом без иронии. Каждая страна должна заботиться о собственных интересах, есть они и в киноиндустрии. Россия это уже сделала, объявив на ближайшие пять лет преференции для развития своего кино. Пошло мощное вливание средств - порядка 100 игровых фильмов получили государственное финансирование. Если бы у нас поддержали хотя бы 10 проектов!..

Мы уже миновали тяжелый период, когда требовалось хлеба, а не зрелищ. Система ценностей, в которых прежде существовало наше кино, была разрушена полностью. И в это время в отрасль пришли люди, сильной стороной которых был не профессионализм, а другие качества, скажем, хватка. Хороша или плоха была система отбора для постановок, но прежде существовало правило, по которому без профессионального образования разрешение на производство фильма не давали. Были, правда, и исключения из правил. Но потом все перевернулось, ситуацией стали управлять исключения без правил. В результате пошел серый вал. Сегодня мы выстраиваем эти правила заново. Не скрою, испытываем жесткое противостояние при этом со всех сторон от людей, привыкших обходиться без правил. И мы будем это делать, пока есть силы, устанем - придут те, у кого этих сил побольше.

- Для такого технологически сложного процесса, как производство полнометражного фильма, необходим не только режиссер-профессионал, но еще и квалифицированные кадры множества профессий - операторы, художники, декораторы, гримеры. Достаточно ли на студии специалистов для воплощения задуманных проектов? И насколько востребована такая немаловажная фигура на студии, как продюсер?

- Сегодня на студии специалисты, о которых вы спрашиваете, в основном люди среднего поколения, окончившие в свое время ВГИК. Среди них есть и штучные специалисты, каких ни одно учебное заведение не подготовит, поскольку это как в старину - профессию постигали с подмастерьев, стоя рядом с мастером. Я понимаю, что зарплата, какую я не могу им сейчас дать, должна быть выше в два-три раза. Иначе мы потеряем эти профессии. Но студия - государственное казенное предприятие с твердыми окладами. Наверное, выход в том, чтобы разработать более гибкие формы оплаты, привлекать тех, кто учится сейчас в наших институтах, в академии искусств, использовать различные гранты.

Что же касается продюсеров, это, разумеется, самостоятельная профессия, пока не ставшая повседневностью в нашей киношной жизни. У нас чаще режиссер сам себе и продюсер. Серик Апрымов, Дарежан Омирбаев, Абай Карпыков, поскольку уже заявили о себе на международных фестивалях, сами находили инвесторов - французских, китайских, японских, голландских. Но это деньги, выделяемые в основном на стадии завершения и проката. Для нас это невыгодные условия. Мы только учимся отстаивать свои интересы в этой отрасли. Пусть будут функционировать самые различные продюсерские центры - будет больше фильмов хороших и разных. Но вот к такой вещи, как акционирование национальной кинематографии, считаю, надо относиться с большой осторожностью. При том, что система проката уже вышла из-под контроля, провести приватизацию еще и национальной кинокомпании - чревато серьезными последствиями.

- Вы упомянули имена режиссеров С. Апрымова, А. Карпыкова, Д. Омирбаева, о которых в свое время говорили как о "молодом казахском кино". Их фильмы - участники и призеры самых высоких международных фестивалей в Берлине, Каннах, Венеции, Токио. Теперь это уже поколение зрелых сорокалетних кинодеятелей. А кто идет им вслед, кто поддержит престиж казахского кино в недалеком будущем?

- Это поколение, кому уже под пятьдесят, очень активно продолжает работать. Только за последние пять лет отмечены призами фильмы Д. Омирбаева "Киллер" на Каннском фестивале, С. Апрымова "Три брата" - во Франции, "Фара" А. Карпыкова - на Московском фестивале, ставший лидером российского проката в 2000 году. Они, можно сказать, свою высоту уже взяли. Теперь о тех, кто может прийти им на смену. Мы на студии создали специальное творческое объединение "Дебют". Одна из первых его работ - фильм молодого режиссера Рустема Абдрашева "Остров возрождения". Сегодня отснят весь материал, он в работе, и есть все основания ждать хорошего, в профессиональном отношении, крепкого кино. Хотя любой запуск картины - это риск, но мы должны идти на него осознанно. А вот чтобы исключить в нашем деле появление случайностей, мы и создали дебютную мастерскую. В ее ближайших планах запуск двух короткометражек с небольшим бюджетом - это для выпускников нашей академии искусств. Руководит объединением Амир Каракулов, режиссер, получивший за свою последнюю работу "Жылама" специальный приз прошлогоднего фестиваля стран СНГ и Балтии. Кстати, избранный недавно секретарем Союза кинематографистов республики.

- Он ведь тоже из когорты "новой волны"?

- Мне не по душе это разделение на старый и новый всплеск. Если уж выражаться в такой образной системе, то кино - это море. И важно, чтобы волны его накатывались одна на другую, не переставая, выплескивались на берег, сокрушая скалы, - такая мне видится картина.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Гольф по-евразийски 31.05.2003
Фото проекта "Глюкоза" 29.05.2003
"Ежик в тумане" признан лучшим в мире мультфильмом 27.05.2003
EBU-UER поставил на место проказниц из "Тату" 27.05.2003
Тихий каннский скандал 27.05.2003
Махамбет 26.05.2003
Традиции 26.05.2003
"Тату" забронзовели 26.05.2003
Особенности национальных суеверий 22.05.2003
Арнольд Шварценеггер: В "Терминаторе-3" мне ногами сорвали "башню" 22.05.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz