NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 00:56 ast
22:56 msk

Тихий каннский скандал
Фон Триера с Сокуровым прокатили по полной программе
27.05.2003 / культура и спорт

Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ, "Известия", 26 мая

56-й Каннский кинофестиваль завершился сенсационно. Жюри во главе с мэтром французской театральной и кинорежиссуры Патрисом Шеро (в него также вошли режиссер Стивен Содерберг, актриса Мег Райан, актер Жан Рошфор и др.) проигнорировало единственный по-настоящему радикальный фильм фестивальной программы - "Догвилль" Ларса фон Триера.

Про то, что Ларса фон Триера, как и Сокурова (которому мы с патриотического горяча напророчили приз за режиссуру), оставили не у дел, стало ясно еще до начала церемонии. Перед ее началом всегда транслируют проход звезд по лестнице. Среди шедших не было ни фон Триера с Николь Кидман, ни Гринуэя, чей "Чемодан Талсе Лупера" оказался в хорошем смысле безумным и напомнил о классическом Гринуэе, ни Сокурова, ни Франсуа Озона с актрисами "Бассейна" Шарлоттой Ремплинг и Людивин Санье, ни даже голливудского суперстара Клинта Иствуда. Раз они не явились, значит, им ничего не светило.

Судя по всему, на каннском верху разругались в этот раз не просто сильно, а очень сильно. Это стало ясно с началом церемонии. На нее, по обычаю, многие пришли, выпендрившись в одеждах. Ведущая вечер Моника Белуччи была в длинном платье, почти не скрывавшем ее невероятную грудь. Режиссер Вим Вендерс, возглавлявший жюри "Камеры д"Ор" (приз лучшему первому фильму), явился в черном смокинге, на бортах которого были вышиты белые пушистые крылья, напоминавшие о крыльях ангелов из знаменитого "Неба над Берлином". Всех затмил, однако, Патрис Шеро. Он вышел на сцену в черном, словно отлакированном, смокинге, черной рубашке и черном галстуке. Больше всего он напоминал гробовщика. Не сомневаюсь, что президент и главный идеолог Канна Жиль Жакоб именно так и расценивает сейчас коварную работу Шеро - как работу гробовщика, постаравшегося похоронить каннские радикальные арт-традиции.

Судя по распределению призов, Шеро многое сделал просто из вредности. Похоже, этот театральный режиссер Франции № 1, автор мощной киноэкранизации "Королевы Марго", обладает крайне субъективными представлениями о том, что есть актуальное киноискусство. Может, он не простил Канну того, что сам ни разу не получал здесь больших призов. Может, его разозлило, что Ларс фон Триер, соединяя в "Догвилле" кино с театром, лезет на его территорию.

Основные призы оказались распределены всего между четырьмя картинами. Все четыре мы называли в числе фаворитов (см. субботний номер "Известий") - но все же за "Догвиллем". Приз жюри (почетный, но наименее из всех значимый) достался представительнице славной иранской кинофамилии Махмальбафов - 22-летней Самире за фильм "В 5 пополудни". Так как фильм - о пробуждении самосознания афганских женщин, не просто сбросивших паранджу после падения власти талибов, но и мечтающих стать президентшами страны, то Самира сочла возможным произнести со сцены яркую политическую речь по-английски и осудить "президента войны Джорджа Дабл-Ю Буша".

Призы за сценарий и лучшую женскую роль (малоизвестной у нас Мари-Жозе Кроуз) присудили "Нашествию варваров" канадского мэтра Дени Аркана. Этот фильм о вымирании западных идеалистов-интеллектуалов многие считали единственным более или менее серьезным конкурентом "Догвилля". Еще два приза достались турецкой картине "Отдаленный", сделанной режиссером Нури Бильге Цейланом с отчетливыми отсылками к Тарковскому: приз за лучшую мужскую роль, который поделили между двумя актерами фильма Музаффером Ездермиром и Мехметом Емином Топраком (кто запомнит - тому пять), и второй по значению Гран-при жюри.

Наконец, и приз за режиссуру, и "Золотую пальмовую ветвь" лучшей картине Шеро отдал "Слону" Гаса Ван Сэнта. Среди французских критиков у "Слона" много поклонников - нефранцузские оценивают его более сдержанно. Мне нравится "Слон". Не только потому, что Ван Сэнт вернулся к "настоящему" кино без оглядки на кассу, но и потому, что в фильме о выстрелах в американских школах чувствуется хорошая кинотрадиция: там даже есть кое-что от "Веревки" Хичкока. Но документальный скандальный фильм на ту же тему - "Реквием для Колумбайна", показанный в прошлогоднем Канне, - был посильнее. На главный приз "Слон" явно не тянул.

Решение Патриса Шеро вдруг полностью изменило на фестивале соотношение Франция - Америка. Да, здесь раскручивали "Матрицу", сюда приезжали Киану Кивз, Иствуд и Шварценеггер, но изначально все говорили о том, что американцев в Канне-2003 крайне мало. В конкурсе было аж шесть французских картин, а американских - всего три. За день до распределения призов влиятельный американский критик Рон Холлоуэй, анализируя в британской киногазете "Мувинг пикчерз" шансы фильма Дени Аркана, уверенно заметил, что в нынешней политической ситуации у него шансов никаких. Даже несмотря на то что Аркан - канадец, а не американец, он все равно оттуда, из-за океана.

Добавим некоторую напряженность в отношениях Франции и Америки на каннском кинорынке, который всегда проходит параллельно с фестивалем. Будучи недовольны качеством селекции, американцы купили в этот раз мало каннских фильмов. Французы и еще одни представители антиамериканской оппозиции - немцы - приобрели, в свой черед, меньше, чем обычно, американских.

Стоит вспомнить антиамериканизм "Догвилля". В итоге же четыре из восьми основных наград, включая главнейшую, отправляются за океан. А завершился фестиваль и вовсе триумфом американского кино - в его самом лучшем, классическом виде. На церемонии закрытия показали фантастически отреставрированную копию "Новых времен" Чаплина: фильм теперь технически выглядит так, словно снят вчера. Общее мнение: вот кому надо было присуждать "Золотую пальмовую ветвь"! Главными звездами церемонии (при наличии реальных звезд шоу-бизнеса - от Стинга до Изабель Юппер и, кстати, Ингеборги Дапкунайте, которая была тут в одном из жюри) стало семейство Чаплиных во главе с Джеральдиной Чаплин. Зал встретил их стоя, всех посадили в первом ряду. Рассаживали в кресла с указанием их имен. Одно кресло в самой середине оставили свободным. На нем значилось: "Чарльз Чаплин".

P.S. И все же про Сокурова. Отечественный рекордсмен по участию в каннских конкурсах (четыре раза почти подряд), Сокуров заявил, что больше в Канн не поедет. Свое заявление он сделал до вердикта жюри.

----------

"Cлон" растоптал всех
Каннское жюри кинуло Кидман
Маша ДАВТЯН, "МК", 27 мая

"ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ" - Гас ван Сент, "Слон"

ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР - Гас ван Сент, "Слон"

ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ - Дени Аркан, "Нашествие варваров. Часть 2"

ЛУЧШАЯ АКТРИСА - Мари Жозе Кроз, "Нашествие варваров. Часть 2"

ЛУЧШИЙ АКТЕР - Муссафер Оздемир и Мехмет Эмир, "Узак"

ПРИЗ ЖЮРИ - Самира Махмальбаф, "В пять часов вечера после полудня"

ГРАН-ПРИ - Нури Бильж Цейлан, "Узак"

ПРИЗ ФИПРЕССИ - Александр Сокуров, "Отец и сын"

"ЗОЛОТАЯ КАМЕРА" - Кристофер Бо, "Реконструкция"

"ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ" в короткометражном конкурсе - Глендин Айвин, "Жучок"

ПРИЗ ЖЮРИ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО КОНКУРСА - Хуан Солонас, "Человек без головы"

Закончился 56-й Каннский кинофестиваль. В воскресенье вечером при большом скоплении народа в зале "Люмьер" были объявлены победители и вручены награды. На закрытии показали отреставрированный фильм Чарли Чаплина "Новые времена" 1936 года. Поставив таким образом жирную точку в вопросе, умерло ли современное кино. Судя по тому, что практически ни один из фаворитов фестиваля не был награжден, кино для каннских завсегдатаев умерло.

Какие бы прогнозы ни делали ведущие кинокритики мира, жюри во главе с французским режиссером и актером Патрисом Шеро поступило наоборот. Напомним, что фаворитом фестивальной гонки был "Догвилль" Ларса фон Триера.

Пожалуй, лишь в случае с Александром Сокуровым прогнозы оказались верны. Несмотря на то что его новый фильм "Отец и сын" в Канне ждали, триумфа ему не обещали. Каннская публика приняла картину тепло, но Сокурова все же не включили в список финалистов. Ему достался приз ФИПРЕССИ, который, надо думать, был выдан и за прошлый год, когда "Русский ковчег" уехал без наград.

А теперь о главных разочарованиях фестиваля.

Приз за лучшую женскую роль получила канадская актриса, сыгравшая в "Нашествии варваров" Дени Аркана, Мари-Жозе Кроз. Это - неожиданность номер один. Никто не прочил победу актрисе, ставшей лишь частью великолепного актерского ансамбля и ничем по большому счету в картине не отличившейся. Жюри стоило бы выдать приз всем исполнительницам женских ролей в этом фильме просто за создание образа женщины. Николь Кидман наверняка кусала локти - ведь именно ей прочили эту награду. Не зря же она в конце концов вытерпела столько издевательств над ее героиней в "Догвилле" Ларса фон Триера.

Приз за лучшую мужскую роль был поделен пополам: между двумя актерами, сыгравшими в турецкой картине Нури Бильжа Цейлана "Узак", Муссафером Оздемиром и Мехметом Эмиром. Выбор тоже странный, неожиданный, но, впрочем, справедливый.

Приз за лучший сценарий справедливо получил Дени Аркан за фильм "Нашествие варваров". Это решение нельзя назвать ни неосмотрительным, ни странным, ни неоправданным. Многоголосый сюжет "Нашествия" действительно виртуозен, хотя к призу за сценарную работу стоило бы прибавить и приз за режиссуру. Который и прочили Дени Аркану или Александру Сокурову. Но достался он Гасу ван Сенту, впервые представившему свой фильм в Канне. То ли жюри решило оценить смелость ван Сента, который после неудачного "Умницы Уилла Хантинга" вновь вернулся к стилю американского независимого кино. То ли Патрису Шеро приглянулась тема - насилие в школе. То ли он оценил меланхоличный взгляд автора на проблему - почти двухчасовое бесстрастное наблюдение за школьниками, которые в один прекрасный день принесли в школу оружие. А скорее всего и то и другое.

И главная неожиданность фестиваля. Скорее не неожиданность, а разочарование. "Золотая пальмовая ветвь" ушла к тому же Гасу ван Сенту и его фильму "Слон". И это притом что шансы на главный приз фестиваля у "Слона" по сравнению с картинами Триера, Озона, Миллера были минимальны. Но жюри распорядилось призом по-своему. Впрочем, каннское жюри давно корят за то, что призы оно раздает не за открытия. Впрочем, фильм ван Сента - достойный, хоть режиссер ничего нового и не придумал. Меланхолия вообще свойственна американскому независимому кино. А уж меланхоличный взгляд на насилие давно привычен.

Гран-при фестиваля достался Нури Цейлану и фильму "Узак". Выбор достойный, тем более что картина Цейлана с самого начала была в фаворитах фестиваля. И только потом ее потеснили Триер и Озон. А приз жюри - Самире Махмальбаф и картине "В пять часов вечера после полудня". К иранскому кино вообще и к семейству Махмальбаф в частности в Каннах очень теплое отношение. Да и оба фильма, показанные в первые дни фестиваля, были приняты очень неплохо, хотя все же фаворитами не считались.

Но, по большому счету, решение каннского жюри хоть и удивляет, в какой-то степени может быть названо справедливым - все же работы молодых (Цейлана и Махмальбаф) были оценены. Это верно и с политической точки зрения - наградить турецкую и иранскую картины, вновь приняв Ближний Восток в мировое киносообщество. Ведь мода на иранское кино уже почти сошла на нет.

Жаль все же, что жюри проигнорировало Триера. А впрочем, от Патриса Шеро, снимающего вполне обычные фильмы с налетом европейской мрачности и легкой экстравагантности, большего ожидать было невозможно.

----------

Николь Кидман "не оправдала" потраченных на нее в Каннах денег
Лента.Ру, 26 мая

Закончившийся в Каннах 56-й кинофестиваль преподнес не только приятные кинематографические сюрпризы, но и неприятные финансовые.

Как сообщает Reuters, режиссеру Ларсу фон Триеру (Lars von Trier), считавшемуся ранее фаворитом гонки, но не получившему в итоге ни одной награды за фильм "Догвилль" (Dogville), был нанесен, помимо морального, ощутимый материальный ущерб.

Его компания потратила более 500 тысяч долларов на "содержание" в Каннах актрисы Николь Кидман, сыгравшей главную роль в фильме. В стоимость вошли и трансфер, и шикарные апартаменты в одном из лучших отелей, и торжественные приемы для хозяев и гостей фестиваля.

Если бы фильм получил "Пальмовую ветвь", все затраты окупились бы за короткое время, теперь же, как полагают эксперты, расходы просто придется списать в "пассив".

Напомним, что главный приз Каннского фестиваля достался американцу Гасу Ван Сенту (Gus Van Sant) за фильм "Слон". В картине, сюжет которой основан на реальных событиях, Ван Сент снял простых детей из своего родного города Портленд, штат Орегон. Режиссер исследует природу насилия, зародившегося в повседневной жизни рядовой средней школы.

Ван Сент также получил приз за лучшую режиссерскую работу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Гольф по-евразийски 31.05.2003
Фото проекта "Глюкоза" 29.05.2003
"Ежик в тумане" признан лучшим в мире мультфильмом 27.05.2003
EBU-UER поставил на место проказниц из "Тату" 27.05.2003
Тихий каннский скандал 27.05.2003
Махамбет 26.05.2003
Традиции 26.05.2003
"Тату" забронзовели 26.05.2003
Особенности национальных суеверий 22.05.2003
Арнольд Шварценеггер: В "Терминаторе-3" мне ногами сорвали "башню" 22.05.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz