Роман Волобуев, "Ведомости", 11 июня
Отличный режиссер Лоуренс Касдан, снявший в свое время "Случайного туриста" и "Жар тела", а также приложивший руку к целому ряду знаменитых картин - начиная с "Индианы Джонса" и заканчивая, прости господи, "Телохранителем", вернулся из забытья с весьма адекватной экранизацией одного из новейших романов Стивена Кинга. Фильм этот, без сомнения, бредов, но это та приятная бредовость, какой славен был кинематограф 80-х и которой так мучительно не хватает теперешнему кино.
Четверо друзей детства, которых жизнь давно раскидала в разные стороны, решают вместе отправиться на зимнюю охоту. Каждый из них являет собой крайний пример кризиса среднего возраста. Один (Тимоти Олифант) мрачно и целеустремленно пьянствует. Другой (Джейсон Ли) трахает все, что движется, и оттого по-своему несчастлив. Третий (Томас Джейн) дважды в день примеряется, как бы удачней прострелить себе голову. Четвертый (Донни Уолберг) пережил клиническую смерть и с тех пор постоянно думает о смысле жизни. Плюс к тому между друзьями существует некая паранормальная связь, восходящая к странному случаю из их пионерского детства. Символом этой связи служит ловушка для снов - рукодельная паутинка, повешенная над столом в охотничьем домике среди сказочно белой долины, замечательно утыканной заснеженными елками. В этот лесной домик друзья и прибывают, нарезают колбасу, открывают пиво, и в этот самый момент на Землю вторгаются пришельцы.
Иронические комментарии, которыми при иных обстоятельствах надлежало бы встретить такой поворот событий, тут неуместны - просто потому, что такого пришельца, какой выходит из метели на сороковой минуте фильма Касдана, в большом крупнобюджетном кино не было давно. Последние лет двадцать кинематограф по-разному осмыслял образ космического чудовища, снабжал его дополнительными смыслами и метафорическими нагрузками. Тут же мы имеем существо, своим видом и поведением противоречащее всякому здравому смыслу, не поддающееся никакой трактовке и именно тем приводящее зрителя в смятение - весьма близкое, должно быть, к тому, которое мы все испытаем, когда на Землю действительно кто-нибудь вторгнется.
Вслед за пришельцем из той же метели появляются вертолеты, один из которых несет в себе полубезумного полковника в весьма приятном исполнении Моргана Фримэна - служивый человек всю жизнь посвятил предотвращению инопланетных интервенций, отчего его представления о добре и зле приняли несколько причудливые формы.
Стивен Кинг большую часть жизни пребывает в положении колумбийского наркобарона - зарабатывает хорошо, множество людей с удовольствием потребляют производимую им продукцию, но спасибо никто не скажет, и уважения к нему нет. Такое отношение, конечно же, лицемерно, но отчасти оправданно. Как и многие мастера макабра, Кинг фонтанирует самыми дикими идеями, без тени стеснения перемалывает чужие - и все на чистом таланте, совершенно без участия того, что принято называть умом. Потому и экранизировать его стоит с такой же бездумной лихостью, выхватывая из текста, что приглянулось, а остальное с негодование отметая - именно так Кубрик и сделал некогда фильм "Сияние". Касдан, конечно, не Кубрик, но временами поднимается до высот вполне его достойных. А эпизод, в котором герой Джейсона Ли запирает чужого в унитазе, сам садится сверху и тут понимает, что дико хочет курить, определенно стоит включения в какой-нибудь золотой фонд - сцены настолько глупые, трагичные и страшные одновременно, казалось, разучились снимать давным-давно. |