Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ, "Известия", 16 ноября
В понедельник в московском кинотеатре "Родина" в присутствии посланцев американской студии Miramax состоится VIP-премьера "Убить Билла" Квентина Тарантино. Напомним, что фильм разделен на две части. Пока что выходит первая (ее официальный прокат в России начнется 4 декабря). Вторая появится в Америке 20 февраля, у нас чуть позже. Kill Bill подается как четвертый фильм Тарантино, хотя он четвертый с половиной после "Бешеных псов", "Криминального чтива", новеллы "Человек из Голливуда" в "Четырех комнатах" и "Джеки Браун". Не знаю, как российские зрители, но московские кинокритики остаются фанатами "старины Квена". После пресс-показа "Убить Билла. Фильма 1", состоявшегося пятничным вечером, многие из них в восторге повторяли, что ничего лучше еще не видели.
О ЧЕМ ЭТО. Об экс-киллерше по кличке Черная Мамба, она же Невеста (надо ли пояснять, что ее играет Ума Термен), чью свадьбу расстреляли бывшие коллеги по отряду убийц "Смертоносные гадюки": Водяная Гадюка О-Рен Ишии, Калифорнийская Горная Змея Элль Драйвер, Медноголовка Вернити Грин, а также Бад и главарь отряда Билл - два представителя мужского пола в стане головорезов. Причины расстрела из первой части фильма неясны. Билл, порешить которого призывает название фильма, в первой части остается за кадром.
Четыре года провалявшись в коме, Черная Мамба приходит в себя и отправляется мстить: за себя и свою погибшую в утробе дочь. В результате только в первой части "Билла" людей гибнет столько, сколько в кино еще не бывало. Орудие мести в 95 процентах случаев - самурайский меч. Действие, в традициях Тарантино, разбито на главки (одна из них, к неожиданности зрителей, сделана в стиле японского анимэ, то есть мультфильма на основе жестоких комиксов-манг), хронология событий, в традициях Тарантино, перепутана.
ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО. С первых минут просмотра наконец понимаешь, почему фильм разделили на две части: потому что действительно было жаль что-либо сокращать.
Конечно, "Убить Билла" не назовешь таким же революционным фильмом, каким было "Криминальное чтиво", впервые явившее миру новый тип современного человека - хомо поп-культурис (или, выражаясь лингвистически точнее, хомо культуро-вульгарис), все поведение которого определяется стереотипами массовой культуры. Тарантино не издевался над этим человеком (хотя и иронизировал над ним), поскольку и сам из таких, чего не скрывает. "Убить Билла" - лишнее тому свидетельство, поскольку это не что иное, как энциклопедия обожаемых Тарантино киножанров (сплошь боевых) и его любимой киномузыки. Среди жанров, которым мистер Q & T - как сам обозначает себя в титрах "Билла" - отдает дань в первую очередь, не только японское анимэ и самурайские фильмы, но и жестоко-балетные гонконгские кунфу-боевики, вестерны Серджо Леоне (не зря в саундтрек включена музыка Эннио Морриконе) и гангстерские "черные фильмы", а ударнейшей музыкальной темой становится сладчайший "Одинокий пастух" Джеймса Ласта с его печально-романтической флейтой.
В этом смысле - как энциклопедия - "Убить Билла" напоминает сериал "Секретные материалы", который тоже был энциклопедией, только современных цивилизованных фобий. Отличие, правда, в том, что "Убить Билла" - зрелище в тысячу раз более ироничное.
Есть, однако, нечто, что заставляет примириться с (выразимся по-советски-пропагандистски) "идейной легковесностью" "Убить Билла". Я имею в виду даже не филигранные постановки боев. Не отважную актерскую работу Умы Термен. Не лихое пренебрежение фильма элементарной логикой (героиня-мстительница путешествует на авиалайнерах, спокойно пронося на борт самурайский меч, и т.д.). Не отвязное погружение Тарантино в дискуссии о феминизме/антифеминизме (понять, проженский это фильм или антиженский, учитывая, что женщины в нем более жестоки, но и более сильны, чем мужчины, пока нельзя). Даже не легкий расизм "Билла" по отношению к японцам, который только дурак воспримет как реальный расизм, а нормальный зритель, да еще осведомленный о любви Тарантино-синефила ко всему японскому и гонконгскому, поймет как кукиш политкорректности и нарушение правил, которое в кино приятно всегда.
Я имею в виду главную силу "Билла" - любовную выверенность каждого кадра. Тарантино изголодался, не снимая. И самое ободряющее: он не утратил радости делать фильм - той самой радости, которая выгодно отличает его от подавляющего большинства современных т.н. Серьезных Режиссеров, относящихся к своей профессии как к муке.
На экране бьют фонтаны крови, отлетают ноги, руки и головы - а тебе радостно, и в душе твоей прорастают чувства самые что ни на есть позитивные. Ах, как прекрасен этот мир! Ах как, черт возьми, жить и работать хочется!
На самом деле многие боялись разочарования - тарантиновского провала. И я боялся. Но "старина Квен" вновь сумел удивить. Кстати, героиня Умы Термен (чью фамилию в соответствии с произношением и современными правилами транскрипции английских имен пора бы наконец начать писать не по-кретински, а правильно: ТЕРМЕН, а не ТУРМАН), отнюдь не ходит весь фильм в грязном желтом спортивном костюме - как нас заранее уверяли рекламные ролики фильма. У нее, что тоже неожиданно, много нарядов, хороших и разных.
УДАРНЫЕ ЭПИЗОДЫ. Самая первая схватка в кухне с Медноголовкой Вернити Грин и ее убийство на глазах 4-летней дочери (что тоже по голливудским меркам удар ниже пояса). Садистский вставной мультфильм о прошлом Водяной Гадюки О-Рен Ишии. Внезапное пробуждение героини Термен из комы (самоцитата Тарантино из "Криминального чтива") и последующее уничтожение подвернувшихся негодяев. Ее битва с японской красавицей-школьницей - садисткой из якудзы, вооруженной тяжелым шипастым шаром на длинной цепи. Битва Черной Мамбы на самурайских мечах с 88 мужиками из якудзы одновременно. Нео и стоклонированный агент Смит - оба отдыхают.
НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА. Девуська, а девуська, а засем вам такая длинная меч? А-а-а-а-а!..
-----
Мировая премьера: 10.10.2003 Российская премьера: 04.12.2003 Казахстанская премьера: 05.12.2003 |