Алена СОЛНЦЕВА, "Время новостей", 24 сентября
Фестиваль "Киношок" закончился. В этот раз он, по общему мнению, прошел весьма удачно: и программа была насыщенной и интересной, и атмосфера - энергичной и дружелюбной, и даже капризная погода не подвела - все дни светило яркое солнце, а море было теплым и ласковым.
Не ухудшилось настроение и после вручения призов. Прогноз "Времени новостей", опубликованный в номере от 21 сентября, сбылся. Перед жюри основного конкурса стояла трудная задача выбрать лучшую среди равно достойных пяти картин. В результате призы достались почти всем претендентам, при том что главный - "за лучший фильм" - предпочли отдать дебютанту, 34-летнему Рустему Абдрашеву из Казахстана за "Остров возрождения". Этот фильм посвящен ушедшему из жизни отцу режиссера, известному казахскому поэту Жараскану Абдрашеву. Рустем Абдрашев начинал как художник-постановщик, потом снимал рекламные клипы. По мнению казахского кинокритика Гульнары Абикеевой, он принадлежит к тому поколению, которое пришло в кинематограф за представителями "казахской новой волны"и предпочло работать в рекламе и телевидении, ориентируясь на "эстетику MTV и глянцевых журналов". "Рекламщики и клипмейкеры, - считает Абикеева, - благополучно вписались в современную экономическую ситуацию, и казалось, что малобюджетное и трудоемкое кино сегодня не для них". Однако перед смертью отец Рустема попросил своего младшего сына, бывшего при нем в последние минуты, передать старшему брату: "Меркантильные дела, зарабатывание денег - все это, конечно, нужно, но жизнь настолько коротка... Пусть Рустем делает то, что после него может остаться. Пусть занимается своим творчеством, кино, несмотря ни на что". И Рустем, выполняя последнюю волю отца, снял фильм о его детстве. В этой поэтической картине, в основном черно-белой, с несколькими цветными вкраплениями, в которых новое ремесло режиссера дает о себе знать, угадана атмосфера послевоенного детства, передана жесткая и скупая на краски природа Приаралья. Но главное, в ней чувствуется непредсказуемая и трудно уловимая энергия дебюта, первой полнометражной картины, в которую хочется вложить все, что знает и чувствует ее создатель.
Второе название фильма - "Девочка из города", что важно, так как его основной темой стала первая любовь, захватившая деревенского подростка и сделавшая из него поэта. В картине звучат не только стихи Жараскана Абдрашева, но и его переводы Пушкина, а также произведения запрещенного в советское время казахского поэта, современника и знакомца Бориса Пастернака - Магжана Жумабаева. Одну из ролей - ленинградской учительницы, отец которой репрессирован, сыграла известная в Казахстане модель Екатерина Шарапова, и надо признаться, такого удивительно поэтического образа давно не удавалось увидеть на экране. Режиссеру удалось с немного наивной и благодаря этому яркой выразительностью передать смятение робкого подростка, мужающего на фоне вполне откровенно представленного взрослого мира, с его грубой чувственностью, прикрытой лицемерием: начальник шантажирует учительницу, предлагая помощь отцу в обмен на секс; отец героя не считает нужным скрывать от него наличие второй жены, покупая молчание сына дорогими подарками; и в то же время за невинное любовное стихотворение школьника вызывают на педсовет и грозят ему отчислением. Вообще картина во многом напоминает фильмы о школе 60-х годов, и ее эстетика тоже оттуда, что немного не соответствует времени действия, развивающегося в конце пятидесятых. Справедливости ради следует заметить, что фильм Абдрашева многие упрекали во вторичности, но, на мой взгляд, удачная прививка стилистики старого европейского кино к повествовательной, эпической традиции среднеазиатского кино, с его чуть отстраненной, статичной пластикой, сама по себе является удачей и достойна награды. Тем более что фильм еще сравнительно новый, появился весной, и на "Киношоке" прошла его международная премьера.
Второй по значению приз, за режиссуру, тоже уехал в Казахстан. Хотя "Охотник" Серика Апрымова снят в основном на французские и японские деньги и уже получил в Локарно приз за продюсерский проект. Задумывался фильм как масштабное эпическое полотно, но денег, времени, сил не хватило, и фильм, несмотря на невероятную красоту отдельных эпизодов, оказался как бы незавершенным, непроясненным. Но и задача у него была сложной - в отличие от "Острова возрождения", где перед режиссером стояла задача интерпретировать произведения современного поэта, "Охотник" посягнул на тюркские легенды, смысл которых не до конца ясен и самим народам, их породившим.
Зато сцена, в которой герои занимаются любовью на спине летящего стрелой коня (обычай, подсмотренный режиссером в китайских гравюрах, изображавших тюрков), вызвала общее и безоговорочное восхищение.
Опосредованно к тюркскому эпосу обращается и киргизский фильм "Сельская управа", отмеченный за лучший сценарий. Автор сценария и режиссер Эрнест Абдыжапаров, рассказывая вполне современную историю о главе сельской управы, вводит в картину тему религиозных поисков. Выбирая между Христом и Аллахом, герой картины склоняется к языческим богам предков, с их помощью намереваясь преодолеть трагикомическую нелепость жизни своего края. Во всяком случае, только сельская знахарка в силах оказать людям конкретную помощь, в то время как и мулла, и проповедник секты Иеговы, и пенсионер-коммунист оказываются для жизни совершенно бесполезны.
Эстонская "Сомнамбула" удостоилась лишь награды за операторскую работу Рейна Котова.
А приз за лучшую мужскую роль разделил между собой дуэт из узбекской комедии "Великан и коротышка" - Абид Асомов и Нодир Сайдалиев. Для обоих это дебют в кино, хотя один - известный эстрадный комик, а второй прежде торговал мороженым, используя в коммерческих целях географическое положение своего кишлака - на границе между Казахстаном и Узбекистаном.
Приз за лучшую женскую роль также достался дебютантке - Дане Агишевой, сыгравшей главную роль в фильме Светланы Проскуриной "Удаленный доступ" - фильме, на который после его участия в Венецианском фестивале отборщики возлагали определенные надежды, но который разочаровал жюри и большую часть фестивальной публики.
Если выбор большого жюри в основном совпал с общим мнением, то решения двух других судейских коллективов оказались менее предсказуемыми. В конкурсе "Кино без пленки" приз достался картине Светланы Басковой "Голова" - радикальному, но очень занудному фильму про бизнесмена, которого учит жить некая отделенная от туловища голова, и под ее влиянием в нем происходят существенные перемены. Эта картина уже победила на фестивале "Дебошир-фильм", который проводит возглавивший жюри этого конкурса Александр Баширов.
Международное жюри, состоящее из представителей международных европейских фестивалей, в основном очень молодых людей, победителем конкурса короткометражных фильмов "Шорт-Шок" признало фильм Серикбола Утепбергенова "Немая прохлада" (тоже из Казахстана, между прочим), снятый, на мой взгляд, интересно и профессионально, но все-таки являющийся в некотором смысле учебной работой: слишком уж по-школярски сочинен его сюжет. Спецпризы жюри присудило фильмам "Рок-музыка" Виктора Алимпиева и Сергея Вишневского и "Беглецы" Орзу Шарипова (Таджикистан). Это выбор западного сознания, сегодня для нас уже более привычного, но все-таки в значительной степени чуждого. Выбраны фильмы, сделанные в определенных усредненных традициях, интернациональные по форме и содержанию, но менее живые, менее задевающие, чем многие из тех, что жюри не оценило, не поняв особенностей контекста.
Жюри продюсеров отдало свой приз картине "Марс" режиссера Анны Меликян. Причины этого решения мне непонятны. Возможно, сыграло роль чисто человеческое желание поддержать двух симпатичных девушек-дебютанток (основным продюсером картины была Сабина Еремеева), а может быть, таким образом они воздали должное усилиям Рубена Дишдишяна, главы студии "Централ Партнершип", рискнувшего помочь им материально.
Приз критики получили Антуан Каттин и Павел Костомаров за два фильма: "Трансформатор" (показанный в "коротком метре") и "Мирную жизнь" ("кино без пленки"). Подробнее об этих картинах вместе с интервью Павла Костомарова читайте в ближайших номерах "Времени новостей".
Безоговорочная победа казахского кино (а также примкнувших к нему киргизских и узбекских картин) еще раз убеждает в том, что на постсоветском пространстве существуют достойные партнеры для творческого сотрудничества. И очень жаль, что ориентируются они сейчас больше на европейские и японские деньги, в то время как российский кинематограф, активно осваивающий коммерческие жанры, оказывается в стороне. "Киношок" неожиданно - многие уже махнули на него рукой, признав в нем лишь резервацию для старшего поколения, с его уже забываемым общим прошлым, - оказался окном в Азию, продемонстрировав новые возможности общего евразийского пространства и заинтересовав темами, идеями и профессиональным уровнем, понять и оценить который в России пока еще есть реальные возможности. |