NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 13.10.2024 16:10 ast
14:10 msk

Президент всея античности
Три часа смотреть на то, как ставший в результате первичной травмы бисексуалом маленький Македонский пытается обрести половую идентичность, перемежая эти поистине нечеловеческие страдания завоеванием мира, просто невыносимо
30.11.2004 / культура и спорт

Игорь КАМИРОВ, Утро.Ру, 29 ноября

Александр (Alexander)
США, 2004
Режиссер: Оливер Стоун
В ролях: Колин Фарелл, Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Энтони Хопкинс

Есть какая-то загадка в том, что практически все известные американские пеплумы становились актерскими легендами, устанавливали рекорды бокс-офисов, но ни один из этих фильмов не удался с точки зрения высокого искусства. Самый дорогой фильм в истории (в абсолютном исчислении на момент съемок) – "Клеопатра" с Элизабет Тейлор и Диком Бартоном – спустя десятилетия смотреть точно так же неинтересно, как и усыпанного оскароносной пылью "Гладиатора", снятого великим Ридли Скоттом совсем недавно, или "Бен Гура", завоевавшего свои непревзойденные двенадцать "Оскаров" в 1960 году. Пожалуй, только "Спартак" Кубрика, да и то по прихоти продюсеров законченный другим режиссером, так что в финале получился совсем другой фильм, можно считать кинематографической удачей.

В остальном речь всегда идет о роскошном коктейле из обнаженных торсов, шлемов, шелковых туник, блестящих на солнце золотых украшений и африканского зоопарка. Все это исчисляется тоннами на сантиметр экрана – таковы законы жанра. Причем надо заметить, что в старушке Европе историческая память сохранилась куда лучше, и мини-пеплумы не только гениев Феллини, Пазолини, Серджио Леоне, но и Тинто Брасса ("Калигула") выглядят вполне шедеврально. Даже польский "Фараон" смотрится хорошо.

Да, свои трудности имеются и тут, любая историческая постановка страдает сюжетными недостатками по вполне понятным причинам. Кто может знать, как там "на самом деле" было у греков или римлян за пару-тройку веков до нашей эры? Слабое представление о костюмах и быте еще можно получить по античным фрескам, рисункам на амфорах, по музейным экспонатам. А как быть с деталями людских взаимоотношений? Приходится придумывать сюжеты, исходя из позитивистской идеи, что есть некие "общечеловеческие ценности", и мотивы поведения людей – это константы. Что, по мнению антропологов и психологов, грубая системная ошибка. Да и простой здравый смысл подсказывает, что люди за тысячи лет очень сильно изменились.

Впрочем, когда за дело берется знаменитый режиссер, выбивая бюджет почти в $170 миллионов, невольно ждешь каких-нибудь кинематографических откровений. Ну что – это жанровое кино, делаем поправку и ждем шедевра. Так было с "Гладиатором", где компьютерные технологии задали (на тот момент) самую высокую планку, превзойденную, впрочем, моментально создателями фэнтезийных экранизаций.

Вот и сейчас: пройти мимо имени Стоуна, да еще зная, что речь в его новом фильме пойдет о самом известном герое античности, по историческому влиянию ни с кем не сравнимому до появления Христа, человеке, о котором в древности были написаны сотни манускриптов, – для рядового зрителя совершенно невозможно.

На это сделан расчет, который, по моему мнению, совершено провалился. Кино у автора "Взвода" и "Прирожденных убийц" получилось не просто плохое, а угнетающе плохое. Три часа смотреть на то, как ставший в результате первичной травмы бисексуалом маленький Алекс пытается обрести половую идентичность, перемежая эти поистине нечеловеческие страдания завоеванием мира, просто невыносимо.

Все началось с того, что одноглазый папаша Филипп Македонский (почему-то очень лохматый Вэл Килмер) хотел изнасиловать маму Олимпию (завораживающую силиконовыми губами Анжелину Джоли) прямо на глазах их бедного ребенка. Ну и пошло-поехало. Проходит час экранного времени. Мальчик растет, любит обоих родителей, несмотря на их взаимную ненависть – дедушка Фрейд плачет в гробу... Обретает коня Буцефала, ставшего впоследствии легендарным соперником варварского боевого слона (лучшая сцена фильма), и своего друга детства Гефестиона.

Всех перечисленных персонажей, по мнению авторов, Александр любил не совсем целомудренно. Но в целом, как говорится, тема секса не раскрыта. Иначе фильму дали бы плохую прокатную категорию, что при таком бюджете немыслимо.

Попутно пубертатным страданиям величайшему завоевателю в истории пришлось убить всех врагов, особливо в знаменитой битве при Гавгамелах (еще одна – она же последняя – классная сцена, куда, вероятно, ухнули половину бюджета), завоевать мир и жениться на Роксане, персидской, так сказать, княжне.

В угоду американской политкорректности, но в противовес исторической правде, а возможно, и в пику современным народам, живущим на территории Вавилонского царства (иранцам, иракцам и прочим мусульманам), жена Александра Великого у Стоуна – негритянка с мощными силиконовыми грудями, по виду напоминающая звезду стирипиз-клуба. А сам герой в исполнении Колина Фарелла больше напоминает "хиппи волосатого" с безумным взором, торчащего на сильных наркотиках, чем легендарного полководца древности.

Об актерской игре в этой картине упоминать не буду, ибо сколь-нибудь внятную игру не демонстрирует даже сэр Энтони Хопкинс, выполняющий роль рассказчика, историка Птолемея, и по этому поводу загримированного чисто под нашего писателя Петра Вайля. Да и что играть-то, если речь идет о 320-м г. до рождества Христова, а на картах греков, по которым водит пальцем великий историк, латиницей (!) написаны современные названия стран.

Короче говоря, перед нами клюква, выросшая до размеров баобаба. Но и Бог бы с ней, кабы не тоскливая, полная драматургических несуразиц и исторических нелепостей полудрама, представляющая Александра Македонского типичным клиентом психоаналитика, страдающим истерическим неврозом и паническими атаками.

Ждать три часа, когда же эта рябящая картинка, правда, снабженная мощным вангелисовским саундтреком, наконец закончится, можно, только подчиняясь служебному долгу. Две 15-минутные сцены сражений несколько смягчают впечатление, но все-таки эта режиссерская уловка – затягивание сюжета для пущего эффекта от драк – так бросается в глаза, что охватывает просто злоба.

Но главное разочарование в том, что настолько беспомощного сюжета, выкрученного из такой истории, не ждешь даже от дебютанта, не то что от прославленного мастера политического триллера. В чем тут дело – объяснений масса.

Самое главное: Александр – первый в истории адепт глобализации, этакий Буш в шлеме на коне. Даже внешне похож. Кинобиограф Никсона и Кеннеди, а также, с некоторых пор, и Фиделя Кастро, Стоун выбрал Македонского вполне сознательно, дабы провести прозрачную аналогию, в чем и преуспел. Ведь великий человек может быть сексуальным извращенцем – и вместе с тем мудрым политиком, искупающим личным мужеством свои чисто психологические слабости. Как тот же, скажем, Клинтон. У всякого властителя есть враги, в конце концов его уничтожающие. Но память о нем и его дело – живут после смерти. И так далее.

Короче говоря, 20 лет снимать кино лишь про американских президентов – как-то мелковато. Надо выходить на обобщения, проводить исторические параллели. А в случае с Александром – простор.

Молодой и агрессивной нации, какой является американцы, как воздух необходимы подобные фильмы. Как некогда русские цари вели родословную от Цезаря, новая заокеанская мифология протягивает нити к античной истории руками своих знаменитых кинодеятелей, этих самых активных создателей современных архетипов.

Жаль только, что при обращении к прошлому, как в нашем случае, делается это крайне неуклюже, с массой несуразиц и, самое главное, путем тупой экстраполяции современной, насквозь прогнившей психологии среднего класса на времена, когда люди чуть ли не в одиночку могли побеждать армии и покорять народы.

Хотя иногда мне кажется, что в случае "Александра" приходится искать глубинные мотивы там, где их нет. Просто Оливер Стоун снял свой худший фильм, хорошо освещающий тот факт, что режиссер он яркий, но посредственный. И лишь сами темы, за которые он берется, вызывают интерес. То есть налицо банальная спекуляция. Впрочем, искусство выбивать деньги на такие бессмысленные, но невероятно дорогие постановки требует особого таланта, в котором Стоуну не откажешь.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент всея античности 30.11.2004
Дело оборотней в обложках 19.11.2004
Мария Шарапова обыграла Серену Уильямс в финале турнира в Лос-Анджелесе 17.11.2004
Временное правительство 16.11.2004
Сама себе автор 11.11.2004
Виктор Пелевин выпустил новую книгу 10.11.2004
Конец атамана? 09.11.2004
Из "Тысячи и одной ночи" исчезли Алладин и Синдбад 07.10.2004
"Горький шоколад" с философской начинкой 07.10.2004
Голливудская деревенщина 01.10.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
13.10.24 Воскресенье
87. АМИРГАЛИЕВ Нариман
87. КРАСНОСЕЛЬСКИЙ Николай
84. БУКЕЙХАНОВ Нурым
69. УРАЗАЛИЕВ Серикказы
66. АТАМКУЛОВ Ерлан
65. САТЫБАЛДИН Азимхан
62. МУСТАФАЕВ Ерлан
61. САГИНТАЕВ Бакытжан
59. ДЖУМАБАЕВ Канат
59. ШАРИПОВ Нурсерик
57. АБДИЛДАБЕКОВ Марат
57. ЖУМАГУЛОВ Жаркын
56. ТАЖИБАЕВ Асхат
55. АБУЛГАЗИН Данияр
52. САГЫН Бекбол
...>>>
14.10.24 Понедельник
83. БАЛАБЕКОВ Оразалы
82. АМАНЖОЛОВ Майдан
78. ЖУЛАНОВА Людмила
77. КАРАБАЛИН Узакбай
76. МАМАШЕВ Талгат
76. ЦХАЙ Юрий
75. АЙЖАРИКОВ Турикпенбай
75. ЛЕВИТИН Вячеслав
72. НУРМАГАНБЕТОВ Акылбай
72. ШУМКИН Александр
71. МИНЕНКОВ Сергей
65. МАРДАНОВ Унгарсын
62. БАДАЛИЕВ Манон
61. СЕРИКБАЕВ Бауржан
60. ТАШКЕНБАЕВА Сауле
...>>>
15.10.24 Вторник
93. ДЮСЕМБИН Хабдрахман
90. БИБАТЫРОВА Гайникен
86. КАМАЛОВ Наиф
77. ИСАХОВ Орынбасар
77. НУРГАЛИЕВА Енлик
69. САЙЛЫБАЕВ Бахытжан
68. УМИРЗАКОВ Серикбай
67. КУЛМАНОВ Амангельды
66. РЫСБЕКОВ Мырзабек
65. МЕЛЬДЕШОВ Бахыт
64. АЙДАРБЕКОВА Кулия
63. МУХАМЕДИЯРОВ Марат
61. ТАКАМБАЕВ Муратбек
60. БАЗАРБАЕВ Канат
60. КАРИМОВ Валихан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz