Катя ТАРХАНОВА, "МК", 1 марта
Слезоточивая "Малышка на миллион долларов" Клинта Иствуда выиграла большинство главных номинаций, высокохудожественный "Авиатор" Мартина Скорсезе академики откровенно опустили.
После курьезов на "Эмми" и "Грэмми" с обнажавшимися грудями и злословием в адрес Буша "Оскар" сделал жесткую ставку на гламур и политкорректность. Ради этого телетрансляция даже шла с семисекундным опозданием. Но любые неприличия были купированы заранее. Шутки ведущего Криса Рока в адрес того же Буша мешались с немедленными здравицами в адрес простых американских солдат, защищающих родину на всех пяти континентах. Складывалось впечатление, что из миллиарда смотрящих церемонию 100% - в военной форме. Сенсацию от Робина Уильямса, собиравшегося под музыку пройтись по "наболевшим вопросам" (сексуальная ориентация, пластические операции), цензура не порекомендовала, и он вышел на сцену буквально с кляпом во рту. Все равно хорошо острил, но это - единственное, что за 4,5 часа было действительно не скучно.
Cначала "Оскар" еще шел за здравие - "Авиатор", номинированный одиннадцатикратно, побеждал во всех второстепенных категориях. А если учесть, что за 35 лет карьеры классик Скорсезе ("Таксист", "Бешеный бык", "Последнее искушение Христа") не получил ни одного режиссерского "Оскара" и ни одной статуэтки за "лучший фильм", справедливость просто обязана была восторжествовать. Тем более что "Авиатор" - редкий случай для Голливуда, когда блокбастер с бюджетом в 100 миллионов оказался не стрелялкой-догонялкой, а вполне осмысленным кино. Это вовсе не биография чокнутого миллиардера Говарда Хьюза, но новая американская "повесть о настоящем человеке". Увы, когда церемония подобралась, грубо говоря, к "первачам", она резко сменила курс. Ни фильм, ни Скорсезе, ни наконец повзрослевшего Лео Ди Каприо больше к статуэткам не допустили, и это не случайно. "Авиатор" - гимн именно времени, а академики - люди немолодые, притом что в Голливуде - культ молодости, часов не наблюдающей.
Главные номинанты этого года ("Авиатор", "Рэй", "Волшебная страна", "Малышка на миллион долларов", "На обочине") - самые непопулярные в массах за последние 20 "оскаровских" лет. Прошлогоднего торжества шоу-бизнеса с "Властелином колец" не предполагалось заранее. Один из награжденных за лучшие спецэффекты ("Человек-паук-2") прямо сказал со сцены: "Слава богу, что у "Властелина колец" нет четвертой серии". И вместо шоу-бизнеса академическим фаворитом стала так называемая актуальная социально-политическая проблематика. Расовые проблемы, феминизация, мода на эвтаназию. Оба приза за мужские роли (первого и второго плана) получили афроамериканцы, Джейми Фокс и Морган Фримен, и вряд ли Фокса вознесли за то, что в "Рэе" он виртуозен. Ди Каприо и Джонни Депп ("Волшебная страна") не менее виртуозны, только они не афроамериканцы. И что-то слишком много шума было в этот раз вокруг латиносов. Сельма Хайек таяла от счастья, объявляя, что "впервые на "Оскар" за музыку выдвинута испаноязычная песня" ("Дневник мотоциклиста"), которая и победила. Нормально спевший ее Бандерас тоже слишком уж бурно реагировал на победу испанского фильма "Внутреннее море" в категории "Лучший неанглоязычный фильм". Видимо, после "негритянизации" Америке предстоит следующий этап расплаты за расизм - ее полная "латинизация".
Женственная Кейт Уинслет из любовного "Вечного сияния чистого разума" проиграла мужеподобной Хилари Суонк ("Малышка на миллион долларов"). Суонк бьет рекорды - к своим тридцати взяла уже вторую статуэтку за главную роль. В жизни она давно и благополучно замужем за актером Чедом Лоу, но "Оскаров" у него нет, и кто тут глава семьи - очевидно. Добавьте, что в юности Хилари была чемпионкой по плаванию, в своем первом победном фильме, "Парни не плачут", (2000) играла девушку, чувствующую себя парнем, а на сей раз изображает профессионала не где-нибудь, а в женском боксе. На ее примере Америка четко делает выбор, кого нынче считать "слабым полом" (в прошлый раз победила Шарлиз Терон, сыгравшая убийцу-лесбиянку). А эвтаназия, насчет которой выбирать только предстоит, - как раз лучший повод поохать, повсхлипывать, почесать языки. Повода достаточно, чтобы социально встроенный Клинт Иствуд повторил с "Малышкой…" успех 12-летней давности ("Непрощенный" тоже был лучшим фильмом с лучшей режиссурой). Акулы кинобизнеса заранее сулили "Малышке…" выигрыш только за то, что на ней "взрослые мужики рыдают", а "Клинт близко дружен с большинством академиков".
Отвлечься от конъюнктурных разборок позволило на церемонии только вечное "модное дефиле". По одежке нынешний год явно может стать рекордным - правда, в смысле парада безвкусицы. Две самые красивые девушки, Сельма Хайек в платье от Прада с кошмарной аппликацией и Пенелопа Крус в желтом безумии от Оскара де ла Рента, словно соревновались, как лучше себя изуродовать. Желтые Лора Линни, Кейт Бланшетт и Зена Бриски их легко догоняли. Единственным модником без страха и упрека можно признать Джонни Деппа. Надев на редкость дурацкий ретросмокинг с белым пластроном и клоунские штиблеты, он посмеялся и над собой, и над всей церемонией. Чего она, безусловно, заслужила. |