Алена ТЕЛЕМБАЕВА, "Мегаполис", 6 марта
Помнится, автор культового в 70-е годы прошлого века "антиалкогольного" романа "Москва – Петушки" пророчески предупреждал: "Жизнь дается только один раз и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах". У героя романа Батыра Арзимбетова "Абсолютный кайф" (Изд-во "Жазушы", 2006) тоже есть свой неизменный маршрут "Алма-Ата – Чимкент", как назывался он в те времена, и свои проверенные рецепты для кратковременного выпадения из реальности. А она, эта реальность, была в пору описываемых событий порой фантасмагоричнее любых наркотических видений, посещающих главного персонажа Камбара. Пресловутая "эпоха перемен", еще не совсем позабытые 90-е годы ушедшего столетия. Общество, врасплох застигнутое процессом, который ученые мужи назовут коренной ломкой казавшихся незыблемыми экономических, социальных и нравственных устоев. Назвать-то назовут, а за какую соломинку ухватиться в этих новых условиях, подсказать не удосужатся, уповая на универсальный способ выживания, при котором спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
На протяжении этой, в общем-то незатейливой житейской мудрости главным героем и строится Б. Арзимбетовым основная фабула романа. Разумеется, Камбару она дается не враз. После недолгого периода достижения абсолютной истины через "абсолютный кайф" молодой человек задается вопросом: "А стоит ли нам, людям, хвататься за чужой "косяк"?" и от бесплодных раздумий переходит к бурной деятельности. А время, напомним, прямо-таки вынуждает проявлять чедеса предприимчивости и частенько с криминальным оттенком. Чего стоят эпизоды с участием группировки "сайгаков", иллюстрирующие передел собственности на Чимкентском шинном заводе в родном городе, куда Камбар возвращается после института и где ему предлагают первый бизнес-проект: "…можно шины в Актюбинске на скотину менять. Бартер – это выгодно. Шины ворованные, по-дешевке сделаем на них документы и по рыночной цене толкнем. Скотина здесь тоже разойдется без проблем".
Желающие почерпнуть кое-что из опыта приобретения первоначального капитала на заре рыночных отношений наверняка не без интереса прочтут страницы с описанием многоходовой череды бартерных сделок, кабинетных марафонов для получения кредитов под мифические сделки и сопровождающие эти стартовые финансовые забеги детальные подробности "откатов" и "крыш". Тем более, что легкая ироническая тональность, присущая автору, участнику происходящих событий, делает повествование отнюдь не утомительным. Надо признать, что интонации иронии и самоиронии – удачный не только стилистический, но и сюжетный ход автора. Во-первых, позволяет не впадать в оценочные крайности, малюя своих персонажей то белой, что черной краской, а во-вторых, не впадая в патетику, подмечать характерные подробности и делать умозаключения, шутливые лишь на первый взгляд. В один из очередных приездов Камбара в Алма-Ату за обещанной другом "обналичкой", чтобы скрасить ее тягостное недельное ожидание, молодые коммерсанты предпринимают гусарские попытки обратить на себя внимание прекрасного пола. "На проституток у них просто не было денег. Суточные, выдаваемые Бауржаном, как-то не предусматривали подобной статьи расходов. К тому же, надо добавить, что в ту пору проститутки в Алма-Ате стоили недешево. Видимо, тогда еще моральные устои в обществе были довольно крепки, в связи с чем испорченные женщины требовали за свое нравственное падение дорогую плату". Нынче рыночные отношения утвердились и в этой сфере – достаточно взять любую рекламную газету с полосой объявлений, чтобы убедиться в достижении равновесия между ценой и спросом на "жриц любви". Кстати, о любви – какой же роман обходится без этого светлого, возвышенного чувства. Настигает оно и Камбара в образе очаровательной девушки Гульжан. Но и здесь не все так просто: несмотря на обоюдные симпатии, молодые люди не соединяют свои судьбы. Сам герой избегает объяснять все противоречивые и сложные моменты такой дружбы-вражды, оставляя за читателем право додумывать ее психологическую подоплеку. Хотя именно ради обладания этим любовным трофеем Камбар пускается в сомнительные предприятия и рискованные аферы, итогом которых становится неутешительное прозрение: "Вложивший в женщину всю душу часто оказывается обманутым вкладчиком".
Миллионные барыши, "отбитые" новоявленным бизнесменом, тоже пошли прахом – их слизала гиперинфляция. Все, что удалось выручить с прибыли, несколько ящиков водки. По злой иронии напиток носил философское название "Абсолют". Но, как говорится, нет худа без добра. Герой Б. Арзимбетова, оказавшийся банкротом в материальном смысле, в моральном стал богаче на одну абсолютную истину – чтобы выплыть в океане жизни, недостаточно уметь только загребать. |