Оксана БОНДАРЕНКО, "Вечерний Алматы", 6 декабря
Любовь к балету
Два старших брата Рамазана в 1954 году окончили Алма-Атинское хореографическое училище. Родители по этому случаю устроили праздник. Среди гостей был и Александр Васильевич Селезнев, основатель и директор хореографического училища, которое теперь носит его имя. Рамазану было семь лет, он бегал, играя с другими детьми. Селезнев заметил его и сказал: "Когда исполнится девять лет, приходи в училище". Мальчик этого не забыл. Через два года он сел в автобус и без билета через весь город отправился к Селезневу. Александра Васильевича встретил на лестнице – он куда-то торопился. Рамазан успел обхватить его за ногу и закричал: "Вы обещали, я хочу в балет!" "Раз обещал, пойдем, посмотрим", – сказал Селезнев. В это время шел набор группы в хореографическое училище города Москвы. Рамазан уехал. Учился там у лучших педагогов - Александра Руденко и Петра Гусева. Жил в интернате. В 1966 году с отличием окончил училище и сразу поехал на конкурс в Варну вместе с Михаилом Барышниковым, который занял тогда первое место, а Рамазан – второе. Домой Рамазан вернулся с дипломом, подписанным Галиной Улановой.
Самая красивая
– Рамазан Саликович, расскажите, как вы в первый раз увидели Людмилу Георгиевну. (Жена Рамазана Бапова Людмила Рудакова – заслуженная артистка РК, педагог-репетитор ГАТОБ им. Абая. – Прим. авт.)
Р.С.: Это было уже в Алма-Ате. Она вошла в зал. "Это самая красивая девушка в театре, – подумал я. – Наверное, у нее полно ухажеров, у меня шансов нет. Она солистка, прима, а мне уже около года партий не дают".
Я должен был заниматься индивидуально, чтобы не потерять форму, и так случилось, что Людмила стала приходить в класс на репетиции в то же время, что и я.
Л.Г.: У нас в театре был очень хороший режиссер Байгали Досымжанов, он переживал, что Рамазан не танцует серьезные партии, выступая в основном на правительственных концертах и только с па-де-де из "Дон Кихота". Досымжанов подошел ко мне и говорит: "Людмила Георгиевна, давайте будем с мальчиком работать". Я сопротивлялась: "У меня свои партнеры, я не дама для тренировок". Но он меня уговорил. Я стала его основным репетитором. Мы вместе исполняли "Лебединое озеро". С этим спектаклем связана особая история. В Алма-Ату на семинар приехали 40 хореографов. Из них человек 10 знали меня с детства. И среди них мой педагог – главный балетмейстер Бакинского театра Тамара Алмаз-заде. "Лебединое озеро" должна была танцевать другая пара, но они отказались, и Рамазану пришлось за 10 дней выучить партию. Я волновалась ужасно, а он такой спокойный… В день выступления после репетиции у нас оставалось два часа до спектакля, и я пригласила Рамазана пообедать у меня, поскольку жила рядом с театром. Помню, нажарила ему печенки, он поел, и вдруг вижу – заснул. Я так удивилась. Скоро нас будут смотреть лучшие хореографы страны, а он спокойно спит. Но как танцевал потом! Как будто всю жизнь "Лебединое озеро" исполнял. Рамазан обладал необыкновенным артистизмом. Это шло откуда-то изнутри. Технике можно научить, а внутреннему артистизму – нет, он от природы.
Тогда все педагоги заметили, что Рамазан очень аккуратно со мной работал. На пол ставил меня, как хрустальную вазу. После этого мы много с ним танцевали разные спектакли, он начал за мной ухаживать. Я сначала не принимала это всерьез, ведь Рамазан моложе меня, а потом решила: мне уже 30 лет, дальше будет поздно рожать. Так у нас Юлечка появилась. На следующий год будет сорок лет, как мы поженились.
Что дальше?
– Рамазан Саликович, у вас в Астане был разговор с министром культуры по поводу вашей дальнейшей деятельности. Что вы решили?
Р.С.: Я приехал сюда по приглашению президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. Сейчас должен решиться вопрос о квартире. С работой проблем нет.
Хочется остаться на Родине, помочь театру, я думаю, у меня достаточно опыта. Посмотрел на молодых артистов, все такие разные, талантливые.
У меня большие планы: организовать фестиваль, обменные гастроли солистов. Я знаю, этого хотят и молодые артисты балета. Им подобное общение необходимо для повышения мастерства.
– Как вас встретила столица?
Р.С.: В Астане мне устроили великолепный праздник с концертом. Я был так тронут, что, когда настало время для ответного слова, сказать ничего не мог – ком в горле встал, слезы на глаза навернулись. Все поняли, что я переживал в эти минуты.
Л.Г.: Показали документальный фильм о нем. Там есть отрывки, где мы с ним танцуем. Зал стоя аплодировал.
– А где сейчас ваша дочь?
Л.Г.: Дочка в совершенстве знает несколько языков, в том числе и английский, но Америка ей не понравилась. Сейчас она живет в Турции, работает в Стамбульском театре оперы и балета концертмейстером.
Р.С.: Я звал ее в Америку, а она отвечала: "Папа, когда мне будет столько лет, сколько тебе, когда я наиграюсь, как ты натанцевался, тогда посмотрим".
Сейчас она занята, дает концерты по радио, на телевидении. В Стамбуле проводятся ежегодные международные фестивали. Приезжают певцы из Франции, Италии. Юля там востребована, и ей это очень нравится. Она счастлива. А я счастлив за нее. Музыкальный талант она проявляла с детства. Рано начала играть наизусть сложные вещи. У нее великолепная память.
***
В Алматы в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая состоялся юбилейный вечер народного артиста СССР, лауреата Государственной премии Республики Казахстан Рамазана Бапова.
На концерте отрывки из произведений "Дон Кихот", "Жизель", "Бахчисарайский фонтан" и других, которые раньше танцевал Бапов, исполняли солисты театра. Поздравить юбиляра пришли и представители других танцевальных школ: Акмарал Кайназарова, артисты современного балета "Самрук". Со сцены звучал великолепный голос народного артиста РК Султана Байсултанова.
Заурбек Райбаев, балетмейстер, народный артист КазССР, сказал: "Другой такой фигуры в истории казахстанского балета не было. Мы гордимся им".
Дюсембек Накипов от имени Союза хореографов Казахстана вручил юбиляру медаль "Рыцарь танца". |