"КоммерсантЪ", 21 января
В кинопрокат вышел "Самый лучший фильм" - так без ложной скромности продюсеры телеканала ТНТ оценили результат своего опыта по внедрению стилистики Comedy Club в кинематограф. В список лучших фильмов всех времен и народов "Самый лучший фильм" явно не войдет, но на текущий момент отечественного кинопроцесса - и на вкус ЛИДИИ МАСЛОВОЙ - хвастливое название себя вполне оправдывает.
Первоначально фильм, снятый по идее одного из создателей Comedy Club Артака Гаспаряна и одного из его резидентов Гарика Харламова, назывался "Очень русское кино" и не скрывал тем самым, что построен по принципу американского "Очень страшного кино", демонстрирующего, каким представляется серьезный голливудский кинематограф на взгляд укуренного негра, не отягощенного умственной деятельностью и моральными принципами. Российская специфика тут заключается прежде всего в том, что у нас маловато материала, который бы можно было порубить в эту пародийную окрошку: не хватает современных фильмов, которые оставили бы в сознании массового зрителя глубокий отпечаток и вызвали бы мгновенное узнавание каких-то персонажей, эпизодов и крылатых фраз, так что в дело пошли не только полноценные кинопроизведения, но и сериалы.
Зато с укуренностью в "Самом лучшем фильме" все нормально: его непринужденная, ненатужная атмосфера сразу настраивает тебя на готовность смеяться каждому слову, пусть даже и самому тупому. В сущности, смешно становится уже на титрах, где в логотипе кинокомпании использован сперматозоид, замурованный в яйцеклетке. Не сбавляя оборотов и не откладывая в долгий ящик, создатели картины целиком заполняют первый же кадр той частью тела исполнителя главной роли Гарика Харламова, которую в данном контексте неуместно называть эвфемизмами, учитывая, что одна из сверхзадач "СЛФ" - сокращение лицемерной дистанции между тем, как люди говорят в жизни, и тем, как они разговаривают в нашем современном кинематографе, где жопа есть, а слова такого нет. Натянув на нее штаны, герой Гарика Харламова встревоженно всматривается в зрительный зал и говорит другу (звезда скетчкома "Наша Russia" Михаил Галустян): "У меня в унитазе какие-то люди". "Да ты, по ходу, в кинотеатр насрал", - отвечает тот, и это можно рассматривать не только как абсурдистскую шутку, но и как концептуальную метафору: посетитель кинотеатра довольно часто не замечает, что на самом деле сидит со своим попкорном в унитазе для режиссеров, о которых опять-таки культурней не выразишься: ну не пудрят они мозг зрителю, а именно засирают.
Впрочем, главных мастеров этого дела остряки из Comedy Club пока как раз не тронули, пройдясь с ножницами по довольно безобидному жанровому материалу, который иногда и сам-то по себе содержит внутри зерно самоиронии и его достаточно лишь слегка полить: например, "Дозоры", со всеми этими пролетами автомобилей друг сквозь друга (в "СЛФ" этот трюк доведен до абсурда с некоторой, пожалуй, даже излишней старательностью) или гонками по фасаду гостиницы "Космос" (в пародии эта идея развивается все в том же сюрреалистическом направлении, и на "Космосе" установлены светофоры и оборудованы пешеходные переходы со старушками). Также довольно любопытно, когда команда "Ночного дозора" под руководством очкастого Антона Городецкого с криком "Всем выйти из судорога!" наезжает на сидящих у ночного костра каэспэшников, припевающих про свое "солнышко лесное".
Сюжетно все эти шутки скреплены жизнеописанием главного героя, который, от души дунув на собственной свадьбе, вырубается и попадает в "Чистилище", где встречает пожилого джентльмена в белом костюме (Армен Джигарханян), заставляющего его вспомнить всю свою жизнь. Флешбэк из детства героя, когда папа на восьмилетие подарил мальчику коньяк и научил играть в "русский хоккей", по правилам которого полагается выпивать всякий раз, как Фетисов забивает, ни о каком фильме лично мне не напоминает, но и так веселит. Далее следует служба в печально знаменитой десятой роте, потом, в 1990-е, ограбление целого вещевого рынка с помощью одного газового баллончика под музыку из "Бумера" и, наконец, преступление века: герой на руках выносит из Мавзолея чье-то бездыханное тело, после чего попадает в лапы главного следователя "по делам, пахнущим идиотизмом". Еще один удачный момент, где пародия наиболее конгениальна тщательно изученному и любовно воссозданному оригиналу, - это знаменитый проезд на черных джипах из "Бригады", только теперь во главе кортежа едет гибрид "Оки" и "бумера".
Безусловно удался еще одному резиденту Comedy Club Павлу Воле собирательный образ поп-звезды Тимы Милана, который пытается похитить у героя невесту. Возможно, кто-то из прототипов злодея несколько обидится, когда авторы "СЛФ" разоблачат истинный моральный и физический облик знаменитого певца. Однако его необычные (или, как раз, очень даже обычные для отрицательных киногероев) наклонности позволяют устроить в финале поединок добра со злом, где в качестве основного оружия используются гигантские резиновые "писи", как деликатно выразился в своем интервью Павел Воля. Но хочется надеяться, что эта "пися" - временная уступка общественному мнению и в сиквеле "Самого лучшего фильма", сценарий которого уже почти готов, все самые страшные вещи будут названы своими именами со всей бескомпромиссностью.
-----
На экраны выходит Самый лучший фильм Александр ДАНИЛЬЦЕВ, Утро.Ру, 17 января
Что получится, если смешать "9 роту", "Ночной" и "Дневной дозоры", "Бригаду", "Бой с тенью", приправить это звездами Comedy Club и "Наша Russia", добавить по вкусу море спецэффектов и, наконец, Армена Джигарханяна? Конечно же, "Самый лучший фильм", пресс-показ которого состоялся в минувшую среду в киноцентре "Октябрь". Этой картиной открылась новая веха в истории отечественного кинопроката, так как, по большому счету, это первый фильм-пародия на территории бывшего СССР.
Идея создания такого продукта витала давно, благо тьма западных аналогов с регулярным успехом снимала кассу в российских кинотеатрах. Это и "Очень страшное кино", и "Горячие головы", и "Шестой элемент". Перечислять можно до бесконечности, но главной идеей всех этих фильмов было то, что они пародировали самые полюбившиеся зрителям ленты, которыми, до недавнего времени, наш кинопром был достаточно беден. Но последние годы в корне изменили ситуацию, и на экраны один за другим выходили настоящие хиты. Наконец, дело дошло и до пародии. Как говорят американские продюсеры, пародии возникают только тогда, когда в киноиндустрии все хорошо, а значит, можно с уверенностью констатировать, что российское кино вышло на мировой уровень.
Вторым условием создания такого фильма является наличие узнаваемых комедийных актеров, которых, как ни прискорбно, в нашей стране можно пересчитать по пальцам, но с появлением Comedy Club и этот вопрос успешно решился, а потому выбор резидентов этой культовой передачи на главные роли вполне оправдан. Сюжет очень прост: человек попадает в чистилище и должен найти в своей биографии добрые дела, чтобы вновь вернуться на землю.
Но, если рассматривать подробнее, то все гораздо интереснее. Главный герой, Вадик, в исполнении Гарика Харламова, с собственной свадьбы попадает на тот свет, курнув перед этим "травки". Естественно, как и любой молодой человек, он не согласен с таким положением вещей, и пытается всеми способами доказать, что он имеет право вернуться на землю. Его оппонент, местный святой, или, как его преподносят по началу, Бог, которого блестяще сыграл Армен Джигарханян, указывает Вадику на все его грехи, коих оказывается очень и очень много, ведь с самого рождения он только пакостил и вредил. Первая пакость – помочился на отца в роддоме. Дальше – больше. На свое восьмилетие, напившись с папочкой, он устроил настоящий дебош, за что был наказан кулаком. Повзрослев, Вадик попадает в армию, где бравый командир части (Дмитрий Нагиев) отправляет его, Лютого и Воробья (да-да, фильм не обошел стороной и "Пиратов Карибского моря") в легендарную 10-ю роту, которой управляет бравый Хохол. По возвращении со службы, перед героем встает вопрос, как жить дальше. Ответ появляется сразу: учиться! В институте он знакомится с двумя такими же раздолбаями Длинным и Полкило, которого отлично сыграл Миша Галустян.
Отодвинув учебу на задний план, они с упоением скатываются в бандитский мир. После ограбления оружейного магазина им в руки попадает газовый баллончик, который полностью парализует человека. Решение? Ограбить рынок. Весь. Операция с треском проваливается, и Вадик оказывается в милиции, где "старший следователь по особо идиотским делам" в исполнении Бориса Моисеева коварно выбивает из него признание самым грязным способом. Отсидев в тюрьме, Вадик выходит авторитетом и начинает играть по-крупному. Разборки, стрелки, братва – все, как у настоящих людей. Главный шик – некое подобие "бумера" и четыре джипа, которыми, при ближайшем рассмотрении, оказываются автомобили "Ока". Кстати, в тюнинговом варианте это чудо завода КамАЗ выглядит очень даже солидно. Вволю порезвившись, ребята отправляются отдохнуть на курорт, где Вадик знакомится с Настей (Елена Великанова). Это – любовь! Он начинает ухаживать за ней, и, наконец, наступает пора знакомиться с родителями.
Все бы было хорошо, но отцом Насти оказывается банкир, которого Вадик с товарищами сильно прессовали в былые времена. Дело принимает печальный оборот, но, как во всех сказках, не было бы счастья, да несчастье помогло. Расстроенная Настя в парке встречает своего кумира Тиму Милана, которого сыграл Павел Воля. Сходство с реальным персонажем было настолько сильным, что поначалу все в зале решили, что на экране настоящий Билан, но крупные планы расставили все по местам. Охмурив девушку, Милан заманивает ее в свой особняк, где почти заставляет сняться в настоящем немецком порно. Однако затея проваливается, так как в самый кульминационный момент появляется Вадик и выручает свою любовь. Кстати, вся сцена очень качественно пародирует "Матрицу", а некоторые спецэффекты даже превосходят исходник. Естественно, любовь достигает своего апогея - свадьбы…
На самом деле, все, что приведено выше - достаточно малая часть этого зажигательного фильма. Его стоит посмотреть хотя бы потому, что в отличие от западных аналогов наша пародия во многом превосходит свои источники. Многие сцены проработаны досконально, полностью восстановлен антураж и спецэффекты. Если на западе считают, что для пародии достаточно лишь некоторого внешнего сходства, то наши авторы с этим не согласны. Производственный бюджет составил около $5 млн, что для картины такого содержания довольно-таки прилично. Очень много компьютерной графики и спецэффектов. По их количеству оба "Дозора" проигрывают вчистую, причем, вместе взятые!
Недостатки в режиссуре фильма заметны невооруженным глазом, но это компенсируется великолепным актерским составом и огромным количеством шуток и просто смешных моментов. Абсолютно точно можно сказать, что многие фразы разойдутся на цитаты. |