Оксана Бондаренко, "Вечерний Алматы", 14 февраля
Понятно, что грядут большие перемены, которые руководство "Казахфильма" и не отрицает. Хочется знать, что же всетаки ждет отечественную "фабрику грез"? На этот вопрос согласился ответить Сламбек ТАУЕКЕЛ
– Перемены уже начались, – сообщил вице-президент. – На "Казахфильме" идет государственная аудиторская проверка. Ее задача – выяснить, почему после акционирования, которое осуществилось два года назад, в работе киностудии не произошло никаких изменений. Государство акционировало предприятие, тем самым выпустив его в свободное плавание, значит, надо выяснить конкурентоспособность наших фильмов на мировом рынке. В моем ведении как раз находятся и творческая работа, и внешнеэкономические связи, куда входят часть дистрибьюторства, прокат, коммерческие поступления и т. д.
Раньше киностудия свою работу над картиной заканчивала получением акта о сдаче фильма. Дальше им занимался государственный прокат и доходы получал он, то есть государство. Сейчас все по-другому. Запуская в производство сценарий, мы должны рассматривать его с позиций конкурентоспособности, но при этом не в ущерб художественному уровню. К сожалению, многие популярные фильмы, имеющие большой прокатный ресурс, страдают как разтаки от его отсутствия.
Многие укоряют нас в том, что присутствие расходов на кинопроизводство в бюджете республики – нонсенс. Это на самом деле так. Но при 15 миллионах населения примерно лишь один миллион можно отнести к потенциальным зрителям. При такой ситуации обойтись без бюджетного финансирования просто невозможно. Надо искать выход. Стоит подумать об общем прокатном пространстве хотя бы на территории Центральной Азии – это уже около 60 миллионов населения. Надо искать пути вхождения в другие рынки, учитывая интерес предполагаемой аудитории. При том, что мы выпускаем всего пять-шесть фильмов в год, это сложная задача. Кроме того, вся наша структура будет заниматься не только производством новых, но и возвращением к жизни старых кинофильмов, вторичной подготовкой их к продаже (прокат, домашнее видео, демонстрации по телевидению и т. д.).
Печально, что в этом году нам сократили бюджет и на игровые картины, и на документальные, и на анимационные. Но была и приятная неожиданность. Состоялось заседание коллегии Министерства культуры и информации. Министр сообщил, что одной из приоритетных задач в области культуры является создание суперсовременной материальнотехнической базы кинопроизводства.
– Каков план запуска фильмов на этот год – художественных, документальных, анимационных? Сколько картин будет дублировано?
– В советские времена был точный план, и по нему рассчитывали финансирование. Сейчас этого нет. Нам дают деньги, а мы распределяем, на что их потратить. Конечно, министерство контролирует тематическую направленность и количество игровых фильмов. В среднем выпускаем пять-шесть игровых и, к сожалению, всего столько же документальных, тричетыре анимационных. Вопрос дубляжа имеет некоторую особенность. Сегодня из иностранных дублируются только те картины, на которые получены права проката на территории республики. Киностудия не занимается вопросом проката фильмов других киностудий, это дело дистрибьюторов.
Пока от них заказа на дубляж картин нет. Но мы просим средства на дублирование отечественных фильмов прошлых лет. Оказалось, что среди них есть такие, которые не были переведены на казахский язык. Картина, выпускаемая на DVD, должна быть на двух языках – русском и казахском. В этом году выйдет около 15–20 картин прошлых лет. Теперь новые ленты сразу будут сдаваться на двух языках.
– В нашей республике существует проблема создания фильмов об экологии, природе, животном мире Казахстана. Чем ее можно объяснить, только ли отсутствием финансов или есть и другие причины?
– Проблемы кино прежде всего связаны с финансами, но не только. Режиссеров, операторов и других специалистов у нас в избытке, однако таких, которые могут днями, а иногда и неделями сидеть в кустах и ждать, пока какой-нибудь серпоклюв клюнет бабочку, нет. Это мог делать Вячеслав Белялов – профессионал мирового класса, снимающий фильмы о природе. Есть энтузиаст – Алтай Жаткамбаев, ученый-орнитолог, но он не кинемато-графист, мы с ним еще не имели контакта. Вопросы экологии обязательно будут подниматься в документальном кино.
– Как обстоят дела с кадрами – творческими, техническими?
– Это одна из самых серьезных проблем. Мы сейчас планируем провести семинарсовещание "Казахское кино. Проблемы и пути решения". Предполагается на нем и обсуждение вопроса подготовки и переподготовки кинематографических кадров. Были тяжелые времена, когда мало снималось картин, тогда многие работники среднего звена, обеспечивающие киносъемочный процесс, ушли в другие отрасли. Поэтому у нас большая нехватка вторых режиссеров и ассистентов режиссеров, организаторов производства: директоров групп, заместителей директоров групп. Специалистов для нас готовит академия искусств имени Жургенова и технико-экономическая академия кино и телевидения, но они к нам приходят в малом количестве. Из-за низкой оплаты труда, они находят работу в других местах – на телевизионных каналах, в рекламных компаниях и так далее. Одна из наших задач – сделать так, чтобы работники кино могли безбедно существовать от фильма до фильма, учитывая, что картины им удается снимать не каждый год. Это касается всех профессий в кино. Ищем способы заработать. Один из них – оказание услуг другим киностудиям. Окрестности Алматы очень удобны для киносъемок. Здесь есть реки, горы, равнины, море (Капчагай), леса, пески – все ландшафты мира и все сезоны года.
Что касается подготовки кадров, то тут экономить не следует. Непрофессионализм все равно приводит к потере средств, так лучше их направить на подготовку специалистов.
В проекте закона о кино, внесенном на рассмотрение мажилиса парламента РК, есть пункт об образовательной деятельности, включая подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
– Многие вопросы будут решены с принятием закона о кино. Когда же он вступит в силу?
– Министерство культуры и информации, Союз кинемато-графистов, киностудия, кинотеатры, независимые продюсерские центры, все ждут этого закона. Мы сами принимали участие в составлении его проекта. В нем есть пункты, которые помогут нам в решении многих проблем, таких, например, как: условия и порядок государственного финансирования кинематографии, защита авторских и смежных прав на фильм, определение возрастной классификации фильмов и возрастных ограничений зрительской аудитории, государственное финансирование дублирования (озвучивание) фильмов на государственный язык и другие.
– Многие зрители задают вопрос, почему в кинотеатрах не идут отечественные фильмы, а показывают в основном голливудские.
– Причин тут много, и это отдельная тема для разговора. Проще всего обвинить хозяев частных кинотеатров – они утверждают, что на наши фильмы не ходят.
Вкус зрителя необходимо воспитывать. Надо по-новому подойти к производству картин, учитывая грамотный менеджмент, правильно выстроенную рекламную кампанию, а сами фильмы должны быть на высоком художественном уровне.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Сламбек Тлеугабылулы Тауекел родился в 1948 году. Окончил экономический факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). С 1973 по 1991 год прошел путь от директора творческого объединения до директора киностудии "Казахфильм" с совмещением обязанностей заместителя председателя Госкино республики. Как режиссер снял около 10 документальных и три художественных фильма.
МЕЖДУ ТЕМ
В структуре прибыли от проката кинотеатры, а их в республике всего 58, могут приносить только 1/5 часть дохода. Основные поступления приносят выпуск фильмов DVD для домашнего видео, предоставление телекомпаниям права демонстрации на телеэкранах и продажа кабельному телевидению.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
– Киностудию переносить не будут – территория "Казахфильма" вполне достаточная – 17 гектаров. Ее и нужно осваивать, создавая дополнительные производственнотехнические мощности. |