Анна ШАПОВАЛОВА, "Комсомольская правда Казахстан", 30 апреля
Для "затравки" руководитель клуба Нурлан Еримбетов прочитал свою небольшую заметку, наполненную тоской по утраченному советскому театру, кухонным посиделкам, студенческим вечерам и всему, на чем его поколение взрослело.
Гость заседания - деятель культуры, художественный руководитель театра "Аксарай" Болат Атабаев - на это ответил:
- Я скажу, почему театр, на котором ты вырос, сдох. Не умер, а именно сдох! Не надо реанимировать то, что уже отжило. И вообще, что такое советский театр? Это идеологизированный театр, который выполнял только одну функцию искусства - воспитательную. Да, миф о советском театре еще живуч, но бессмыслен. Не спорю, были артисты, мастера, но сегодня эзопов язык, уместный в то время, не нужен. Теперь со сцены можно сказать открытым текстом все что угодно. Для меня советский театр - тоска.
Н.Е.: - Вам не кажется, что вы слишком далеко ушли от советской школы? Вы пренебрегаете декорациями и деталями костюмов, списывая все на модерн. Вам не кажется, что это халтура?
Б.А.: - И слава богу! Не надо ставить типовые спектакли, строить типовые фабрики, дома, заводы. Что именно я не люблю в советском театре, так это насажденную культуру с множеством штампов. Что мы видим, приходя в сегодняшний театр? Хорошо поставленные голоса, декорации, но нет живых людей, все мертво. Надо переходить на новый уровень, когда ставят по написанным текстам, а не по драматическим произведениям, предназначенным для чтива.
Н.Е.: - Скажите, а сейчас понятие актерской дружбы живо?
Б.А.: - Да, мы охотно дружим, особенно против кого-то. У нас это великолепно поставлено.
Н.Е.: - В чем основная проблема наших театров?
Б.А.: - В том, что везде, и не только в театрах, у нас работают талантливые люди. Пока на их место не придут профессионалы, все так и будет на уровне "талантливо". Для меня профессионал: хочу, знаю, могу. У нас обычно: хочу, но не знаю, знаю, но не могу, могу, но не хочу. Пока у нас будет так, о каком-то продвижении и тем более - вхождении в число развитых стран можно забыть.
Н.Е.: - Какой театр нужен Казахстану?
Б.А.: - Разные, ведь зритель-то не одинаковый. На данном этапе Казахстану нужны просветительские театры. У нас все театры репертуарные, похожи один на другой. У зрителя нет свободы выборы. У нас нет и системы образования - мы всех учим одинаково, и все играют в общем, в целом, а если касаться частностей, то там пустота. Нам необходимо ориентировать на разные направления.
Н.Е.: - Сегодня по телевидению идет много передач воспоминаний об артистах. Почему у нас такого нет?
Б.А.: - Юбилей Эрика Курмангалиева не отмечается на государственном уровне, но это не значит, что мы сами не помним его и не устраиваем вечер в узком кругу. Все могут бросаться лозунгами: будь казахом, будь казахстанцем, но дальше сотрясания воздуха у нас не идет. А вот россияне ведут грамотную политику. У них имена растиражированы, и чтобы быть русским, надо чтобы все пять органов восприятия были настроены на это. У них это получилось, мы пока далеки от этого. Мои глаза видят много, но все, кроме истинно казахского. Это идет у нас от элементарного отсутствия гражданской культуры и гражданского общества.
Н.Е.: - У вас образ бунтаря, вам все не нравится. Почему бы не уехать из страны?
Б.А.: - Я уезжал на два года в Германию. Громко хлопнул дверью, бросив: "да живите вы сами в этой грязи и склоках". Я был до того свободен, что никому не нужен. Здесь хоть о тебе пишут, обсуждают. Там, за рубежом, тоска.
Н.Е.: - Вас часто критикуют?
Б.А.: - Старое поколение - все время. Говорят, что я не чту традиций, постоянно меня грязью поливают. Должен сказать, что от этого я становлюсь только лучше - понимаю, что на верном пути. Наши критики похожи на гаишников с радарами, так же стреляют из-за куста. Я сам мастер критики - лежишь дома на диване и плюешь в телевизор… Правда, потом встаешь и вытираешь экран, телевизор-то один! Если хочешь жить лучше - надо встать с дивана и начинать делать так, как хочешь.
Н.Е.: - И традиционный вопрос: что для вас имя Казахстан?
Б.А.: - Казахстан - это я! Если каждый казахстанец будет ассоциировать себя со своей страной, то многое изменится. |