"Хабар", 27 февраля
Можно сказать, что весь творческий цвет – кандидаты искусствоведения, магистры искусства, народные и заслуженные артисты – все кто имеет отношение к этому прекрасному виду искусства – участвовали в создании этого первого энциклопедического справочника. В этой книге, написанной в форме энциклопедического справочника, впервые представлена история развития национального балетного искусства, начиная с 1934 года. Здесь можно найти точные даты всех балетных постановок, биографии ведущих деятелей балета от прошлых лет до настоящего времени. Сбор материалов занял не один год. Была проведена большая работа по систематизации истории развития балета в Казахстане. Дюсенбек НАКИПОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОЮЗА ХОРЕОГРАФОВ: – Многие отделы кадров не работают или забыты, где лежат бесценные просто сведения о тех, кто с нуля начинал в 30-е годы балетное искусство Казахстана. Кто, несмотря, на то, что в них кидали помидоры, включая нашу великую Шару, первых балерин Кушербаеву, Тажиеву – это они героическими своими усилиями сделали хореографию в Казахстане одним из процветающих искусств. Интересно, что в книгу также вошли истории становления всех основных балетных трупп, таких, как Государственный Академический театр оперы и балета имени Абая, Национального театра имени Куляш Байсеитовой, театра классического танца Булата Аюханова. В новом издании освещены все жанры и направления танцевального искусства, а также описан вклад конкретных личностей, заложивших основы балетмейстерского искусства и отечественного хореографического образования. 30-40-50 годы – преподавали педагоги –хореографы –Куаныш Жакипова, Инна Гуляева, Кайникамал Бейсенова. Этот список можно продолжать, и конечно, среди фамилий есть и Александр Селезнев. Он приехал в Алма-Ату из Ленинграда в 1936 году и навсегда связал свою судьбу с Казахстаном. Выступал в ведущих партиях в театре оперы и балета и был первым руководителем хореографического училища, которое сейчас носит его имя. По словам редактора книги Дюсенбека Накипова биографические сведения о деятелях отечественного балета и общие сведения об истории казахстанской хореографии весьма разрознены. Нет ни одного хронологического справочника. Известен только труд Лидии Сарыновой "История казахского балета". Но он написан в духе советской историографии, где на первом плане идеологические этапы становления казахского балета и наиболее известные, одобренные властью персоны. Дюсенбек НАКИПОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОЮЗА ХОРЕОГРАФОВ: – Исследователи должны знать в каком году балет поставлен, кто в нем танцевал, кто композитор, кто балетмейстер, кто художник, потому что дальше идут ложные измышления, т.е якобы где-то, что-то и как-то. И когда мы получаем впервые системную картину развития балетного искусства Казахстана, как-то становится легче. По словам создателей они планируют выпустить большую энциклопедию о хореографии Казахстана. Нынешнее издание – это только начало. |