NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 12:07 ast
10:07 msk

Дом шедевров
Самое большое собрание художественных ценностей Казахстана – больше 23 тысяч произведений изобразительного и прикладного искусства – хранится в Музее имени Абылхана Кастеева в Алматы
02.12.2013 / культура и спорт

Нэля САДЫКОВА, "Караван", 29 ноября

Самое большое собрание художественных ценностей Казахстана – больше 23 тысяч произведений изобразительного и прикладного искусства – хранится в Музее имени Абылхана Кастеева в Алматы.

От далекого 1935-го…
История Музея имени Кастеева начинается с 1935 года, когда в столице Казахской АССР Алма-Ате была организована Художественная галерея имени Тараса Шевченко. Первыми ее приобретениями стали картины с выставки казахстанских художников, посвященной 15-летию образования республики. А год спустя галерея получила около двухсот произведений советских, русских и западноевропейских художников из фондов санкт-петербургского Русского музея, Московского государственного музея искусств имени Пушкина и Третьяковской галереи.
Долгих сорок лет художественная галерея Алма-Аты обитала в случайных помещениях. Каждый очередной ее директор хлопотал перед правительством о строительстве специального здания. Дождались его лишь летом 1976 года. И две коллекции – Республиканского музея казахского прикладного искусства и Художественной галереи имени Тараса Шевченко – объединились в Государственный музей искусств. В 1984 году музею присвоено имя народного художника республики Абылхана Кастеева.

Любовь Плахотная – жизнь для искусства
Особую роль в сборе ценнейших экспонатов для музея сыграла Любовь Георгиевна Плахотная, бывшая его директором с 1950 по 1973 год. По словам коллег, "она обладала поразительным чутьем на качественные вещи" и порой шла на риск, приобретая для экспозиции произведения даже опальных художников. Рассказывают историю одного из знаковых произведений советского периода – картины Павла Никонова "Наши будни" (1960 г.). В ее основе – сюжет о строительстве Братской гидроэлектростанции в Сибири. Суровые люди изображены на полотне Никонова плотными, грубоватыми мазками. Для советского искусства это стало началом нового "сурового стиля", возникшего в противовес официальному стилю соцреализма. Но во времена "хрущевской оттепели", когда художники едва почувствовали некую свободу, это произведение вдруг стало опальным. И все потому, что Первый секретарь Компартии Советского Союза того времени Никита Хрущев посчитал лица изображенных рабочих грубыми и неэстетичными. Нельзя, мол, рисовать строителей светлого коммунистического будущего в мрачных тонах, грубой одежде, с красными от мороза лицами, сидящими на бухтах проволоки в грузовике. Картину тут же сняли с выставки и упрятали в запасники. Но Любовь Плахотная добилась передачи монументального произведения в Алма-Ату и тем, по сути, спасла его.
– Ей объявляли выговоры, но она продолжала искать. Благодаря художественному чутью Плахотной в галерее Алма-Аты была собрана уникальная коллекция произведений первых десятилетий ХХ века, – рассказывает искусствовед, член Международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО Валентина БУЧИНСКАЯ.

Достояние республики
Несомненными раритетами, попавшими в коллекцию Музея им. А. Кастеева, стали графические листы художников с мировыми именами – Пабло Пикассо и Ренато Гуттузо. Литографию Пикассо "Голубка" (известна как белый голубь мира с оливковой ветвью в клюве) подарил музею известный писатель и знаток искусств Илья Эренбург, друживший с великим испанцем. В 1962 году Эренбург посетил Алма-Ату и был очарован не только городом у подножия снежных гор, но и собранием его художественной галереи. В знак признательности прислал это произведение Пикассо. А итальянский живописец Ренато Гуттузо после просмотра полотен галереи подарил свой графический лист "Розы". Так одни шедевры музея стали притягивать к себе другие.
Сегодня в музее помимо произведений западного, русского и советского искусства – огромное количество шедевров казахстанских художников, коллекция произведений прикладного искусства Казахстана и стран Востока. Всего свыше 23 тысяч экспонатов!
Говорят, художественных ценностей в Музее им. А. Кастеева так много, что один из экстрасенсов увидел даже некое свечение в небе над этим храмом искусств

Искренность и вера Абылхана Кастеева
По собранным в Музее имени Кастеева произведениям казахстанских живописцев, графиков и скульпторов можно проследить историю развития изобразительного искусства страны.
Считается, что казахстанская школа живописи берет свое начало с организованной в 1921 году художественной студии Николая Хлудова. Он приехал в Казахстан в 1878 году в составе этнографической экспедиции. Сам Хлудов расписывал первый иконостас Вознесенского кафедрального собора, построенного по проекту Зенкова, в Верном (ныне Алматы), а также оставил после себя много картин и рисунков о казахском быте. В его студии начал профессиональное художественное обучение и Абылхан Кастеев. Его взгляд был обращен к природе, лицам современников, народной жизни, которую сын кочевника-скотовода знал изнутри и отображал в эпических образах. Другой сюжетной линией Кастеева стали портреты исторических личностей – Кенесары Касымова, Джамбула Джабаева, Амангельды Иманова…
– Вот портрет юного Абая, – говорит ведущий научный сотрудник Государственного музея искусств им. А. Кастеева Екатерина РЕЗНИКОВА. – Кастеев первым отошел от привычного стереотипа изображать мыслителя, опираясь на единственную его фотографию в немолодом уже возрасте. Он рискнул создать облик юного Абая, в котором заложен мощнейший потенциал и у которого все еще впереди. На полотне – юноша, едва оторвавший взгляд от книги, обдумывающий прочитанное, поразившую его глубокую мысль. Это довольно точное попадание в образ.
А вот одна из первых работ Кастеева – "Сенокос", в которой ярко проявился его талант живописца. Работа небольшого формата, но удивляет глубина пространства, переданная в ней. Обыденный труд – заготовка сена на зиму. Повсюду зеленый цвет, но он не выглядит ни монотонным, ни однообразным, поскольку состоит из тончайших оттенков и нюансов. Часто в работах Кастеева звучит тема Турксиба. В 20-х годах он и сам работал на строительстве дороги землекопом и наблюдал, как метр за метром наращивается железнодорожное полотно, по которому однажды пройдет первый поезд.
– Интересно, что на картине зрители на первом плане стоят к нам спиной, – комментирует искусствовед Резникова, – но мы видим, как они радуются! Это удивительно, как художник передает эмоциональное состояние восторга, не показывая лица людей.

Магистр цветной геометрии
– В 1960-е годы ходил по Алма-Ате забавный человек в берете с пришитыми к нему колокольчиками, – рассказывает искусствовед Валентина БУЧИНСКАЯ. – При ходьбе колокольчики звенели, а человек в этом звоне слышал музыку иных сфер и… творил удивительные картины.
Это был художник Сергей Калмыков, произведения которого сегодня оцениваются в десятки тысяч долларов. А в те далекие годы его считали странным и сумасшедшим. Он жил в двух мирах одновременно – здесь, на Земле, и в своем параллельном космическом пространстве. В земной жизни Калмыков работал художником-оформителем в Оперном театре имени Абая в Алматы, куда его еще в 1935 году пригласил знаменитый композитор Евгений Брусиловский. Там художник писал фантастические декорации к оперным спектаклям, от которых у зрителей мурашки бегали по телу.
Жил художник в старом казарменном бараке, а выйдя на пенсию, получил однокомнатную квартиру в микрорайоне. Скупо питался кашами, изредка молоком. Покупал в киосках немыслимое количество газет, делал из них пуфики, служившие ему кроватью. А в остальном он был счастлив уже от того, что имел возможность творить свои ошеломляющие картины.
– Его картины – изумительное чудо, – убеждена искусствовед Бучинская. – Вот одна – из серии "Величественные портреты", на ней изображено крошечное существо в женской шляпке и со странными ручками, тонкой шейкой и круглым ротиком. Это плод воображения. А на заднем плане – почти реальный пейзаж островков на озере Боровом.
В своих литературных произведениях Калмыков писал: "Меня считают сумасшедшим, но я не сумасшедший. Я вижу иные миры". Он путешествовал среди звезд и мирозданий, среди удивительных персонажей, поэтому в его картинах земля – голубая, небо – коричневое, деревья – розовые. Живопись его сложная, линии будто пульсируют и материализуются на глазах. Они делают пространство бумаги живым и одухотворенным. Художник всегда испытывал нужду. Порой у него не было не то что холста – даже картона для росписи. Тогда он рисовал свои шедевры на клочках писчей бумаги…
Сейчас произведения Сергея Калмыкова – это уникальное явление в истории мирового искусства. И Государственный музей искусств в Алматы имеет крупнейшее из известных собраний его картин. Еще несколько десятков работ имеется в коллекциях Русского музея в Санкт-Петербурге и Пушкинского музея в Москве. Остальные – в частных коллекциях в Казахстане, Европе, США и России.
О себе Сергей Калмыков говорил так: "…Из глубины Вселенной смотрят миллионы глаз. Ползет и ползет по земле какая-то скучная серая масса. И вдруг яркое пятно! Это я вышел на улицу!"


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Актобе открыли памятник классикам казахской литературы Т.Ахтанову и К.Шангытбаеву 31.12.2013
Болат Кальянбеков о главном преимуществе веб-портала "Адебиет порталы" 26.12.2013
В Атырау впервые в Казахстане прошел спектакль, посвященный проблеме экстремизма 26.12.2013
Медали – книгоиздателям 25.12.2013
Самые-самые 24.12.2013
В Астане презентован Большой толковый словарь казахского языка 19.12.2013
В Казахстане учредили медаль "За личный вклад в развитие книжной культуры" 16.12.2013
Окончательное решение о проведении Олимпиады-2022 в Алматы будет принято летом 2014 г. 12.12.2013
Амалбек Тшанов: Мы движемся вперед 11.12.2013
Казахстан – борцовская держава 11.12.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz