Константин КОЗЛОВ, "Литер", 22 ноября
"Казахфильм" после почти годового молчания вновь подал признаки активной жизни, представив зрителю новую премьеру. Так получилось, что вторым фильмом от "Казахфильма" в этом году снова стал боевик. И вновь попытка создать блокбастер "типа как на Западе". По сюжету фильма в Казахстане обнаружен уникальный трансурановый элемент, мощностью сильнее, чем ядерная бомба. Ученым еще только предстоит узнать его силу, но они уверены, что их открытие произведет фурор в мировой науке. Элемент получает неофициальное название "Оберон", а сведения о его разработке засекречиваются. Однако преступные синдикаты разных стран, узнавшие о ценной находке, начинают за ней настоящую охоту. И тогда в эту опасную схватку вступает агент казахстанских спецслужб… В общем, налицо обычный боевик со шпионско-политической примесью. И в этой самой "обычности" как раз все дело. Начинается фильм с заговора представителей темных сил, как часто бывает в подобных картинах. Собственно, такое начало задает тон, что фильм будет соткан целиком и полностью из штампов. И на протяжении фильма это многократно подтверждается. Вообще, в процессе просмотра создается ощущение, что все сценарные повороты задуманы лишь для того, чтобы продемонстрировать какой-нибудь трюк, спецэффект или торжество компьютерной графики. В результате количество нелепостей к концу фильма начинает зашкаливать. Когда, к примеру, журналистка городской газеты осведомлена лучше сотрудников спецслужб. Когда супергерой обгоняет разогнавшийся самолет, когда посреди сюжета фильма невесть откуда возникает еще и религиозная секта. Прочие нелепости, впрочем, можно списать на особенности жанра боевика. Но что всех поразило – это кульминационный момент фильма, когда при помощи частицы Оберона террористы взрывают алматинскую телебашню на Кок-Тобе. Подобный сюжетный ход явно сделан для того, чтобы ответственным за спецэффекты нашлась работа. В результате получилось явное заимствование из бекмамбетовских "Дозоров" – там, если вспомнить, тоже в кульминационной сцене взрывается телебашня. Другая проблема, которую не могут не заметить зрители, – это текст. Он буквально "бросается в ухо" обилием канцеляризмов и других речевых штампов. Когда и ученые, и международные террористы, и чиновники пользуются примерно одними и теми же речевыми оборотами. Плюс к этому другой бич современного казахстанского кинематографа – это озвучивание. Ни для кого не секрет, что чуть ли не в доброй половине казахстанских фильмов актеры говорят не своими голосами. Правда, подбор похожих голосов – не такая легкая задача, как может показаться. В "Заговоре Оберона" голоса актеров дубляжа, по мнению многих посмотревших фильм, совершенно не подходят своим экранным героям. В особенности удивила замена голоса актера Гани Кулжанова голосом Виктора Ашанина. Сами по себе это великолепные актеры, но голос Ашанина совершенно никак не коррелируется с внешностью Кулжанова. Да и вообще его голос едва ли нуждается в переозвучке. Предсказывать кассовые сборы казахстанских фильмов – дело неблагодарное. Но провальных примеров "снять под Голливуд" в Казахстане несоизмеримо больше, чем успешных. |