Валерий КИРИЧЕНКО, "Экспресс-К", 28 сентября
ЧТОБЫ стать хорошим строителем, надо, как минимум, иметь базовое образование, владеть соответствующей теорией и первоначальным навыком работы на стройплощадке. Нелишни также светлая голова и твердое намерение привнести что-то новое в избранное дело.
Наверное, Узакбаю Караманову все это было присуще, иначе как объяснить его стремительный взлет по профессиональной лестнице? Этот взлет зафиксирован короткими записями в его трудовой книжке, из которых мы приведем лишь несколько: начальник стройуправления - заведующий сектором ЦК Компартии Казахстана - управляющий стройтрестом - начальник главка - заместитель министра легкой промышленности по вопросам капитального строительства - начальник Казглавселезащиты - первый заместитель министра строительства предприятий тяжелой индустрии - председатель Госснаба республики…
Собственно говоря, задатки умелого организатора строительного производства в Караманове проявились уже тогда, когда, окончив институт и Высшие инженерные курсы, он приехал по распределению в Кзыл-Орду. Дипломированных специалистов остро не хватало, и руководство головного треста сразу поставило молодого специалиста во главе строительно-монтажного управления. Эта структура, базировавшаяся за сотни километров от областного центра, не только возводила профильные объекты, но и своими силами развивала индустрию стройматериалов, занималась строительством дорог, собственного жилья, объектов соцкультбыта.
Начальник управления в этом замкнутом мире, насчитывавшем пятьсот человек, был царь и бог: он единолично принимал решения буквально по всем вопросам - производственным, социальным, образовательным. А контингент был не сахар, здесь собралось немало людей с изломанными судьбами. Иной, выколачивая для себя какие-то льготы, "наезжал" на начальника, пытался брать наглостью и глоткой. Караманову было от роду всего двадцать четыре года, многие "оппоненты" годились ему в отцы, но он прекрасно понимал: один раз поддастся давлению, прогнется, и подомнут его горлопаны.
Каждое утро он поднимался с мыслью о том, что надо удержать ситуацию, утихомирить крикунов и, не допустив производственного сбоя, любой ценой выдержать рабочий график.
Похоже, такая твердость шефа произвела на людей должное впечатление. Постепенно у него появились сторонники, сами гасившие вспышки бузотерства и следившие за производственной дисциплиной.
Приходил опыт, а с ним и понимание того, что руководитель - это не только крепкий производственник. Это еще и лидер, авторитет которого создается не вышестоящим начальством или ответственной должностью, а подчиненными. Поэтому, не стесняясь "размениваться по мелочам", Караманов взял за правило дотошно вникать во все бытовые, а если просили - то и в семейные проблемы строителей и по мере сил помогать людям. Ибо к тому времени ему стало ясно, что, строго говоря, в жизни человека мелочей нет.
Впоследствии это житейское правило не раз помогало Караманову принимать верные решения и с честью выходить из трудных ситуаций.
Так уж повелось, что вехами в биографиях зодчих являются не памятные даты или семейные события, а возведенные с их участием объекты. Узакбай Караманович сегодня и сам порой путается, в каком году родился кто-то из его внуков. Но зато назубок помнит, какого числа, какого месяца государственная комиссия принимала построенные им объекты в тогдашней столице республики. А их, объектов, было немало: театр имени Ауэзова, телерадиокомплекс на Кок-Тюбе, высокогорная селезащитная плотина в урочище Медео, гостиница "Казахстан", многие уникальные здания на улице Фурманова и проспекте, носившем в те годы имя Ленина, протяженная трасса Большого Алматинского канала, ряд павильонов ВДНХ, цеха Алматинского хлопчатобумажного комбината… Всего и не перечислить.
Однако, согласитесь, важно не только сделанное, но и, так сказать, обратный эффект процесса. А он, несомненно, был. Ибо, закладывая фундамент и возводя стены зданий, Караманов параллельно "строил" и самого себя: формировал свое миропонимание, жизненную позицию, отношение к людям. Его характер выложен из огнеупорного кирпича, сказал автору этих строк один из старых сослуживцев Узакбая Карамановича. И похоже, такое сравнение не лишено оснований.
НА ДОЛЖНОСТЬ председателя Совета Министров Казахской ССР Караманов был приглашен с поста руководителя республиканского Госснаба. Для него такой поворот событий стал полной неожиданностью, ибо к тому времени он успешно внедрял развернутую программу коренной перестройки всей системы материально-технического снабжения и поэтому чувствовал себя в своей стихии.
Июль 1989 года. Союз еще прочно стоит на ногах, но в воздухе уже чувствуется дыхание общественных перемен. Производится ряд перестановок в высших эшелонах власти, и будущий президент суверенного Казахстана, сам немало лет возглавлявший
Совмин, в качестве своего преемника на посту главы республиканского правительства выбирает Караманова. Очевидно, Нурсултан Абишевич только одному ему известным способом уже тогда соизмерял масштабы грядущих преобразований с опытом и деловой хваткой этого человека.
В сфере компетенции Караманова оказались буквально все вопросы экономической и хозяйственной жизни страны, несчетное число проблем социального и культурного строительства, духовного развития республики. Конечно, стратегический курс и приоритеты в решении этих проблем определялись "наверху", а вот тактический маневр, заключавшийся в умении организовать дело, перегруппировать силы и перебросить их на главные участки работы, был прерогативой премьера.
Работать приходилось в предельно напряженном режиме, но с такими нагрузками Караманов справлялся играючи. Куда более сложным было другое - принятие важных государственных решений. Беспокоила не ответственность за возможный просчет, а осознание того очевидного факта, что каждая такая ошибка могла негативно повлиять на жизнь многих тысяч людей. Поэтому действовать приходилось по правилу: семь раз отмерь - один раз отрежь. Эта линия обычно себя оправдывала. А если и случались сбои, то, что ж, вину на подчиненных не перекладывал. Сегодня, по прошествии стольких лет, яснее видно, где были допущены оплошности, решению каких вопросов не уделялось должного внимания. Но в главном, полагает Узакбай Караманович, ему упрекать себя не за что. Ибо никогда не шел он против собственной совести, не действовал из корыстных или конъюнктурных побуждений.
Уместно задаться вопросом: а что же ему как тогдашнему руководителю правительства можно поставить в зачет?
Очень многое. Именно в то время уделялось повышенное внимание укреплению базовых отраслей промышленности в новых условиях хозяйствования. Получили второе дыхание программы жилищного строительства и производства товаров народного потребления. Под руководством Караманова была начата структурная перестройка строительного комплекса Казахстана, получили дальнейшее развитие мощности стройиндустрии, были разработаны неотложные меры по ускоренному решению социально-экономических и экологических проблем, охране окружающей среды, животного и растительного мира Приаралья. И именно тогда в полный голос правительство заговорило о необходимости компенсировать ущерб, нанесенный людям в результате испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и бездумной хозяйственной деятельности в бассейне Аральского моря.
Особая статья - нефть. Следовало бы вспомнить, что зарубежные партнеры пришли в Прикаспий не на голое место: солидная база для сотрудничества была заложена именно на рубеже 80-х и 90-х годов. Тогда на Тенгизское месторождение, что называется, навалились всем миром. В поселке Кульсары создавались первые тресты, призванные осваивать месторождение, в Тенгизе был сооружен вахтовый поселок строителей, монтажников и эксплуатационников. В короткий срок пустили КТЛ-1 - завод по переработке трех миллионов тонн нефти в год, началось развернутое строительство КТЛ-2 и КТЛ-3. А позже по заданию руководства страны была создана масштабная программа освоения нефтяных и газоконденсатных месторождений всего Прикаспийского региона.
В это же время состоялась и стыковка казахстанской и китайской железных дорог в районе станции Дружба. Это был первый камень в фундаменте транспортной независимости Казахстана.
И, наконец, самое главное - под руководством Караманова правительством была разработана концепция внедрения в хозяйственный комплекс республики рыночных отношений. Первый шаг по радикальному реформированию системы управления экономикой был сделан и на практике. Это когда как грибы после дождя стали расти холдинги и концерны, на базе которых в дальнейшем создавались акционерные общества и компании.
Ситуация, между тем, менялась. С развалом Союза перед суверенным Казахстаном встали принципиально новые задачи, решать которые требовалось тоже по-новому. Узакбай Караманович, конечно, осознавал, что возглавляемому им кабинету выпала очень почетная, но чертовски трудная миссия - завоевать надежный плацдарм для рывка страны в будущее. И когда эта задача оказалась выполненной, на его место и места его соратников должны прийти люди новой генерации, обладающие иными качествами и знаниями, нежели те, которыми располагал он сам. Как бы то ни было, он искренне признателен президенту Казахстана, сумевшему разглядеть в нем неординарного руководителя, поверившему в его потенциал и давшему возможность раскрыть его на столь высоком и ответственном посту.
Примечательная деталь для историков: Караманову довелось стать последним предсовмина Казахской ССР и первым премьер-министром независимого Казахстана. Это, согласитесь, говорит о многом.
ДАЛЬНЕЙШАЯ работа Караманова в органах исполнительной власти была связана с вопросами охраны окружающей среды. Государственный советник Республики Казахстан, исполнительный директор Международного фонда спасения Арала, председатель комитета по экологии и природопользованию Верховного Совета республики - на каждом из этих постов ему каждодневно приходилось заниматься проблемами экологии. Вникал он в них с той же скрупулезностью, с какой за долгие годы привык вникать во все общественно значимые дела.
Предрасположенность к природоохранной деятельности в нем сформировалась отнюдь не под воздействием очередных назначений. Он родился в некогда благодатном краю, на берегу полноводного, богатого рыбными запасами моря. Едва же достигнув зрелого возраста, стал свидетелем умирания Арала. Море отступало, ужималось в размерах, а вслед за кромкой воды шла пустыня. Люди покидали эти места в поисках лучшей доли. И на безжизненной, выжженной солнцем земле оставались лишь мертвые поселки да ржавые коробки рыбачьих сейнеров.
Хорошо понимая, что в условиях экономического кризиса на решение проблем агонизирующего Приаралья и отравленных ядерными испытаниями ковыльных семипалатинских степей у Казахстана просто нет денег, маниловских прожектов Караманов не строил. Главным считал привлечь к этим вопросам внимание авторитетных международных организаций, таких, как ПРООН, ЮНЕП и Всемирный банк, а также стран-доноров. Всех убеждал, что региональная экологическая катастрофа может перерасти в беду планетарного масштаба, и всячески старался подвигнуть крайне осторожных западных партнеров к оказанию республике финансовой помощи.
Специалистам в области охраны окружающей среды до сих пор памятны выступления Караманова на экологических саммитах в Женеве, Вашингтоне, Цюрихе, Риме, Токио, Париже. Совместно с экспертами Всемирного банка, ЮНЕП, Межгоссовета стран Центральной Азии он участвовал в разработке программ и проектов по решению проблем бассейна Аральского моря и районов, непосредственно примыкающих к Семипалатинскому полигону. Его кандидатская диссертация, предлагающая ряд оригинальных решений, призванных восстановить пропускную способность маловодной Сырдарьи, - это тоже вклад в защиту природы. Так что европейская премия в области охраны окружающей среды "Золотой глобус", которой Узакбай Караманович был удостоен в 1995 году, в полной мере соответствует той лепте, которую он внес в спасение природного потенциала республики. Эта награда как бы дополнила премию Совмина СССР, которой много раньше он был отмечен за проектирование и строительство известной всему миру плотины в урочище Медео.
НОВЫЙ этап в жизни Узакбая Карамановича начался три года назад, когда он был избран в мажилис парламента РК. Почему "новый", ему ведь не раз доводилось быть депутатом? - спросит иной читатель. А потому, ответим мы, что нынешний парламент, в отличие от прежних, по-настоящему дееспособен. Парламентарии здесь говорят в полный голос, и, быть может, впервые без каких бы то ни было скидок на неопытность и непрофессионализм их можно назвать подлинными законотворцами.
Вот и Караманов взялся за законодательный гуж основательно, по-хозяйски крепко. Он непосредственно руководил рабочей группой, подготовившей несколько законопроектов, в том числе по таким важнейшим вопросам, как проблемы железнодорожного транспорта, архитектуры, градостроительства и строительства, местного государственного управления, жилищных отношений.
Наряду с другими депутатами Узакбай Караманович инициировал десять законопроектов, в том числе "Об управлении находящимися в республиканской собственности акциями акционерных обществ", "О рыболовстве и охране рыбных запасов", "О сельскохозяйственных объединениях и товариществах". Выступал содокладчиком на парламентских слушаниях, в ходе которых обсуждались волнующие его избирателей вопросы - об обеспечении питьевой водой населения и о воздействии запусков с космодрома Байконур на здоровье людей и окружающую среду.
В адрес правительства Карамановым направлено свыше двух десятков депутатских запросов, главным образом касающихся социальной защиты граждан. А при обсуждении республиканских бюджетов на 2001 и 2002 годы он активно выступал за выделение дополнительных финансовых средств на содержание социальной инфраструктуры, приобретение лекарств, строительство школ и больниц и обеспечение питьевой водой жителей Аральского, Казалинского и Кармакчинского районов Кызылординской области.
Словом, интересы людей, делегировавших его в парламент, Караманов отстаивает настойчиво, с той же ответственностью, с какой всегда относился к своим служебным обязанностям. И хотя недавно ему исполнилось шестьдесят пять лет, переходить на щадящий режим работы он не намерен. Ибо считает: коль есть проблемы, их следует решать, причем полностью, без каких-либо "хвостов". Говоря же языком строителей, надо сдавать объекты "под ключ" и обязательно - в срок!
ОТ РЕДАКЦИИ. Сердечно поздравляем господина Караманова с 65-летием. Желаем ему здоровья, счастья, оптимизма и новых успехов на его профессиональном поприще! |