Записал Булат САДВАКАСОВ, "АиФ - Казахстан", 11 июня
Махамбет Утемисов, с творчества которого, как считают многие литературоведы, началась новая казахская литература, родился в 1803 году в Нарыне, что в Западном Казахстане, в многодетной и довольно зажиточной семье. Кроме того, он был одним из самых крупных поэтов XIX века, являлся идеологом и организатором восстания казахов под предводительством Исатая Тайманова в 1836-1838 годы. На сторону повстанцев пользовавшийся в народе огромным уважением и любовью поэт встал после разрыва с ханом Букеевской орды Жангиром, с которым какое-то время был в хороших отношениях: последний лелеял мечту сделать из него своего советника и идеолога проводимой им в степи политики. Причину разногласий между ними до последнего времени исследователи жизни и творчества Махамбета Утемисова склонны были объяснять классовыми мотивами. Сейчас ученые работают и над другими версиями.
Об одной из них мы сегодня беседуем с краеведом и публицистом Шолпанай АМАНЖОЛОВОЙ, которая давно занимается этой темой. Ее исследования оказались столь интересными, что сегодня на них обратили внимание как ученые-литературоведы, так и историки.
- Согласно легендам, Махамбет был влюблен в младшую жену Жангира - Фатиму, - рассказывает она. - Дочь оренбургского муфтия выросла в неге и холе, и, когда она выходила замуж за хана Букеевской орды Жангира, ее близкие возмущались: "Как же она будет жить в юрте, пусть даже золотой, если по нужде должна идти в степь?!" Но юная татарка не только прекрасно справилась с ролью жены степного хана, но и стала верной соратницей и мудрой советчицей во всех его начинаниях. В исторических источниках упоминается, что в ставке она одевалась по-казахски, в Оренбурге - по-татарски, а будучи в Петербурге, покорила царский двор красотой, обаянием, туалетами, умением танцевать.… Естественно, Фатима не могла не обратить на себя внимание красавца-поэта Махамбета, который очень долгое время был доверенным лицом и близким другом ее мужа. Заметив, что поэт влюблен в его жену, Жангир, как вспоминали современники, попытался завести с другом разговор на эту довольно щепетильную тему с целью образумить его, но Махамбет был настолько разгневан этим, что удалился из гостеприимной юрты хана, пнув напоследок ее порог. В известном обращении Махамбета к султану Баймагамбету есть подтверждение сказанному, где поэт цинично признается: "Ваших ханш, о коронованные ханы, в жены взять хотел себе насильно. Разрушить все до основания, да так, чтобы осиротить руками их любимых сыновей и дочек, биев толстобрюхих обезглавить, в юрты ворваться и их остов деревянный изрубить, как хворост, топорами, чтобы ханскую дочь, что Ханикей прекрасней, без калыма взять и, как щенка, визжать заставить".
"Но Бог не принял моего желанья", - с досадой признается Махамбет, когда Фатима не ответила ему взаимностью. Потрясение от отказа было настолько сильным, что в 1828 году Махамбет оказался в стане двоюродного брата Жангира, восставшего султана Каипгали Ишимова, претендовавшего на власть в Букеевской орде. Вместе с последним он намеревался откочевать в Зауральские степи, за что и был арестован царскими властями. Когда поэт бежал из тюрьмы, Жангир не только простил и принял старого друга с распростертыми объятиями, но и доверил ему воспитание своих старших сыновей - Зулкарная и Искендера, обучавшихся в Оренбурге.
Когда же между ними произошел окончательный разлад, и Махамбет перешел на сторону восставшего Исатая Тайманова, то Жангир (его слова приведены в небольшой по объему книге "Хан Жангир" М. Кулкенова и Р. Отарбаева), обращаясь к нему, говорит: "Эй, Махамбет! Много лет мы жили в равенстве и согласии, а теперь ты за глаза ругаешь меня и моих предков. Что плохого видел ты от отца моего? Вспомни время, когда твой отец с вытянутой от голода шеей, облепленный вшами размером с воробья, глазами, косящими на чашу с густым шалапом, предстал перед Букеем. Кто принял его? Кто выделил ему скот, женил и возвысил над другими? Кто? Отец Исатая или Букей-хан? Так за что же ты коришь отца моего? А разве мы не были с тобой друзьями равными? Может, ты лишился памяти? Или она и раньше была у тебя не больше тени, что дает верблюжья колючка в солнечный день? Благодаря кому процветаешь в благодатной земле между Едылем и Жаиком? Кто добился возможности занять опустевшие земли калмыков - твой отец Утемис или Букей-хан? Не плюй в колодец, из которого пьешь - пригодится. Топчешь ты шелковистое жайляу и землю, где и песок родит. Чья в том заслуга? Если бы не Букей-хан, то ты оказался бы на задворках Крыма или в оврагах Хивы….
- Выходит, Махамбет Утемисов вовсе не был ангелом во плоти?
- Напротив, если судить по историческим источникам, он был человеком крутого нрава и совсем не праведником.
- Что было общего между Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым?
- Исатай занимал не последнее место в административной иерархии Букеевской орды. Как и Махамбет, он был старшиной одного из подразделений рода берш. Когда назрел земельный конфликт между родоправителем этого рода Бабаджановым и его подчиненным Таймановым, Жангир выделил клану Исатая богатое урочище вокруг горы Богда и официально закрепил это, составив карту владений Исатая. Но этим конфликт уладить не удалось - напротив, он вошел в новую стадию. И когда Тайманов в очередной раз обратился с жалобой на Бабаджанова, Жангир, потеряв надежду на урегулирование проблемы, препроводил жалобу Исатая оренбургским властям. Однако, когда противостояние стало взрывоопасным, Жангир еще раз пригласил Тайманова для личных переговоров: "Зная ваши ум и сердце, я не хочу лишать вас моего доверия". Но приглашение Жангира было проигнорировано, и вскоре началось восстание, глашатаем которого и стал Махамбет Утемисов. Следует отметить, что на стороне Исатая выступило от 600 до 3000 человек (в то время как численность букеевцев была более 100 тысяч человек). Даже родной брат Махамбета - Бекмахамбет - остался с Жангиром и, по одной из версий, считается причастным к смерти поэта.
Положение в ханстве усугублялось и тем обстоятельством, что уральские казаки претендовали на пастбищные угодья Камыш-Самарских озер и рек Большого и Малого Узеня. Исатай призывал соплеменников с оружием в руках изгнать их, в то время как Жангир отстаивал земли путем переговоров с царским правительством.
Дело в том, что Букеевская орда была в двояком подчинении: ее курировали Астраханское и Оренбургское губернаторства, соперничавшие между собой. Сам Жангир около десяти лет с перерывами воспитывался у астраханского губернатора Андриевского, и у него сложились дружеские отношения со многими чиновниками местной администрации. Он очень рассчитывал на их помощь и лояльность, однако оренбургская администрация сумела добиться отстранения астраханцев, и в ханскую ставку с внушительным войском прибыл сторонник крайних мер подполковник Геке.
- Обстоятельства гибели связывают с родственником хана Жангира, султаном Баймагамбетом.
- Это абсолютно точно, потому что из юрисдикции Букеевской орды восстание перешло в западное Зауралье, султаном-правителем которого был Баймагамбет-султан. Когда Махамбет в 1845 году приехал в Оренбург, чтобы устроить своего сына в русскую школу, власти сделали запрос султану Баймагамбету на предмет благонадежности поэта. Тот дал отрицательную характеристику, определив влияние Махамбета на казахов "вредным", а его речи - "поджигательными". В скором времени последовал приказ об аресте последнего. И в начале 1846 года в юрте поэта, куда под видом гостей приходят люди султана, происходит столкновение, закончившееся тем, что Махамбет был обезглавлен.…
Махамбет Утемисов и хан Жангир хотели одного - отстоять земли между Уралом и Волгой, но шли они к этому разными путями. Махамбет и Исатай шли войной на казаков. Жангир, как говорилось выше, обращался к властям. Этот путь принес больше результатов, чем вооруженные выступления Исатая и Махамбета. После смерти Жангира губернатор Оренбургского края граф И. Перовский дает ему такую характеристику: "А что Жангир сделал для российских властей? Честно говоря, ничего. Он только использовал все свои связи для того, чтобы наладить жизнь Букеевской орды и ввести в степи ислам". В общем, как представляется, восстание под предводительством Исатая Тайманова никак не попадает под категорию национально-освободительного. И когда я начиная с 1995 года стала говорить об этом в прессе, в мой адрес было много критических замечаний, но теперь и историческая наука признала это. Так, архивист Булат Жанаев и кандидат исторических наук Ирина Ерофеева, выпустившие в этом году фундаментальный труд "История Букеевского ханства. 1801-1853 гг.", квалифицируют восстание как протестное движение. Руководители восстания Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов защищали отживший уклад жизни и противостояли неизбежному грядущему.
К слову сказать, и Жангир, и его жена Фатима ушли из жизни еще раньше, чем Махамбет Утемисов. Хан умер в августе 1845 года, а она - через три месяца после этого. Считается, что причиной смерти Жангира стал инсульт, но в народе очень долго ходили слухи, что его отравили. Его дети также умирали один за другим. Из многочисленного семейства до преклонных лет дожили только сыновья, рожденные Фатимой, - Губайдулла и Ахметгерей. Из предосторожности, опасаясь, что они будут претендовать на ханский трон, власти запретили им жить на родине, поэтому Губайдулла оказался в Петербурге, где дослужился до генеральского звания и стал героем русско-турецкой войны, а Ахметгерей получил чин полковника, служа в Уфе.
Версия же о том, что разлад между Жангиром и Махамбетом произошел из-за любви поэта к ханше Фатиме, подтверждается еще и тем, что Утемисов очень поздно - ему было под сорок - женился, и дети у него появились только тогда, когда некоторые из его сверстников, которых по обычаям того времени женили в 15-16 лет, уже имели внуков. |