NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 13.10.2024 15:03 ast
13:03 msk

Возвращая имя отца. Часть 2
Жизнь Бирмухамеда Айбасова – слушателя Московского института Красной профессуры – оборвала пуля, но он многое успел сделать для своего народа, будучи первым акимом первой столицы Казахстана – Кзыл-Орды, руководителем Тургенского овцесовхоза, редактором Казиздата и главным редактором Казпартиздата
10.11.2003 / история

Части: 1, 2

Еркен АЙБАСОВ, "Аграрный Казахстан", 7 ноября

"Подавая помощь больным", как пишется в архивных документах, постоянно сталкиваясь с социальными болезнями общества, врачи обладали повышенным социальным чутьем по сравнению с другими слоями общества. Наверное, поэтому из их среды выходили первые бунтари-революционеры. Кроме врачей Кузнецова и Майкутова, следует упомянуть фельдшера Шаймердена Альжанова – председателя первого нелегального революционного союза молодежи в Омске и Горланова – командира революционных отрядов Атбасарского уезда.

В этих революционных событиях самое активное участие принимал и Айбас Байтабынов. Один пример: во время Гражданской войны по решению казахского схода его во главе небольшого отряда послали вслед за отступающими частями белой армии, чтобы вернуть косяки угнанных лошадей. Дело опасное – кругом шныряли недобитые отряды белых или, как сказали бы сейчас, бандформирования. Добравшись почти до Омска, до ставки белых, Айбас вернул лошадей к немалому изумлению аульчан, которые не чаяли увидеть его живым.

После Гражданской войны он на конфискованных байских пастбищах организовал коммуну с первым медицинским пунктом в районе Баршино. Но основной его деятельностью была по-прежнему медицина: он проводил сложные, уникальные для того времени и места операции; в частности, удалял камни из печени, лечил бесплодие, проводил ампутации.

Вся его работа была на виду, как говорится "на миру", его называли "орус доктор" – "русский доктор" – за владение русским языком и уважали за то, что умел держать слово, за здравые суждения. Его порядочность, общественный темперамент, активная гражданская позиция передались и Биркею.

Когда сын подрос, отец повез его в Атбасар учиться. Биркей поступил в двухклассное русско-киргизское училище. "Не гонись за золотом, гонись за знаниями", – напутствовал его отец. Обратившись к окружившим его братьям, а их у Айбаса было пятеро: Болекбай, Спатай, Алтынбай, Кенжебай и Сутбай, и все они занимались вечной, как этот мир, деятельностью – разведением овец, он сказал: "Чем тысячу овец иметь, лучше одного ученого сына. Вот увидите, придет время, и жеребенок обгонит коня, а сын – отца". На что рассудительный Алтынбай, которому Айбас передал значительную часть своих наделов и пастбищ, поскольку занимался медицинской практикой, ответил: "Овец не держать – богатства не видать".

В семье чудом сохранилось фото той далекой поры – первоклассник Биркей сидит в первом ряду с букварем, который он держит вертикально (на снимке). Из всего класса мне удалось узнать только о судьбе одного – Баржаксина Ахмета, который сидит во втором ряду первый слева.

СПРАВКА. Ахмет Баржаксин (1896-1935 гг.) после окончания Атбасарской школы поступил в Омскую учительскую семинарию, которую окончил в 1914 году. Учился с Сакеном Сейфуллиным, Нигметом Нурмаковым, активист союза "Бирлик". Участвовал в этнографической экспедиции Г. Н. Потанина, собрал, а затем издал "1001 пословицу казахского народа". В 1927 г. они были переизданы в Москве с предисловием заведующего восточным отделом Центроиздата Назира Терякулова. В годы Гражданской войны учился в Омском сельскохозяйственном институте на кооперативном факультете. Издал книжку "23 жоктау". К ним добавились еще две работы: "Потребительская кооперация" и "Какая кооперация нужна Казахстану". Работал в Москве, Берлине. Расстрелян в Омске как враг народа в 1935 году, в 1957 году реабилитирован.

После окончания двухгодичной школы Биркей поступает на педагогические курсы, окончив которые, он в 17-летнем возрасте приступает к работе. Его определили мугалимом в Амантайскую волость Атбасарского уезда в аул бая Алшинбая.

Друг детства и земляк Биркея по Атбасару Асхат Сейдалин (в бытность наркомом земледелия расстрелян 26.02.1938 г., реабилитирован в 1958 г.) был остроумным рассказчиком. Он поведал сестре Биркея Гульбарам, а та уже мне об учительской деятельности Биркея в ауле. Молодой мугалим, вместо того чтобы "сеять разумное, доброе, вечное", повел себя не совсем педагогично и влюбился в свою ученицу. Она оказалась дочерью бая Алшинбая; ее братья держали всю округу в страхе и зорко следили за своей сестрой. Девушка предназначалась другому в жены, за нее уже был внесен задаток калыма. Но Мунта, так ее звали, вместо того чтобы умереть от стыда или ударить по рукам невзначай зарвавшегося мугалима – негоже нарушать вековые обычаи – вдруг ответила взаимностью. Робкие неумелые поцелуи переросли во всеобжигающую страсть.

Нет, не этого ждал от сына отец. Айбас замечал, что Биркей не удовлетворен уровнем знаний, полученных в школе. Он посылает сына учиться в Омск, подальше от греха. Пускай набирается знаний, тем более он сам этого хотел, может, там и поостынет...

3. Студенческие годы в Омске, или По следам романа Сакена Сейфуллина "Тернистый путь"

В 1913 г. Биркей поступает в Омское среднее сельскохозяйственное училище, которое после революции было преобразовано в сельскохозяйственную академию им. Кирова (СИБАКИ). Вместе с ним, по данным Омского областного архива, поступили: Кошке Кеменгеров, Султанбек Байжанов, Асфандияр Чорманов, Ахмет Абдрахманов, Смагул Казбеков, Мухтар Саматов (1912 г.).

До революции Омск был административным, военным, учебным и культурным центром Акмолинской области. Здесь находились резиденция Степного генерал-губернаторства, наказного атамана казачьего войска, командующего войсками округа, средние учебные заведения, и одновременно это было место, которое по указанию царя называлось "Особое Место Ссыльных Каторжан" – аббревиатура – Омск.

В административном плане Акмолинская область была разделена на 5 уездов по числу городов: Омск, Петропавловск, Кокчетав, Акмолинск. Позже казачья станица Атбасарская получила статус города, который стал центром Сарысуйского уезда. Территория области – 512 тысяч кв. верст, или 58,2 млн. гектаров, что даже больше, чем территория современной Франции – 54,4 млн. гектаров. Но там, во Франции, на такой территории проживает 55-58 млн. человек, а здесь, на Акмолинских просторах, – всего 1,5 млн. человек, или в 10 раз меньше.

Биркей не был похож на тихоню-студента, зацикленного "на своей латыни". Общественный темперамент, унаследованный от отца, бил через край. Он быстро перезнакомился со всеми студентами-казахами, жившими в Омске. Каждую пятницу на стрелке рек Омки и Оби встречалась молодежь – кто искал невесту, а кто жениха.

Помимо специальных предметов Биркей проявляет интерес к русской и казахской литературе, истории, этнографии, экономике кооперативного движения в сельском хозяйстве. Особенно его интересовало: почему так стремительно богатеют остальные страны – Германия, Англия? Дореволюционный период в истории царской России особенный – это расцвет крестьянского, фермерского движения. Премьер-министр царского правительства Петр Столыпин осуществил свою мечту и вбил клин в русскую многовековую общину. На ее обломках возникли хутора, отруба, заимки, появились богатые крестьяне-кулаки.

Биркей не забывает свою первую любовь, костер любви он поддерживает письмами и стихами. В самом первом казахском журнале "Айкап" он печатает первые стихи. Журнал носил ярко выраженную социальную направленность. Отцы журнала исходили из того, что нужно поднимать духовный, культурный уровень казахского народа, будить его историческое самосознание. "Проснись, казах", "Встань с колен", "Подними голову" – такова тематика журнала. В самом названии "Ай-кап" – "Ах, как много мы потеряли" – звучат досада, горечь и надежда, что удастся разбудить и поднять казахский народ. В журнале активно сотрудничали Ахмет Байтурсынов и Султанмахмуд Торайгыров, Мирякуб Дулатов и Бирмухамед Айбасов, Магжан Жумабаев и Кошке Кеменгеров и многие другие.

Первые стихи Биркея тоже имеют социальную направленность, но хотелось бы обратить внимание на то, что он задевает экологические проблемы: стихотворение "Откен кун" ("Прошедшие дни"). В те далекие годы, когда, казалось, ничего не могло угрожать нашим первозданным пастбищам и озерам, народа и скота было мало, то есть антропогенный фактор не действовал, юноша Биркей в стихах с тревогой отмечает, к чему может привести бездумная, бессистемные пастьба и размещение стоянок. Шелковистый луговой простор – потерян нами, голубые озера – помутнели, белые лебеди – улетели. Оказывается, все взаимосвязано в этом непростом мире. Тронешь в одном месте – аукнется в другом, порвутся невидимые экологические нити – мы не ведаем, что творим.

Здесь тревога юноши Биркея перекликается с думами великого писателя Льва Толстого. В повести "Хаджи Мурат" тот поражался живучести и цепкости татарника: на паровом поле чисто, вся растительность уничтожена плугом ради пшеницы, и только на краю поля уцелел куст, который никак не хотел погибать, несмотря на все усилия выдернуть его. "А правильно ли мы поступаем, когда нарушаем природную гармонию, во имя одной монокультуры уничтожаем все многообразие растительного и животного мира с его сложными экологическими связями, которые позволяют поддерживать продуктивное долголетие пастбищ?" – вопрошает писатель.

Экология только зародилась (Генкель, 1905 год), о ее существовании как науки знал лишь узкий круг ученых, а широкая общественность еще не подозревала о ней. Это теперь, после гибели Арала на глазах одного поколения, уничтожения 63% пастбищ от общей площади в 180 млн. гектаров, все вдруг прозрели и наперебой заговорили о проблемах природопользования. Наука экология превратилась в общественное явление, в школах и институтах вводится новый курс – экология, создаются исследовательские институты, проводятся международные симпозиумы, но Арал уже не восстановить…

Весной 1913 или 1914 года во время праздника Курбан-Айт Биркей вместе со своими друзьями – шакиртами познакомился с главным имамом казахско-татарской мечети Шаймерденом Альжановым. Имаму было около 30 лет, студентам – 16-18. Мулла учился в Стамбуле, прекрасно знал арабский язык, умел ярко и убедительно говорить.

Он заинтересовал молодежь богатой, но малоизученной историей казахов-тюрков; посоветовал заняться чем-то полезным: создать ансамбль народных инструментов с участием певцов, танцоров или сделать интересный доклад, сообщение для казахской общины. В Омске тогда проживало много казахов – рабочих, занятых на тяжелых работах в затоне, на мельницах, железной дороге; студентов. Ранее из такой группы студентов военного кадетского корпуса вышел первый казахский ученый, просветитель Шокан Валиханов – первая ласточка, как известно, не сделавшая весны.

Теперь же здесь был целый отряд казахской молодежи, надежда не только отцов и матерей, но целого народа. С их энергией можно было горы свернуть. Многие из них стали героями романа "Тернистый путь", написанного их сверстником Сакеном Сейфуллиным. Это о них он напишет: "Втянувшись в общественно-политическую борьбу, они без разбора ринутся защищать всех казахов вообще, не разделяя их на классы".

Через несколько дней инициативная группа, куда вошли Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев, Нигмет Нурмаков, Гулия Досымбекова, Мухтар Саматов, Ахмет Баржаксин, Биркей Айбасов и другие шакирты, решили организовать нелегальный кружок и назвали его "Бирлик" – "Единство", призванный объединить казахов, разобщенных родоплеменными и жузовыми предрассудками. "Где единство, там и жизнь" – гласит народная мудрость.

На первом организационном собрании избрали Правление "Бирлика". Председателем стал единодушно избранный имам Шаймерден Альжанов, секретарем – Бирмухамед Айбасов, казначеем – Мухтар Саматов. Были разработаны устав и программа союза. Проект программы зачитал Нигмет Нурмаков. Через год председателем союза избрали Сакена Сейфуллина.

Справка. Нигмет Нурмаков – видный государственный деятель, был Председателем Совнаркома Каз.АССР, последняя должность – зав. отделом национальностей и зам. секретаря ВЦИК СССР. Расстрелян 07.09.1937 г., реабилитирован в 1956 году.

В годы Гражданской войны колчаковцы расстреляли Шаймердена Альжанова за связь с большевиками, а позже, во времена сталинского разгула, расстреляли и Сакена Сейфуллина – но уже большевики, за связь с белогвардейцами.

Программа союза "Бирлик" гласила: "Ввести казахский народ в ряд народов с развитой культурой и литературой, возродить в народе чувство национального достоинства, развивать у молодежи любовь к своей нации. Организовать сбор фольклорных произведений, издавать их в виде брошюр и книг, писать пьесы для театров, издавать газеты и журналы, учебники для начальных и средних школ. Открывать подготовительные курсы для шакиртов, желающих учиться, оказывать помощь нуждающимся, организовать казахский театр, показывать спектакли, концерты и другие представления".

Развернулись прения, кто, где и как займется собиранием казахского эпоса. В Российском географическом обществе существовала специальная комиссия под председательством Г. Н. Потанина по изучению и сбору сокровищ устного народного творчества. На каникулах члены "Бирлика" записывались в экспедиции, снаряженные комиссией. Они не требовали для себя оплаты и готовы были работать безвозмездно, для того, чтобы заработанные деньги шли в фонд их организации. Молодые люди нашли где-то типографию и стали издавать свой журнал с тем же названием, что и их союз. Редактировал журнал блестящий поэт, семинарист Магжан Жумабаев.

Разумеется, во всех этих начинаниях не обходилось без активного участия секретаря организации – Биркея Айбасова.

Пребывание студентов в Союзе, их жаркие споры о путях просвещения и обустройства казахского народа сыграли выдающуюся роль в формировании их мировоззрения. Их, родившихся на рубеже двух столетий, отличали революционный романтизм, сыновняя любовь к своему народу, чувство сострадания и желание помочь, просветить и поднять его до уровня более развитых народов. Они были своего рода примером для последующих поколений, показывая, как надо возрождать историю и пробуждать чувство национальной гордости.

Продолжение


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Человек высокого долга 25.11.2003
Оружие без границ 24.11.2003
Возвращая имя отца. Часть 3 21.11.2003
Валюта самой первой пробы 14.11.2003
Блеск и мифы генеалогии 14.11.2003
Секретное задание Галыма Байназарова 10.11.2003
Кобзарь целины 10.11.2003
Возвращая имя отца. Часть 2 10.11.2003
Последний из Политбюро 06.11.2003
Вот такая, блин, вечная молодость 29.10.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
13.10.24 Воскресенье
87. АМИРГАЛИЕВ Нариман
87. КРАСНОСЕЛЬСКИЙ Николай
84. БУКЕЙХАНОВ Нурым
69. УРАЗАЛИЕВ Серикказы
66. АТАМКУЛОВ Ерлан
65. САТЫБАЛДИН Азимхан
62. МУСТАФАЕВ Ерлан
61. САГИНТАЕВ Бакытжан
59. ДЖУМАБАЕВ Канат
59. ШАРИПОВ Нурсерик
57. АБДИЛДАБЕКОВ Марат
57. ЖУМАГУЛОВ Жаркын
56. ТАЖИБАЕВ Асхат
55. АБУЛГАЗИН Данияр
52. САГЫН Бекбол
...>>>
14.10.24 Понедельник
83. БАЛАБЕКОВ Оразалы
82. АМАНЖОЛОВ Майдан
78. ЖУЛАНОВА Людмила
77. КАРАБАЛИН Узакбай
76. МАМАШЕВ Талгат
76. ЦХАЙ Юрий
75. АЙЖАРИКОВ Турикпенбай
75. ЛЕВИТИН Вячеслав
72. НУРМАГАНБЕТОВ Акылбай
72. ШУМКИН Александр
71. МИНЕНКОВ Сергей
65. МАРДАНОВ Унгарсын
62. БАДАЛИЕВ Манон
61. СЕРИКБАЕВ Бауржан
60. ТАШКЕНБАЕВА Сауле
...>>>
15.10.24 Вторник
93. ДЮСЕМБИН Хабдрахман
90. БИБАТЫРОВА Гайникен
86. КАМАЛОВ Наиф
77. ИСАХОВ Орынбасар
77. НУРГАЛИЕВА Енлик
69. САЙЛЫБАЕВ Бахытжан
68. УМИРЗАКОВ Серикбай
67. КУЛМАНОВ Амангельды
66. РЫСБЕКОВ Мырзабек
65. МЕЛЬДЕШОВ Бахыт
64. АЙДАРБЕКОВА Кулия
63. МУХАМЕДИЯРОВ Марат
61. ТАКАМБАЕВ Муратбек
60. БАЗАРБАЕВ Канат
60. КАРИМОВ Валихан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz