NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Пятница 25.09.2020 22:16 ast
19:16 msk

Возвращая имя отца. Часть 5
Жизнь Бирмухамеда Айбасова - слушателя Московского института Красной профессуры - оборвала пуля, но он многое успел сделать для своего народа, будучи первым акимом первой столицы Казахстана - Кзыл-Орды, руководителем Тургенского овцесовхоза, редактором Казиздата и главным редактором Казпартиздата
12.12.2003 / история

Части: 1, 2, 3, 4, 5

Еркен АЙБАСОВ, "Аграрный Казахстан", 12 декабря

В трескучие январские морозы Сакена и других членов Совдепа отряд атамана Анненкова гонит пешим маршем из Акмолы до Петропавловска – 18 дней, 400 верст. Затем грузят в промозглые телячьи вагоны и везут до Омска, потом до Славгорода и обратно. Многие не выдерживают свирепых морозов, голода, издевательств и пыток конвоиров, умирают, другие пытаются покончить с собой. Омская тюрьма, удачный побег. Январская стужа сменяется весенним половодьем. "...Мы бредем по грязи, по слякоти, по колено в мутной воде, в дырявых сапогах, без куска хлеба, снаряжения". Переход от Славгорода (по-казахски Шот) до Павлодара (Курску) – 152 версты, затем от Павлодара до Баян-Аула – 192 версты, потом до аула Балабая – 100 верст.

В дороге тревожные мысли – куда же приткнуться? "Я шел к Шайбаю, план мой теперь расстроился из-за того, что жил он с Асылбеком Сеитовым в одном доме. Мне нельзя встречаться с Шайбаем, если он живет под одной крышей с врачом Сеитовым". Асылбек Сеитов – идейный враг Сакена. "Если я пойду к Шайбаю, Асылбек узнает о моем прибытии, тогда все пропало: напрасны будут и мой побег из омского лагеря, и поездка в Славгород, и мучительный переход от Павлодара в продырявленных сапогах, по колено в воде. Пройти 350 верст и очутиться в Баян-Ауле в лапах колчаковцев совсем не входило в мои планы. Я решил не заходить к Шайбаю".

Позади путь в 844 версты, или 900 километров, после которого не только родственники, даже любимая мать не узнала почерневшего, постаревшего, потерявшего голос сына. Отдохнув в ауле матери, "нарастив мясо на костях", Сакен Сейфуллин направился через голодную степь в Туркестан, в Тараз, по тому маршруту, по которому издревле кочевали казахи из рода найман-баганалы. В низовьях реки Сары-Су Сакен остановился у отца Биркея – фельдшера Айбаса Байтабынова – и узнал новости о своем друге. Туда к отцу приехал и Биркей. Друзья радостно обнялись, расцеловались. Глянув Биркею в лицо, Сакен все понял.

Нельзя не подивиться душевной щедрости и чуткости Сакена. После всего пережитого сердце его не остыло, боль друга он воспринял как свою. Он знал о первой любви Биркея, еще обучаясь в Омске. Сам поклонник женской красоты, он не опустился до зубоскальства из-за неудачной любви. Ожили образы, руки потянулись к домбре и бумаге.

Сакен написал песню "Омiрсiз гашык" – "Безответная любовь" и посвятил ее Бирмухамеду Айбасову1.

Страсть неуемная,
Поцелуями не утоленная,
Слова – как терпкое вино.
Из мрака ночи
Огонь любви
Горит, скажу, в глазах ее;
Сверкая словно угольки,
Пронзая сердце острием стрелы.
Показалась она,
Ее сладкие слова
Словно напитком из райского сада.
Но понял их после любви,
Насколько чувства ее сильны:
Словно выпил бокал змеиного яда.
К устам ее прикоснулся
И тут же ядом поперхнулся.
В любовь ее поверил,
Сгорел и превратился в пепел.
Доверчивое сердце, теперь замолчи!
Ты лебедь обнимал –
И, как сокол, улетал.
Бедная душа, теперь не стони!
Без надежды и любви будешь век свой продолжать,
И пора угомониться, твердо в руки себя взять.
(Перевод Е. Айбасова)

Тот, кто знаком с творчеством Сакена Сейфуллина, наверняка отметит, что он был придирчив, даже суров к своему творчеству, и посвящения в стихах и песнях не раздаривал. Если посвящал кому-то, то верным друзьям.

От себя могу сказать: "Спасибо, Сакен, что увековечил имя моего отца, низкий тебе поклон". Спасибо также писателю, знатоку творчества Сакена Сейфуллина, доктору наук Турсунбеку Какишеву за то, что указал, где и на какой странице найти стихи, посвященные моему отцу.

7. 1921 год. Заведующий Акмолинским уездным земельным отделом

Введение бестоварного социализма путем "военного коммунизма" с его продразверсткой, когда крестьянам предлагалось даром кормить всю страну, оттолкнуло широкие массы крестьян от большевиков. По стране прокатились крестьянские контрреволюционные восстания (Кронштадтский, братьев Антоновых на Тамбовщине, у нас в Казахстане мятеж в городе Верном и другие). Ленин показал, что он, как всякий теоретик, не знает конкретную жизнь. "Он думает, что булки хлеба, – говорила Н. Крупская, – растут на дереве". "Рабочему классу следовало бы понять, – писал М. Горький в газете "Новая жизнь", 7 ноября 1917 г., – что Ленин проводит свой опыт на его шкуре и с его кровью", что "он работает как химик с той разницей, что химик работает с мертвым веществом, а Ленин с живым". Смелый большевистский эксперимент закончился голодом 1921-1922 гг., от которого умерло 5 миллионов человек.

Осознав глубочайшую ошибочность идеи ускорения социально-экономического развития в отрыве от интересов масс, Ленин в марте 1921 года повернул страну к новой экономической политике – НЭПу.

Вернулись экономические методы хозяйствования – аренда земли, наем рабочей силы, кооперация. Валюта стала конвертируемой. Крестьянам, задавленным всякими поборами, – подушная подать, общественный сбор, выкупные платежи, акцизы, питейные, соляные и другие налоги – после выполнения "твердых налогов" разрешалась вольная торговля.

Бирмухамед Айбасов, находившийся в центре этого хаоса, голода и холода, с надеждой и облегчением воспринял НЭП, веря в то, что он пришел "всерьез и надолго" – именно настолько, чтобы сельское хозяйство начало давать плоды.

Биркей решил обратиться в уездный комитет с просьбой предоставить работу, соответствующую его опыту и знаниям. И весной 1921 года его назначают заведующим уездным земельным отделом (сейчас эту должность можно назвать начальник Акмолинского райсельхозуправления). Одновременно он избирается членом уездного комитета и исполкома. Более подготовленного, соответствующего радикальным реформам того бурного периода, кандидата трудно было подобрать.

Молодой коммунист, специалист сельского хозяйства, внимательно изучает материалы X съезда партии, провозгласившего НЭП, особенно ту часть, где делается упор на вопросы сельского хозяйства. Он старается понять, как это будет выглядеть в приложении к местным казахстанским условиям, к казахскому аулу. Ведь в Казахстане все не так, как в России, казах отродясь не занимался землепашеством. Но в выпасе скота есть некоторые элементы американских ранчо, российских, главным образом, остзейских хуторов. Ленин был не самого высокого мнения о русском мужике: "...русский человек – плохой работник по сравнению с рабочими западных стран: расхлябанность, безответственность, обломовщина, культура труда низкая, если не сказать примитивная". А что тогда говорить о казахах? В общем и в целом, казахский народ психологически совсем не был готов к таким экспериментам.

НЭП подвергался ожесточенным нападкам как слева, так и справа. Оппозиция умна и сильна (правда, она не знает, что вскоре погибнет), но общество и сам воздух пропитаны радикальными настроениями. Левые поспешили объявить НЭП возвратом к проклятому прошлому, сдачей завоеванных позиций. Троцкий и Зиновьев громили НЭП как "выражение мещанской тяги к порядку и покою". Развитие товарного хозяйства крестьянства – это процесс перерождения. Не окажется ли партия на службе у крестьянского капитализма?

Нет, говорит другая сторона, – поблажки крестьянам мы дадим, но властью не поделимся. Ленин и партия ищут философский камень, ищут основное звено в цепи нескончаемых проблем, взявшись за которое, можно вытащить всю цепь.

– А зачем его искать? Основное звено, за которое надо взяться – это фермерское кооперативное хозяйство.

Заслуживают внимания выводы, которые сделал Н. Макаров в своей работе "Как американские фермеры организовали свое хозяйство". Эту брошюру Бирмухамед достал в Акмоле. Развитое фермерское хозяйство, как локомотив, вытягивает остальные отрасли. Первое – из-за свободного оттока сельского населения на заводы и фабрики будет развиваться промышленность. Второе – фермерам начнут поставлять лучшие машины и прочую технику; поднимется производительность труда. Третье – начнется строительство железных и шоссейных дорог, соединяя земледельцев с внутренним и внешним рынками. Четвертое – развивающаяся промышленность и торговля соберут в городе столько народа, что у фермера всегда будет рынок сбыта, а это и есть залог его успеха. Вот оно, главное звено в цепи проблем.

Незадолго до окончания Второй мировой войны Президент США Ф. Рузвельт пригласил крупнейших бизнесменов – Форда, Рокфеллера и других "акул мирового империализма" и предложил им высказать свое мнение – как вывести экономику США из кризиса. Несмотря на то, что каждый из приглашенных был руководителем какой-то отрасли, они не стали тянуть одеяло на себя. Собравшиеся единодушно предложили начать с подъема сельского хозяйства, с фермерства, которое и вытянет впоследствии остальные отрасли. Так и случилось в Соединенных Штатах. В единственной стране мира, где, благодаря фермерству, производительность труда в сельском хозяйстве поднялась выше, чем в промышленности.

То есть они предложили то, что никак не хотели понимать левые радикалы. Понадобилось еще около 60 лет, чтобы убедиться в том, что было очевидно – неэффективность социалистических колхозов и совхозов.

Дни и ночи уходили на оживление и подъем крестьянских хозяйств в уезде. Создавались товарищества, кооперативы. В России, где было развито земледелие, эта работа шла с большим скрипом, а в Казахстане тем более. Ведь здесь преобладали пастбищное животноводство и табунное коневодство. Земледелие же было развито только на севере.

Айбасов выступает со статьями на страницах местных газет, проводит разъяснительную работу среди скотоводов о преимуществах перехода на оседлость. Вечерами участвует в заседаниях Укома и партийных собраниях.

Очень трудно поднимать хозяйства после разрухи Гражданской войны, вдвойне тяжело переходить на совершенно новые производственные отношения, и втройне – переводить на новые производственные отношения кочевников-скотоводов, совершенно не готовых к такому "историческому эксперименту".

СПРАВКА *

Шайбай Айманов – двоюродный брат народного артиста СССР, кинорежиссера Шакена Айманова.

"...Я хотел заглянуть в казачью станицу в горах Баян-Аула, – пишет С. Сейфуллин в своем романе, – там можно было остановиться у медицинского фельдшера Шайбая Айманова. Когда я учился в Омской семинарии, он учился в фельдшерской школе. Мы дружили. После окончания учения каждый из нас уехал работать в свои родные края. Хотя почта в эти годы работала плохо, все же изредка мы переписывались. Мы были не просто товарищами, а верными, закадычными друзьями".

Шайбай был арестован в 1937 году, но, к счастью, его не расстреляли, как многих его друзей, ему дали 10 лет каторги, которые он отбывал врачом на севере Урала за Полярным кругом.

Однажды Шайбай не дал липовое освобождение кому-то из лагерных паханов, контролирующих зону, и получил удар ножом в спину. Его выходила такая же заключенная – врач, карачаевка по национальности. Он женился на ней, и в 1947 году, когда истек срок каторги, вернулся с ней в Алма-Ату, где его терпеливо ждала первая жена. Шайбай не узнал Алма-Аты: ни одного друга юности – одни погибли в сталинских застенках, другие – на войне, а оставшиеся в живых боялись собственной тени; при разговоре с Шайбаем озирались и переходили на полушепот, избегали его. Да, когда волки режут овец, собаки жиреют. Он переехал во Фрунзе (ныне Бишкек), а затем на родину жены – на Кавказ, где и умер. На похороны из Алма-Аты приезжал Шакен Айманов и дочь Шайбая – Зауреш; она и поведала мне историю Шайбая. Зауреш умерла в августе 2002 года. (А каким был Шайбай Айманов, посмотрите на фотографии.)

1) 1919 год, октябрь, Сары-Арка, Сары-Су. Сакен Сейфуллин, Собрание сочинений в 5-ти томах, том 1, стр. 71. Алматы "Жазуши", 1986 г.

Продолжение


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Новые факты деятельности партии "Алаш" 18.12.2003
Новая книга о полпреде 16.12.2003
Жизнь, посвященная Казахстану 16.12.2003
Возвращая имя отца. Часть 5 12.12.2003
Глазами силовиков 11.12.2003
Андрей Ягуарович 10.12.2003
Возвращая имя отца. Часть 4 08.12.2003
Человек высокого долга 25.11.2003
Оружие без границ 24.11.2003
Возвращая имя отца. Часть 3 21.11.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.09.20 Пятница
90. АКБИЕВ Махмуд
78. МАХМЕТОВ Тулеген
74. ЛЕПЕШКИН Геннадий
72. ЖАРИМБЕТОВ Жантеке
72. МУРЗАЛИН Ахат
69. КУСАИНОВ Темирхан
67. ТЕЛЕШЕВ Кайсар
65. КОШАНБЕКОВ Ергазы
64. АРЫНОВ Кажмухан
64. РЫСГАЛИЕВ Сагидулла
63. БАЯНДАРОВ Магзам
63. КУСАИНОВ Амирлан
62. ДМИТРИЕНКО Петр
61. АДИМОЛДА Радильбек
58. АБДЫКАДЫРОВА Айман
...>>>
26.09.20 Суббота
87. БИЕКЕНОВ Кенес
67. АКАНОВ Досмурат
62. АБДИЛОВ Онайбек
62. ЕНСЕГЕНУЛЫ Сагат
61. БАЙГОНОВ Жамбыл
61. ЖАШИБЕКОВ Габдул Хаким
59. ТОПИЛЬСКАЯ Людмила
57. БОПИЕВА Жамиля
57. ЖАНКИН Аскар
56. АХМЕТОВ Саяш
56. КАЗЕЕВ Евгений
56. КАСИЕНОВ Марат
56. САПАРОВА Назым
55. ИДРИСОВ Тимур
54. ЖУМАГАЗИЕВ Муратжан
...>>>
27.09.20 Воскресенье
82. МАМЫРОВ Нургали
74. ДУМЧЕВ Владимир
73. АЙТУГАНОВ Нуpмахамбет
70. КАЛАБАЕВ Найман
70. ОТТО Иван
66. АЛБЫТОВ Жейенай
66. ТОККУЛОВ Сериктес
64. АМАНБАЕВ Богежан
62. АБДУХАЛЫКОВ Фархат
60. МОМБАЕВ Иса
59. ЗАКАРЬЯНОВ Тулеген
57. ТИНИКЕЕВ Мухтар
55. ДЮСЕТАЕВ Берик
54. БЕЙСЕМБЕТОВ Искандер
54. КИМ Виктор
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz