NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 18:12 ast
16:12 msk

Быть человеком - прекрасная должность
Исполнилось восемьдесят лет Л.Г. Галимжановой... Впрочем, точно названная цифра мало что объяснит в характере и в судьбе Ляйли Галиевны, актрисы театра и кино, главного режиссера Казахского телевидения, министра культуры, председателя Госкомитета по кинематографии
26.01.2004 / история

Константин КЕШИН, "Казахстанская правда", 24 января

Исполнилось восемьдесят лет Л. Г. Галимжановой... Впрочем, точно названная цифра мало что объяснит в характере и в судьбе Ляйли Галиевны, актрисы театра и кино, главного режиссера Казахского телевидения, министра культуры, завотделом культуры Совета Министров, председателя Государственного комитета по кинематографии, депутата Верховного Совета Казахской ССР. Прибавим, что все это - дела и должности давно минувших дней. Ее называли "матерью казахского телевидения", поскольку именно этой женщи не выпало стать первым главным режиссером отечественного ТВ.

Маленькую девочку, чьи ранние годы прошли на окраине Петропавловска, приохотил к чтению отец, человек, вопреки страшной бедности занявшийся самообразованием и много в работе над собой преуспевший. Отец Ляйли начинал пастухом, перегонял скот в Китай. Смышленый, добросовестный юноша пришелся по душе одному богатому скотопромышленнику. Он-то и поддержал парня, стремившегося получить как можно больше знаний. Революция увлекла молодого человека своими лозунгами, обещаниями светлых перемен в бедняцкой жизни. Так Галиуллу Галимжанова назначили народным судьей. Его уважали как образованного и опытного юриста, предложили стать коммунистом. Но надо было принародно отречься от веры, от Корана. Он отказался. От должности строптивца тотчас отстранили, а через несколько лет власть припомнила честному человеку его нежелание стать вероотступником.

Пока же Петропавловск пришлось покинуть, и начались семейные скитания. Акмолинск, Чимкент, Алма-Ата... Мама Ляйли не выдержала долгой бедственной доли, умерла тридцатишестилетней. А вскоре арестовали отца. Не все догадывались тогда, что приговор "двенадцать лет без права переписки" на самом деле являлся смертным приговором. Осиротевшие брат и сестра лишь много лет спустя узнали, что отца расстреляли сразу.

Спасла детей родная тетка: никому не отдала, никому не доверила воспитание. Да и сами они старались как могли. Окончив после восьмого класса рабфак, Ляйля Галимжанова поступила на филологический факультет университета. Там военное время собрало неповторимый преподавательский состав. Блистательный остроумец и великолепный рассказчик, друг Маяковского Виктор Шкловский, Наум Берковский - уникальный знаток мирового театра, авторитетнейший критик и литературовед!.. Одним словом, та светлая пора осталась чудесным воспоминанием на всю жизнь. Но перед юностью столько заманчивых дорог! И когда подруга Ляйли Галиевны в 1944 году предложила ей поступать на актерский факультет ВГИКа - институт находился здесь в эвакуации, девушка не сомневалась, что это - голос самой судьбы. И была принята, и стала ученицей великого русского артиста Бориса Бабочкина и талантливого режиссера Григория Рошаля, а вскоре вместе с вернувшимся в родные стены институтом оказалась в Москве.

По возвращении в Алма-Ату выпускница ВГИКа поступила в труппу ТЮЗа. Главным режиссером театра была Н. И. Сац. "Наталья Ильинична... Мы безумно ее боялись. Она - прекрасный организатор, человек, выросший в атмосфере художественного театра, искусства серебряного века, постановщик многих спектаклей, в то же время страшно ревновала всех актрис подряд. Лишь за собой она оставляла право быть Прекрасной Дамой. И я, дебютировавшая вороной Кларой в "Снежной королеве" Евгения Шварца (моим партнером и инструктором по вороньим делам стал замечательный артист и, кстати, любимец Натальи Ильиничны Юрий Борисович Померанцев), все же приняла решение расстаться с театром".

Оказалось - навсегда. Еще не раз житейские обстоятельства круто, порою жестоко завершали ту или иную главу в биографии Ляйли Галиевны, помимо ее воли ставили точку. Однако ни разу она не сломалась. И по сей день у Ляйли Галиевны можно поучиться жизнерадостности, терпимости, нежеланию сводить какие бы то ни было счеты.

"Покинув театр, я поступила в аспирантуру Института литературы и искусства, стала слушать потрясающие лекции по казахскому фольклору Мухтара Омархановича Ауэзова. Это были легендарные выступления, интеллигенция сбегалась и слушала, затаив дыхание. Открывались глубины отечественной истории, неповторимая красота великих памятников слова! И если я стала культурным человеком, то, конечно, благодаря Мухтару Омархановичу. Под его руководством я готовилась защищать диссертацию, само собой, по фольклору. Сдала кандидатские экзамены. Но тут руководство института обнаружило, что почти все аспиранты - дети репрессированных. Под разными предлогами нас всех и отчислили. Меня - "в связи с отсутствием руководителя". Моим гонителям было невдомек, что такие люди, как Мухтар Омарханович, остаются нашими наставниками на всю жизнь".

Бывшей аспирантке предложили роль... аспирантки в фильме "Золотой рог". В центре кинокартины, как вспоминает она, "не человеческие судьбы, а овечья судьба". Выведению новой породы люто препятствовали консерваторы и бюрократы. Но благодаря спасительному вмешательству партии новаторы все превозмогли, и в финале зрители видели победное шествие круторогих архаро-мериносов. Однако и человеческая судьба также решилась на картине. Пока снимался "Золотой рог", Ляйля Галиевна вышла замуж за лейтенанта-артиллериста Зию Абдуллаевича Караулова. С ним она не расставалась до самой его смерти в 2001 году. У Ляйли Галиевны - сын и дочь, пятеро внуков, два правнука...

После заметного дебюта актрису пригласили стать редактором сценарного отдела. Ее сценарий "Высокая должность" получил вторую премию на закрытом конкурсе. "Начались интриги. Пришлось передать сценарий на студию "Таджикфильм". А здесь мой вынужденный поступок ославили как измену, как предательство. Я ушла, почувствовала, что могу писать. Закончила еще один сценарий, "Вечерняя окраина", написала около десяти рассказов. Мухтар Омарханович прочел, сказал: "У тебя легкая рука. Ты умеешь найти верное слово, точно его поставить, твоим героям веришь, их любишь, им сочувствуешь. Пиши!"

Тем временем жизнь настойчиво вела Галимжанову по ступеням служебной карьеры: главный режиссер Казахского телевидения, заместитель министра и министр культуры, завотделом культуры Совета Министров Казахской ССР (1959-1977), председатель Государственного комитета по кинематографии (1977-1981). То были славные, этапные для национальной культуры времена! Ансамбли "Молодой балет Алма-Аты" и "Гульдер", студия эстрадно-циркового искусства, Казахский цирк, творчески-производственный комплекс киностудии "Казахфильм", десятки новых кинотеатров по всей республике, наконец, фильмы - они и по сей день гордость казахского кинематографа - "Кыз Жибек", "Конец атамана". "За нами - Москва", "Песнь о Маншук", "Транссибирский экспресс". В ее министерском кабинете рождались многие замечательные начинания, такие, к примеру, как экспозиции молодых художников Казахстана в престижных выставочных залах Москвы или создание сети сельских очагов культуры: клубов, библиотек.

Ляйля Галиевна никогда ничего не искала для себя, она хотела трудиться с единственной целью - быть полезной своему народу. И о ее спокойной, непоказной скромности, о достоинстве нравственного человека свидетельствует такой случай. Однажды на письменный стол министра лег проект плана одного издательства. Просматривая его, Ляйля Галиевна совершенно неожиданно увидела собственную фамилию. Директор издательства по собственной инициативе включил в план сборник ее рассказов. Галимжанова решительно отказалась, и проза, заслужившая добрый отзыв М. О. Ауэзова, отдельной книгой так и не была издана.

Соратники Ляйли Галиевны вспоминают, что сам ее облик говорил о благородстве личности. Она была дружелюбным человеком, располагавшим к себе решительно всех, но в то же время было бы ошибкой принять ее мягкость, обходительность за слабость характера. Она всегда оставалась непримиримо принципиальной, умела сосредоточить внимание на существенном, терпеливо выслушивала противоречивые суждения, но мнение всегда имела свое - самостоятельное и независимое.

Но Комитет по кинематографии не по ее воле стал последним местом работы. Полного сил и многих замечательных планов человека бесцеремонно отправили на пенсию. Впрочем, об этой невеселой истории - разговор особый. А Л. Г. Галимжанова не очень-то и любит о ней вспоминать: сводить счеты не в ее характере.

Конечно, пережить все это Л. Г. Галимжановой было нелегко. Однако с ней всегда была дружная, объединенная общими интересами, семья, любящий муж, чудесные дети, внуки и правнуки. И еще вместе с античными мыслителями она могла воскликнуть: "Друзья мои - книги"! Они помогали понять суровую правду действительности, глубже познать собственную душу, наполнить каждый день размышлениями.

Некоторое время она набрасывала черновики мемуаров. Потом засомневалась; да кому они нужны... И ныне эти, никому не известные страницы отложены в сторону. Напрасно. Завет великого казахского писателя, некогда высказанный совсем юному человеку, автору нескольких рассказов, конечно же, остается в силе, призывает к ответственности перед памятью М. О. Ауэзова и собственным талантом. Тем более что Ляйля Галиевна всегда относилась к повседневной жизни как к истории. И вполне возможно, что книга, которая в далекие годы осталась лишь строкой в издательском плане, наконец-то увидит свет.

А накануне нового, 2004 года Д. К. Касеинов, возглавивший вновь созданное Министерство культуры, пригласил своих предшественников, в том числе, конечно, и Ляйлю Галиевну, чтобы сказать: "Вы остаетесь нашими советниками и помощниками. Ваш драгоценный опыт, ваше видение современности по-прежнему востребованны, ваша поддержка наших начинаний особенно необходима".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Критика целинной эпохи безосновательна 29.01.2004
Быть человеком - прекрасная должность 26.01.2004
Возвращая имя отца. Часть 7 26.01.2004
Дорогие мои подруги 26.01.2004
"Целина – великая эпоха, но в ней были свои недостатки" 22.01.2004
"Мы поднимали целину, а целина подняла Казахстан" 21.01.2004
В Москве отмечено 90-летие Василия Ливенцова 20.01.2004
Архиву Президента РК – 10 лет 15.01.2004
Возвращая имя отца. Часть 6 12.01.2004
В Алматы известный казахстанский дипломат Салим Курмангужин представил свою книгу 09.01.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz